Новости и статьи / Итоги круглого стола «МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Итоги круглого стола «МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Итоги круглого стола «МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

В продолжение работы по повышению качества подготовки медицинских кадров 17 марта 2022 года состоялся  круглый стол «Модели профессионального общения в клинической практике».

Российское общество симуляционного обучения, признавая эту темой весьма важной и сложной, в очередной раз оказало помощь в обсуждении  вопросов коммуникации.

С докладами выступили:

  1. Е.А. Шапекина, ст. преподаватель МАСЦ ФГБОУ ВО «Тверской ГМУ» МЗ РФ.
    Доклад: «Проблемы, связанные с отсутствием в медицинском образовании единого подхода к подготовке в сфере профессиональной коммуникации».
  2. Ю.А. Кабирова, доцент кафедры внутренних болезней и семейной медицины, руководитель УМЦ бережливых технологий "Фабрика процессов Lean&Training " ФГБОУ ВО ПГМУ им акад. Е.А. Вагнера.
    Доклад: «Проблемы подготовки симулированных пациентов (роботов) для обучения в сфере профессиональной коммуникации».
  3. Э. Х. Харисова, ассистент, кафедра симуляционных методов обучения, Казанский ГМУ.
    Доклад: «О преподавании по методике Калгари-кембриджской модели».
  4. С.Ю. Астанина, руководитель МАСЦ ФГБУ "НМИЦ ТПМ".
    Доклад: «Проблемы отбора навыков профессиональной коммуникации для обучения и оценки уровня подготовленности врачей-терапевтов».
  5. А.В. Энерт, ассистент, МАСЦ СибГМУ.
    Доклад: «Взгляд ординаторов на проблему коммуникативных навыков».
  6. Е.Ю. Васильева, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии СГМУ, г. Архангельск.
    Лекция: Модели профессионального общения в клинической практике.

Организаторы и участники посетовали на то, что, несмотря на внушительный опыт, подготовку и преемственность медицинского образования в России, к сожалению, сфера медицинской коммуникации, многолетние исследования и целостностные подходы к этому вопросу все еще находятся в зоне неосознанной некомпетентности подавляющего большинства российских врачей и медицинских сестер.

Участникам было предложено ознакомиться с опытом обучения навыкам профессионального общения в Москве, Казани, Твери, Санкт-Петербурге, Перми, Томске, Архангельске и других городах России.

С программой, целями и видео данной встречи можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://rosomed.ru/conferences/99

Участники встречи заострили внимание на существующем противоречии – не успев развернуть обучения профессиональному общению, этот навык уже подлежит оценке на аккредитационном экзамене. В противовес этому в чате был задан вопрос: «А что должно было произойти, чтобы начали по-другому обучать?». Действительно, даже сейчас, когда специалистам очевидно, что обучение не соответствует тому, что контролируют, никаких попыток, чтобы начать обучать по-другому системно не предпринимается. И, даже, когда преподаватели были готовы пройти обучение, чтобы после него начать новое современное, востребованное обучение, руководители отказывали в оплате такого обучения, аргументируя тем, что в этом нет производственной необходимости.

Конечно, при таком отсутствии понимания проблемы со стороны руководителей образовательных организаций, разработка и внедрение государственной концепции с наличием общепризнанной модели, будет подразумевать выделение затрат на повышение квалификации преподавателей.

Следующей проблемой, обозначенной докладчиками, стала проблема формулирования навыков, которые совершенно не присутствуют в профессиональных стандартах или сформулированы совершенно не конкретно, рамочно. Справедливости ради необходимо отметить, что такая проблема присутствует не только для навыков общения – также и другие навыки прописаны общими словами, не конкретизированы. Основным докладчиком, профессором  Е.Ю. Васильевой был представлен обзор моделей коммуникации между врачом и пациентом. Попытка единого понимания необходимости и конкретной реализации формирования коммуникативной компетентности у российских медиков должна привести изменениям, основанным на единый понятийно-терминологический аппарат, содержания, методов обучения и оценки.

Для определения остроты проблемы и дальнейших шагов участники круглого стола прошли анонимный опрос. В настоящий момент данный опрос открыт и ответы ещё принимаются до начала работы "Рабочей группы", создание которой представляется чрезвычайно важным звеном в разработке отечественной Модели профессионального медицинского общения.

При анализе результатов анонимного опроса данного круглого стола было отмечено, что:

100% опрошенных считают, что существует проблема недостаточной коммуникативной компетенции среди медицинского персонала.

94% подтвердили полезность наличия согласованного подхода к обучению и оценке коммуникативных навыков.

22% опрошенных не считают, что необходима разработка (адаптация) модели общения с пациентами для РФ, так как есть зарубежные.

Остальные 88% опрошенных согласны, что необходима адаптация мировых моделей и/или разработка собственной отечественной модели профессионального общения.

Более подробные результаты данного опроса будут опубликованы в профессиональных журналах.

Мероприятие было продолжением серии встреч с заинтересованными лицами/сторонами в разработке согласованного подхода к обучению и оценке навыков общения в медицинских вузах России. Первая из которых прошла 27 апреля 2021 года.

Следующая встреча планируется в рамках заседания рабочей группы с предварительным сроком конец апреля-мая 2022 года.

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Новости РОСОМЕД: