Новости и статьи / Итоги круглого стола «Подготовка преподавателей, обучающих коммуникации в медицине»

Итоги круглого стола «Подготовка преподавателей, обучающих коммуникации в медицине»

Итоги круглого стола «Подготовка преподавателей, обучающих коммуникации в медицине»

В продолжение работы по повышению качества подготовки медицинских кадров 31 марта 2023 года состоялся  круглый стол «Подготовка преподавателей, обучающих коммуникации в медицине».

Российское общество симуляционного обучения в медицине, признавая эту тему крайне важной и актуальной, в очередной раз оказало помощь в обсуждении  вопросов коммуникации.

Список докладчиков и программа встречи подробно изложены в анонсе, запись круглого стола доступна по ссылке.

Участники встречи попробовали прийти к пониманию: в чем проблема подготовки преподавателей, ответственных за обучение навыков общения; уникальна ли эта проблема; почему её необходимо решать; какие имеются решения и риски; как относиться и оценивать это явление.

На встрече помимо членов Рабочей группы по медицинской коммуникации, было более 100 участников из числа преподавателей и руководителей симуляционных центров.

Основной идеей рабочей группы стала попытка создания единого понимания необходимости и конкретной реализации формирования коммуникативной компетентности у российских медиков, которые должны привести к изменениям, основанным на едином понятийно-терминологическом аппарате, содержании, методах обучения и оценки.

Рефреном этой встречи прозвучал лозунг: «Мыслить глобально, действовать локально!»

На встрече были подняты следующие вопросы:

  1. Кто тот преподаватель, который знает, ЧТО преподавать?
  2. Где он этому научился?
  3. Он действует сам по себе или внутри системы?
  4. Если такого преподавателя надо специально готовить, то нужен образовательный стандарт такой подготовки?
  5. Учебно-методическая база (учебники, сценарии, чек-листы и т.п.)
  6. Можно ли воспользоваться для решения проблемы подготовки таких преподавателей системой повышения квалификации преподавателей и подготовкой научно-педагогических кадров? В настоящее время подготовка преподавателей для врачей не находится в сфере финансирования министерства,
  7. Из обзора публикаций по проблемам обучения общению в медицине за 20 лет, подготовленного коллегами из Кореи, стало очевидно, что проблемы организации обучения не уникальны для нашей страны,
  8. Важно, что навыки общения универсальны для разных специальностей и уровней, поэтому программы должны строится по принципу повторения одних и тех же навыков в разных ситуациях. «От знакомства с навыками к умелому общению!»,
  9. Основная проблема в продвижении и развитии обучения навыкам общения, по мнению зарубежных коллег, в отсутствии навыков фасилитации у преподавателей,
  10. В поиске управленческих решений для внедрения обучения навыкам общения в учебные программы были озвучены – создание экзамена по этим навыкам, чтобы начали учиться; интеграция с клиническими кафедрами; использование наглядной и простой модели навыков; проведение гибридной симуляции,
  11. Для лучшего понимания нужны отечественные исследования для определения степени патернализма, стереотипов и предубеждений, с которыми могут столкнуться преподаватели навыков общения, какой вклад вносит та или иная стратегия обучения,
  12. Нужная ли этапность в подготовке тренеров, для обеспечения качества и преемственности,
  13. Нужны ли специально подготовленные симулированные пациенты для таких занятий. Достаточно ли им обучения, которое проводится для целей организации работы станций на аккредитации,
  14. Для успешной работы тренера навыков общения необходимо пройти шаги от ученика на таком тренинге через работу симулированного пациента до тренера. И обучение не заканчивается, а продолжается рефлексией и обратной связью от наставников после каждого занятия,
  15. Методы исследования с использованием международных шкал позволяют подтвердить, что для формирования пациенториентированного подхода наибольший вклад вносит именно тренировки с симулированными пациентами, которые обучены давать обратную связь,
  16. Какие ещё есть возможности для организации практики по навыкам общения. Применим ли для этого искусственный интеллекта, виртуальные пациенты и человекоподобные роботы. В чём их плюсы и минусы,
  17. Для практикующих специалистов наиболее подходящим форматом из-за скепсиса может стать формат симуляционного обучения с акцентом на запросы каждого из участников.

К сожалению, проблема далеко не исчерпана, о чём говорят вопросы от преподавателей, ответственных за обучение коммуникации:

- как связаны навыки общения и уважение,

- что нам важнее, чтобы хорошо лечили или мило общались,

- где найти время на общение во время приёма, если общаться лечить будет некогда.

Конечно же, все эти вопросы являются индикатором, отсутствия принятия концепции применения навыков, имеющих доказательства, как в успешности клинических исходов, так и в более эффективном использовании ограниченного времени.

Для определения остроты проблемы и дальнейших шагов рабочая группа предложила проводить лонгитюдное исследование - опрос студентов и медицинских работников с использование международных тестов:

- Тест Communication Skills Attitude Scale (CSAS), разработанный Rees, Shears и Davies в 2002 году для оценки отношения медиков к обучению навыкам общения,

- Тест  The patient-practitioner orientation scale (PPOS), разработанный Krupat E, Rosenkranz SL, Yeager C M, Barnard K, Putnam SM, Inui TM. в 2000 году для оценки степени патернализма/пациенториентированности,

- Тест эмпатии Джеферсона.

Для функционирования этого опросника, создана его страница, где будут регулярно размещаться его обзоры и связанные с ним публикации.

Более подробные результаты данного опроса будут опубликованы в профессиональных журналах.

Мероприятие было продолжением серии встреч с заинтересованными лицами/сторонами в разработке согласованного подхода к обучению и оценке навыков общения в медицинских вузах России. Первая из которых прошла 27 апреля 2021 года.

Следующая встреча планируется в рамках заседания рабочей группы в апреле-мае 2024 года.

 

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Новости РОСОМЕД: