Организация обучения студентов-медиков в контексте индивидуальной образовательной траектории

Автор(ы): Г.А. Кухарчик, Е.В. Пармон, М.А. Овечкина

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова

Актуальность

Индивидуализация обучения является отличительной чертой подготовки современного специалиста. Это не только необходимость, вызванная индивидуальными особенностями обучающихся , но и возможность освоения дополнительных смежных компетенций, что весьма актуально. В большинстве случаев индивидуализация образовательной траектории связана с потребностями рынка труда.

Цель

Проанализировать на примере обучения по программе специалитета "Лечебное дело" в ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" особенности организации обучения студентов-медиков при реализации программ, включающих индивидуализацию образовательной траектории.

Результаты

Программы содержат большое количество элективных дисциплин, позволяющих формировать индивидуальную образовательную траекторию. Выбор осуществляется студентом после просмотра презентационных материалов и представления программы преподавателями. Успешность траектории определяется сформированной логистикой продуманного направления выбора и гибкой актуализацией представленных дисциплин, что зависит от образовательной программы и сформированного учебного плана. Важное значение в формировании программы имеет преподаватель, курирующий направление. Индивидуализация обучения тесно сопряжена с интегрированием научной составляющей в образование. Дополнительные возможности индивидуализации обучения связаны с практиками симуляционного обучения и выполнением научно-исследовательской работы. Также организационно важны вовлечение студентов в обучение по программам дополнительного образования.

Тема: Организационные вопросы НПР
Галина Кухарчик

Образовательная адаптация и цифровая трансформация в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19

Автор(ы): Е.В. Шляхто, Е.В. Пармон, Г.В. Косяков, Г.А. Кухарчик.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала вызовом к системе здравоохранения и образования. Медицинские вузы и научные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в условиях пандемии должны решать 2 стратегические задачи: сохранение высокого качества подготовки медицинских кадров и действенная поддержка системы здравоохранения в оказании помощи населению. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении в кратчайшие сроки образовательной адаптации и цифровой трансформации, которая учитывает специфику медицинского образования.

Цель

Предложить комплексный подход к образовательной адаптации и цифровой трансформации, предполагающий внедрение новых методов и форм организации учебного процесса, техническую и методическую поддержку преподавателей и обучающихся в освоении новых технологий электронного обучения, сохранение в условиях пандемии интеграции науки, инноваций и образования.

Материалы и методы

Общенаучные методы анализа, проектирования. Мониторинг реализации гибридного формата обучения, интерактивных методов, нацеленный на выявление затруднений субъектов образовательного процесса, качества подготовки врачебных кадров.

Результаты

Опыт Центра Алмазова позволил повысить оперативность реагирования на запросы медицинских организаций, включить в орбиту образовательного процесса новые каналы академической коммуникации, достичь большей гибкости и вариативности в реализации образовательных программ, внедрить новые форматы организации практической подготовки, проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Выводы

Гибридный формат обучения, интерактивные методы обучения, новые форматы организации практической подготовки (удаленная практика, мобильная выездная мультидисциплинарная бригада) позволяют не только адаптировать учебный процесс к условиям пандемии, но сформировать у обучающихся уникальные врачебные навыки, сохранить высокое качество обучения.

Тема: Организационные вопросы НПР
Геннадий Косяков

Оценка уровня знаний по базовой первой помощи у студентов шестого курса по данным анкетирования

Автор(ы): Жуйко Е.Н., Сапотницкий А.В., Мирончик Н.В.

Город: Минск

Учреждение: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Актуальность

Актуальность
Несмотря на неоднократное изучение тем базовой первой помощи и сердечно-легочной реанимации (СЛР) на предыдущих курсах, уровень остаточных знаний студентов шестого курса может быть различным, что важно учитывать при планировании занятий с использованием высокореалистичного симуляционного оборудования.

Цель

Оценить уровень знаний студентов 6 курса педиатрического факультета по оказанию базовой первой помощи, а также базовой СЛР до начала занятий в лаборатории практического обучения БГМУ в 2020-2021 году.

Материалы и методы

Перед началом занятий проводилось входное тестирование, включавшее 20 вопросов для оценки исходных знаний студентов по теме занятия: из которых 13 это вопросы из опросника для курсантов American Red Cross First Aid/CPR/AED (базовый курс по первой помощи) и 8 вопросов по протоколу СЛР из «Рекомендации по СЛР и неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях (ECC) American Heart Association (AHA) от 2020 года».
Проведен анализ анкетирования 31 студентов 6 курса педиатрического факультета.

Результаты

При анализе блока вопросов по базовой первой помощи наибольшие затруднения (правильно ответило менее 50 процентов) вызвали вопросы:
• Показания для прекращения СЛР (15 из 31)
• Продолжительность оценки дыхания при осмотре АВС (14 из 31).
• Какую помощь оказать ребенку (взрослому) или младенцу при признаках механической асфиксии (10 из 31/ 7 из 31)
• Техника проведения массажа грудной клетки у младенцев (расположение пальцев или руки) (9 из 31)

При анализе блока вопросов по Протоколу проведения СЛР наибольшие затруднения (правильно ответило менее 50 процентов) вызвали вопросы:
При каких нарушениях сердечного ритма требующих проведения СЛР необходима дефибрилляция (несколько вариантов ответа) (2 из 31)
Когда вводится адреналин первый раз при остановки сердца с невозможностью проведения дефибрилляции (10 из 31).
При проведении СЛР с какой периодичностью (минуты) необходимо контролировать ЭКГ ? (12 из 31)
При проведении СЛР у детей с дефибрилляцией, после какого по счету, разряда дефибриляции вводится адреналин первый раз? (15 из 31).
После проведения циклового занятия по базовой СЛР с работой по протоколам «American Heart Association (AHA) от 2020 года» в лаборатории практического обучения на манекенах –симуляторах и виртуальных манекенах. На все вопросы правильно отвечали более 90 процентов опрашиваемых.

Выводы

1. Полученные результаты показывают важность преподавания курса первой помощи студентам медицинских университетов. С 2018 года эта дисциплина введена в программу обучения студентов медицинских вузов республики Беларусь.
2. Для закрепления и понимания полученных знаний при оказании базовой неотложной помощи необходима работа в рамках практического обучения на манекенах –симуляторах и виртуальных манекенах.
3. Оценка уровня остаточных знаний, до начала занятий, с использованием симуляционного оборудования, позволяет внести коррективы в ход их проведения для повышения эффективности освоения практических навыков.

Тема: Организационные вопросы НПР
Alena Zhuiko

Важность симуляционной подготовки ординаторов по специальности кардиология

Автор(ы): О.С. Сергеева, А.А. Чурсин, А.В. Подопригора, С.Н. Боев, Д.Е. Боев, И.А. Ловчикова, О.П. Вислова, А.А. Жуков.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Симуляционное обучение в последнее десятилетие является неотъемлемой составляющей в профессиональном становлении будущих специалистов. Использование методов симуляционного обучения дает возможность повысить уровень подготовки, практических навыков и профессиональной ориентации будущих кардиологов. Создание имитационных ситуаций в условиях симуляционного центра дает возможность обучающимся оттачивать практические навыки при осмотре пациента или оказании экстренной и неотложной медицинской помощи, повышать уровень теоретических знаний. Уникальность подготовки и обучения в условиях симуляционного центра состоит в том, что ординаторы имеют возможность многократно отрабатывать действия на тех или иных станциях, оттачивая свои умения до максимальной точности, что в будущей практической деятельности врача-кардиолога значительно повысит качество оказания медицинской помощи . Большим преимуществом симуляционного обучения ординаторов-кардиологов является отсутствие рисков для реальных пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в силу того, что обучение проходит с использованием необходимых симуляторов и тренажеров. Нельзя не отметить, что такая модель подготовки и обучения кадров существенно снижает уровень стресса у обучающихся, позволяя в полной мере проявить себя, снижая вероятность ошибок и неточностей в будущем.

Цель

Оценить эффективность обучения и профессиональной подготовки ординаторов-кардиологов в условиях симуляционного центра ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Проанализировать связь между отработкой навыков в рамках симуляционной подготовки и дальнейшим уровнем профессионализма в практической деятельности врача-кардиолога.

Материалы и методы

Кардиология, как известно, достаточно обширный раздел медицины, в котором недостаточно только владеть теоретическими знаниями. Они обязательно должны подкрепляться постоянной практикой, в том числе и навыками коммуникации с пациентами. В симуляционном центре, при подготовке врачей-кардиологов, важную роль в обучении играют симуляторы, тренажеры и манекены с обратной связью, а так же участие стандартизированных пациентов в различных клинический ситуациях. Ординаторы имеют возможность обучения в условиях максимально приближенных к реальным, что позволяет значительно повысить уровень их профессиональной подготовки. При организации учебного процессе создаются условия для формирования и закрепления различных навыков ординатора путем визуального контакта и тактильного взаимодействия обучающегося с тем или иным оборудованием, имитирующим реальные ситуации. Неотъемлемым звеном обучения специалистов, в рамках симуляционного тренинга, является дебрифинг, который позволяет обсудить и, в дальнейшем, исключить неточности и допущенные ошибки.

Результаты

В результате подготовки ординаторов-кардиологов на базе мультифункционального аккредитационно-симуляционного Центра ВГМУ им. Н.Н. Бурденко повысился уровень практической подготовки специалистов. Ординаторы умеют применять знания на практике и быстро действовать в угрожающих жизни ситуациях, что положительно сказывается на формировании интереса к практике у молодых специалистов. Кафедра симуляционного обучения использует новейшие технологии и методики в целях обучения ординаторов. Результатом подготовки ординаторов является их удовлетворенность своими навыками и уровнем знаний в кардиологической специальности. Показателем успешных результатов подготовки специалистов служит способность применения ими своих умений в практической медицине и исключение ошибок и неточностей при лечении пациентов.

Выводы

Профессиональная подготовка кардиологов на кафедре симуляционного обучения играет важную роль в становлении и квалификации специалиста. Будущие врачи-кардиологи ,в рамках кафедры, оттачивают свои практические умения до мастерства без рисков для реальных пациентов, учатся ориентироваться в сложных клинических ситуациях, работать в команде, что в целом адаптирует будущих квалифицированных специалистов к труду в реальных условиях. Использование ресурсов кафедры симуляционного обучения, многократное повторение, ориентирование в сложных ситуациях и применения своих теоретических знаний, достойно сказывается на формировании профессионализма будущих врачей-кардиологов.

Тема: Организационные вопросы НПР
Александр Чурсин