В продолжение работы по повышению качества подготовки медицинских кадров 31 марта 2023 года состоялся круглый стол «Подготовка преподавателей, обучающих коммуникации в медицине».
Российское общество симуляционного обучения в медицине, признавая эту тему крайне важной и актуальной, в очередной раз оказало помощь в обсуждении вопросов коммуникации.
Список докладчиков и программа встречи подробно изложены в анонсе, запись круглого стола доступна по ссылке.
Участники встречи попробовали прийти к пониманию: в чем проблема подготовки преподавателей, ответственных за обучение навыков общения; уникальна ли эта проблема; почему её необходимо решать; какие имеются решения и риски; как относиться и оценивать это явление.
На встрече помимо членов Рабочей группы по медицинской коммуникации, было более 100 участников из числа преподавателей и руководителей симуляционных центров.
Основной идеей рабочей группы стала попытка создания единого понимания необходимости и конкретной реализации формирования коммуникативной компетентности у российских медиков, которые должны привести к изменениям, основанным на едином понятийно-терминологическом аппарате, содержании, методах обучения и оценки.
Рефреном этой встречи прозвучал лозунг: «Мыслить глобально, действовать локально!»
На встрече были подняты следующие вопросы:
- Кто тот преподаватель, который знает, ЧТО преподавать?
- Где он этому научился?
- Он действует сам по себе или внутри системы?
- Если такого преподавателя надо специально готовить, то нужен образовательный стандарт такой подготовки?
- Учебно-методическая база (учебники, сценарии, чек-листы и т.п.)
- Можно ли воспользоваться для решения проблемы подготовки таких преподавателей системой повышения квалификации преподавателей и подготовкой научно-педагогических кадров? В настоящее время подготовка преподавателей для врачей не находится в сфере финансирования министерства,
- Из обзора публикаций по проблемам обучения общению в медицине за 20 лет, подготовленного коллегами из Кореи, стало очевидно, что проблемы организации обучения не уникальны для нашей страны,
- Важно, что навыки общения универсальны для разных специальностей и уровней, поэтому программы должны строится по принципу повторения одних и тех же навыков в разных ситуациях. «От знакомства с навыками к умелому общению!»,
- Основная проблема в продвижении и развитии обучения навыкам общения, по мнению зарубежных коллег, в отсутствии навыков фасилитации у преподавателей,
- В поиске управленческих решений для внедрения обучения навыкам общения в учебные программы были озвучены – создание экзамена по этим навыкам, чтобы начали учиться; интеграция с клиническими кафедрами; использование наглядной и простой модели навыков; проведение гибридной симуляции,
- Для лучшего понимания нужны отечественные исследования для определения степени патернализма, стереотипов и предубеждений, с которыми могут столкнуться преподаватели навыков общения, какой вклад вносит та или иная стратегия обучения,
- Нужная ли этапность в подготовке тренеров, для обеспечения качества и преемственности,
- Нужны ли специально подготовленные симулированные пациенты для таких занятий. Достаточно ли им обучения, которое проводится для целей организации работы станций на аккредитации,
- Для успешной работы тренера навыков общения необходимо пройти шаги от ученика на таком тренинге через работу симулированного пациента до тренера. И обучение не заканчивается, а продолжается рефлексией и обратной связью от наставников после каждого занятия,
- Методы исследования с использованием международных шкал позволяют подтвердить, что для формирования пациенториентированного подхода наибольший вклад вносит именно тренировки с симулированными пациентами, которые обучены давать обратную связь,
- Какие ещё есть возможности для организации практики по навыкам общения. Применим ли для этого искусственный интеллекта, виртуальные пациенты и человекоподобные роботы. В чём их плюсы и минусы,
- Для практикующих специалистов наиболее подходящим форматом из-за скепсиса может стать формат симуляционного обучения с акцентом на запросы каждого из участников.
К сожалению, проблема далеко не исчерпана, о чём говорят вопросы от преподавателей, ответственных за обучение коммуникации:
- как связаны навыки общения и уважение,
- что нам важнее, чтобы хорошо лечили или мило общались,
- где найти время на общение во время приёма, если общаться лечить будет некогда.
Конечно же, все эти вопросы являются индикатором, отсутствия принятия концепции применения навыков, имеющих доказательства, как в успешности клинических исходов, так и в более эффективном использовании ограниченного времени.
Для определения остроты проблемы и дальнейших шагов рабочая группа предложила проводить лонгитюдное исследование - опрос студентов и медицинских работников с использование международных тестов:
- Тест Communication Skills Attitude Scale (CSAS), разработанный Rees, Shears и Davies в 2002 году для оценки отношения медиков к обучению навыкам общения,
- Тест The patient-practitioner orientation scale (PPOS), разработанный Krupat E, Rosenkranz SL, Yeager C M, Barnard K, Putnam SM, Inui TM. в 2000 году для оценки степени патернализма/пациенториентированности,
- Тест эмпатии Джеферсона.
Для функционирования этого опросника, создана его страница, где будут регулярно размещаться его обзоры и связанные с ним публикации.
Более подробные результаты данного опроса будут опубликованы в профессиональных журналах.
Мероприятие было продолжением серии встреч с заинтересованными лицами/сторонами в разработке согласованного подхода к обучению и оценке навыков общения в медицинских вузах России. Первая из которых прошла 27 апреля 2021 года.
Следующая встреча планируется в рамках заседания рабочей группы в апреле-мае 2024 года.
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.