Образовательные интервенции по флеботомии

Автор(ы): Тогоев О.О.1, Хохлов И.В.2, Грибков Д.М.2, Шубина Л.Б.2, Рогощенкова А.В.3

Город: Москва

Учреждение: 1-GMS клиника, 2- Тренинговая компания Mentor Medicus, 3- ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова

Актуальность

Преподавание стандартной операционной процедуры (СОП) взятие венозной крови (венепункция, флеботомия), в течение длительного времени происходило по классической модели, в которой преподаватель объяснял и показывал курсантам как правильно берут кровь из вены, а затем обучающие повторяли за ним всю последовательность. В 2014 году в системе обучения стали появляться преподаватель замещающие технологии, такие как виртуальный комплекс ТьюторМан, в котором курсанты на основе эталонного видео повторяли всю последовательность и после могли сами себя оценить по стандартному чек-листу.
Однако, такие методы обучения хорошо работают, когда обучающие только начинают осваивать материал и не имеют своих представлений о данной манипуляции. А что делать, если обучающиеся уже имеют собственный опыт взятия венозной крови и устоявшиеся представления о манипуляции. Мы обратились к технологиям образовательных интервенций, когда надо сделать так, чтобы специалисты изменили имеющееся поведение.
Идея данного обучения возникла после анализа жалоб от пациентов на качество взятия крови. В связи с этим, работодатель попросил помочь создать постоянно действующий тренинг, на котором все вновь прибывшие и действующие сотрудники клиники, связанные с этой процедурой должны регулярно проходить обучение, а также выявлять другие возможные проблемы.
В процессе создания тренинга был проведен систематический анализ отечественной и зарубежной литературы. Проводился поиск по базам данных PubMed и Google.Scholar. В основу тренинга легли рекомендации ВОЗ, национальный ГОСТ по преаналитическому этапу лабораторной диагностики, руководство фирмы Vacuette - производителя оборудования для взятия крови, учебное пособие Эрнст, Дэннис Дж. Прикладная флеботомия [Текст] / Деннис Дж. Эрнст ; [пер. с англ. Ф. С. Катасонов]. — Москва : Медиздат, 2014. — XX, 275 с.и другие источники.

Цель

Описать подходы, позволяющие в ходе симуляционных тренингов влиять на последующее поведение медицинского персонала, с целью повышения эффективности их деятельности.

Материалы и методы

Одним из главных вопросов данного тренинга стало создание реалистичной среды, в которой все участники смогут максимально погрузиться в пространство, необходимое для взятия крови. Так как, было важно, чтобы сотрудники проверяли своё рабочее место каждый раз перед началом смены и помнили, какое оборудование должно быть в доступе, то в "нулевом" сценарии перед участниками стояла задача создать свой рабочий кабинет. Все расходные материалы выдавались симулированной сестрой хозяйкой только по запросу. Самой проблемной частью тренинга оказалась непривычная анатомия стимулятора руки пациента. Несмотря на то, что венами на руке-симуляторе выступали трубки толщиной с палец, опытным сёстрам с непривычки было сложно попасть в них с первой попытки. На тренинге мы получали очень много жалоб на то, что в жизни у людей всё по другому и сейчас всё происходит не по настоящему. Чтобы убрать этот барьер перед началом тренинга все сёстры имели возможность попробовать попасть в вену, использовав на это столько попыток, сколько потребуется. Несмотря на то, что перед тренингом у всех была возможность дистанционно ознакомиться с теорией в виде интерактивной лекции с тестовыми заданиями, далеко не все участники пользовались этим и, потому, полностью отказаться от теории на тренинге не получилось. Каждый теоретический блок по 10-15 минут проводился после каждого сценария, который как раз выявлял соответствующую проблему. При работе с группой, в которой присутствуют опытные медицинские работники возникает довольно много конфликтных ситуаций. Нужно помнить о том, что чем больше сила давления на группу, тем больше курсанты сопротивляются получению новых знаний. Обучающему довольно сложно принять тот факт, что действие, которое он выполнял на протяжении длительного времени и считал правильным, могло оказаться ошибочным. В нашей работе мы использовали симулированных пациентов с наборами различных задач, которые можно по согласованию с тренером миксовать в нужном сочетании, например, «пациент поел, но настаивает на манипуляции», «пациент подаёт вербальные и невербальные сигналы, что боится процедуры», «пациент требует от медицинского работника взятия крови только из определенного места на руке, говорит, что это его рабочая вена», «пациент теряет сознание» и другие

Результаты

В первую очередь медицинские работники отметили, что подобное обучение позволило им быстро и достаточно эффективно освежить в памяти четкие алгоритмы и нюансы работы при взятии крови. Изначально проявлялось скептическое отношение к данной теме, но во время проведения и после тренинга (по результатам анонимного опроса) мнение изменилось в положительную сторону. В обратной связи некоторые медсестры просили проводить тренинг на рабочем месте, в знакомой для них обстановке. Вопрос проведения тренингов in situ был поставлен перед руководством. Тем не менее, мы понимаем, что речь идёт об экономической рентабельности деятельности клиники.

Обсуждение

По результату работы был предложен ряд рекомендаций, например, дать строгое определение слову «натощак» в СОП; создать мнемоническое правило, которое позволит облегчить запоминание факторов, приводящих к гемолизу; к каждому сценарию, где совершалась ошибка, последствия которой неочевидны в момент ее совершения, предложить историю, где эти последствия проявляются… Таким образом, подготовка и проведение тренинга в виде образовательной интервенции - это сложный, многоступенчатый и очень захватывающий процесс.

Выводы

Важнейшими составляющими тренинга стали тщательно синхронизированный теоретический и практический блоки по порядку и правилам работы с разными типами пробирок, разбор ошибок, связанных с нарушением техники безопасности со стороны медработников, обсуждение изменений в алгоритмах, а также навыки общения с трудными пациентами. Проведенные тренинги позволили среднему медперсоналу по-новому взглянуть на свою работу и внести коррективы. В будущем это поможет увеличить точность получаемых пациентами результатов анализов.

Тема: Сестринское дело, уход
Любовь Шубина

Симуляционное обучение для формирования практической компетентности медицинских сестер

Автор(ы): И.С. Абельская, Т.В. Каминская, О.С. Борушко

Город: Минск

Учреждение: государственное учреждение «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента Республики Беларусь

Актуальность

Качество медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения и повышение эффективности напрямую связаны с уровнем подготовки медицинских работников. Врачи любых специальностей, какими бы профессионалами они бы не были, не смогут работать без квалифицированной помощи среднего медицинского персонала.

Цель

Продемонстрировать опыт применения образовательных симуляционных технологий в последипломном образовании среднего медицинского персонала на базе многопрофильной высокотехнологичной клиники.

Материалы и методы

На базе ГУ “Республиканский клинический медицинский центр” Управления делами Президента Республики Беларусь с февраля 2018 года организован образовательный симуляционный центр, оснащенный современным оборудованием и предлагающий сегодня достаточно широкий перечень актуальных образовательных программ для среднего медицинского персонала.
Обучающий курс «Сердечно-легочная реанимация (СЛР), анафилаксия» для врачей всех специальностей и медицинских сестер. Особенно актуален для специалистов, работающих с местными анестетиками. Рассматриваются актуальные вопросы проведения экстренной медицинской помощи пациентам с анафилаксией. Практический модуль проводится с использованием современных тренажёров и симуляторов: тренажер для отработки навыков СЛР «Анна», муляж ребенка, манекен тренажер для отработки навыка пункции центральных вен и декомпрессии при напряжённом пневмотораксе, многофункциональный робот-тренажер для отработки навыков неотложной помощи. Индивидуально отрабатывается навык проведения СЛР (с/без применения дефибриллятора), внутрикостных инъекций. Проводится командный тренинг (врачи, фельдшера, медицинские сестры) согласно симуляционному сценарию. На этапе дебрифинга проводится причинно-следственный анализ полученных результатов.
Обучающий курс «Дезинфекция и стерилизация эндоскопического оборудования» рассчитан на средний медицинский персонал, задействованный в работе с эндоскопическим оборудованием в различных направлениях: эндоскопические исследования (гибкая эндоскопия); диагностические и лечебные манипуляции в хирургии, гинекологии, урологии, отоларингологии. В качестве симуляторов - реальное адаптированное оборудование, позволяющее демонстрировать все этапы обработки инструментов.
Обучающие курсы «Организация работы медицинской сестры процедурного кабинета» и «Организация работы медицинской сестры стоматологического кабинета» повышают уровень профессиональных компетенции и мануальных навыков. В теоретический модуль включены вопросы обеспечения инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала, грамотного осуществления преаналитического этапа лабораторных исследований, выполнения инъекций и внутривенных инфузий. Практический модуль посвящен качественному осуществлению алгоритмов выполнения инвазивных процедур с использованием модели руки для внутривенных инъекций (Injection arm 3B Scientific) и стандартов инфекционного контроля, вопросам организации рабочего места медицинской сестры стоматологического кабинета, отработке качественного выполнения стандартов инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациента и медицинских работников при выполнении стоматологических манипуляций.
На обучающем курсе для фельдшеров, акушерок, фельдшеров-акушеров, помощников врача по амбулаторно-поликлинической помощи «Скорая медицинская помощь на догоспитальном этапе: СЛР, анафилаксия, коматозные состояния» рассматриваются вопросы проведения экстренной медицинской помощь пациентам при неотложных состояниях, анафилаксии, комах. Отрабатываются практические навыки всех этапов СЛР как на симуляционном, так и на реальном рабочем оборудовании, проведение внутрикостных инъекций. Рассматриваются особенности оказания скорой медицинской помощи пациентам с Covid-19.
Одной из новинок является обучающий курс для фармацевтов «Фармацевтическое консультирование в современной аптеке». Программа включает в себя основы и алгоритмы консультирования с элементами ситуационного психологического анализа общения с посетителями аптек, оказания консультативной помощи посетителям аптек при выборе безрецептурных лекарственных средств; информирование посетителей аптек по различным группам лекарственных препаратов, синонимам в рамках одного международного непатентованного названия, по правилам приема и режиму дозирования лекарственных препаратов, их хранению в домашних условиях, по вопросам применения и совместимости лекарственных препаратов, их взаимодействию с пищей, возможным неблагоприятным побочным реакциям. Отдельным пунктом образовательной программы рассматриваются актуальные аспекты гигиенических требований к аптекам.

Результаты

Для постоянного анализа деятельности образовательного симуляционного центра и с целью улучшения качества предлагаемых образовательных услуг проводится анкетирование всех участников образовательных программ по разработанным анкетам. Результаты анализа проведенного анкетирования показали высокую востребованность предлагаемых тематик, особенно для специалистов тех сфер медицинской помощи, где требуются совершенные мануальные навыки.

Выводы

Симуляционное обучение – это неотъемлемая составляющая последипломного непрерывного образования среднего медицинского персонала, которое позволяет совершенствовать практические навыки, ускоряет внедрение новых технологий в практическую деятельность лечебных учреждений без потери качества и с сохранением безопасности их внедрения для жизни пациентов.
Технический потенциал образовательного симуляционного центра государственного учреждения «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента Республики Беларусь позволяет создавать образовательные программы для отработки навыков множества специальностей медицинских работников. Для этого имеется союз практиков и методистов, определенное профессиональное любопытство и желание делиться знаниями.
Наши специалисты готовы разработать образовательные программы, адаптированные к Вашим потребностям. Сотрудничаем с медицинскими учреждениями различных форм собственности.

Тема: Сестринское дело, уход
Татьяна Каминская

Обучение специалистов среднего медицинского звена особенностям ухода за пациентами с COVID-19 в условиях стационара

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, Е.В. Карпова

Город: Москва

Учреждение: Учебно-аккредитационный центр - Медицинский симуляционный центрн Боткинской больницы

Актуальность

Совершенствование профессиональных компетенций специалистов среднего медицинского звена в рамках ранней диагностики и ухода за пациентами с новой коронавирусной инфекции COVID-19 обусловлена продолжающимся ростом распространения новой коронавирусной инфекции. Сложившаяся ситуация в мире и стране требует совершенствования знаний специалистов среднего медицинского звена по вопросам сестринской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Цель

совершенствование способности и готовности среднего медицинского персонала к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в соответствии с профессиональным стандартом и должностными инструкциями в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Материалы и методы

Медицинская сестра занимает ведущую роль в оказании качественной медицинской помощи пациенту. Деятельность современной медицинской сестры предполагает ежедневное использование стандартов (норм) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских манипуляций при оказании помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Ежедневно медицинская сестра проводит стандартный мониторинг: SpO2, ЧСС, частота дыхания, неинвазивное АД, ЭКГ.
Особое внимание уделяется использованию разных видов СИЗ для защиты медицинских работников.

Результаты

При реализации обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация ухода за пациентами с COVID-19 в условиях стационара» каждому специалисту предоставлена возможность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи.
Во время пандемии COVID-19 у пациентов отмечается тяжелая гипоксемия с необходимостью интенсивной терапии, а некоторым из них требуется инвазивная или неинвазивная вентиляция легких. Неинвазивная вентиляция легких обеспечивает как оксигенацию, так и вентиляцию легких, а также позволяет настраивать давление и поток в соответствии с дыхательным паттерном пациента. Медицинские сестры, применяющие НИВЛ у пациентов с COVID-19, должны следовать общим принципам лечения острой гипоксемической дыхательной недостаточности.
На основании клинического обследования, данных эпидемиологического анамнеза, результатов лабораторных исследований устанавливается диагноз. В условиях симуляционного обучения, обучающиеся проводят мониторинг состояния пациента в зависимости от заболевания, оценивая при этом состояние слизистых оболочек верхних дыхательных путей, температуру тела пациента, уровень сознания, измеряют ЧСС, АД, ЧДД, SpO2. Важное значение в лечении пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) уделяется прон-позици.
В отношении COVID-19 рассмотрены методы стандартной технологии забора биологических материалов для лабораторных исследований.
Для медицинских работников требуются дополнительные меры предосторожности, чтобы защитить себя и предотвратить внутрибольничную передачу. Меры предосторожности, которые должны быть реализованы работниками здравоохранения, ухаживающими за пациентами с COVID-19, включают:
 надлежащее использование СИЗ (правильный выбор при использовании);
 обучение тому, как надевать, снимать и утилизировать СИЗ.

Выводы

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что обучение специалистов среднего медицинского звена по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация ухода за пациентами с COVID-19 в условиях стационара» является важным преимуществом в отработке навыков, позволяет провести оценку достигнутого уровня, играет решающую роль в поддержке стабильности инфраструктуры здравоохранения.

Тема: Сестринское дело, уход
Елена Карпова