Симуляционное обучение как новейший инструмент качественной подготовки будущих врачей-лечебников

Автор(ы): Маммаев С.Н., Койчуев Р.А., Айсаева Б.М., Койчуев Х.А., Абдуразакова М.А.

Город: Махачкала

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дагестанский государственный медицинский университет

Актуальность

С появлением симуляционного оборудования – тренажеров, симуляторов, фантомов и т. д. стало возможным широкое использование тренингов в сфере подготовки будущих врачей- лечебников. Это связано с тем, что при обучении студентов на пациентах приоритетом является сам пациент (больной человек), а не задача «научить студента практическим навыкам». В ходе обучения на пациентах не работает главное условие – личная ответственность обучающегося за результат своих действий. При обучении в симулированных условиях приоритетным является именно учебная задача, в процессе которой допускается любой исход оказания медицинской помощи, чтобы обучающийся почувствовал всю меру личной ответственности за уровень своей подготовки. В этой связи именно создание искусственных условий, максимально приближенных к реальной профессиональной практической ситуации, без абстрактных иллюзионных ситуаций, формирует индивидуальную ответственность каждого конкретного обучающегося за конечный результат выполненных практических навыков, это стало главным фактором, обеспечивающим успех симуляционного обучения.

Цель

Оценка эффективности и роли симуляционного обучения в подготовке врачей- лечебников на базе мультипрофильного аккредитационно- симуляционного центра (МАСЦ) Дагестанского государственного медицинского университета (ДГМУ).

Материалы и методы

Проанализирован опыт организации успешного симуляционного обучения путем социологического опроса выпускников лечебного факультета ДГМУ, прошедших первичную аккредитацию в 2019 г.

Результаты

В ДГМУ симуляционное обучение практическим навыкам студентов- лечебников реализуется в МАСЦ, состоящем из двух цепочек по пять идентичных станций, оборудованных новейшими роботами- симуляторами, видео- и аудиорегистраторами, позволяющими записывать полученную информацию. Видеокамеры являются средством контроля качества выполнения практических манипуляций. Получаемые видеоматериалы позволяют провести пошаговый разбор допущенных ошибок, анализ мануальной коррекции по их устранению, а также служат в качестве доказательной базы в спорных ситуациях при наличии апелляций со стороны выпускников. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 973 от 19 декабря 2016 года «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта» есть временные рамки для приема одного пациента, что делает ограничение времени важным образовательным фактором, имеющим отражение в клинической практике.
Закрепление полученных теоретических знаний обучающимися проводится путем проведения тестового контроля c применением базы тестовых заданий Методического центра аккредитации специалистов в компьютерном классе на 30 рабочих мест с выходом в интернет для онлайн-тестирования.
Данные социологического исследования выпускников ДГМУ по вопросам применения симуляционного оборудования при прохождении первичной аккредитации специалистов в 2019 г. показали следующие результаты. Ответили на вопросы анкеты 500 выпускников (96 % от числа всех выпускников), средний возраст которых составил 21,3 года. Около половины выпускников (46,7 %) считают проведение первичной аккредитации специалистов сразу после окончания вуза необходимостью, регламентируемой законодательством. Пятая часть (23 %) анкетируемых полагают, что первичная аккредитация является хорошей проверкой теоретических знаний и практических умений перед самостоятельной врачебной деятельностью. Треть выпускников (30,3 %) уверены, что такая система подготовки является оптимальной, так как позволяет трудоустроиться сразу после окончания вуза.
Так как первичная аккредитация была трехэтапная, мы решили узнать мнение выпускников, какой из этапов они считают наиболее сложным и интересным для прохождения. В ряде анкет были высказывания, что тестирование является необъективным методом проверки знаний, но сложным этот этап считают только 120 выпускников (24 %). Примерно такое же количество аккредитуемых (27 %) определили финальный этап аккредитации, на котором необходимо было решать конкретные клинические ситуации. 33,8 % выпускников посчитали наиболее напряженным этап выполнения практических навыков на станциях симуляционного центра.
30 % выпускников предполагают получать дальнейшую профессиональную подготовку через программы повышения квалификации, 28 %- через участие в мастер-классах, 20%- программы профессиональной переподготовки , и только 75 выпускников (15 %) планируют совершенствовать свои практические навыки на тренингах в симуляционном центре.

Выводы

Таким образом, организация симуляционного обучения на базе МАСЦ ДГМУ, в дополнение к традиционным занятиям на профильных кафедрах, производственной практике, является эффективным методом качественного формирования практических навыков у выпускников. Мультипрофильность симуляционного центра позволяет сократить затраты на закупку, содержание и техническое обслуживание дорогостоящего оборудования, а также потребность в большом количестве помещений, поскольку в одних и тех же фантомных классах (станциях) по расписанию преподаются разные навыки.
Неограниченное число возможных повторов тренируемого навыка, с возможностью непрерывного совершенствования отработки навыка, с возможностью работы над ошибками.
Очевидно, что подготовка специалистов, ответственных за жизнь и здоровье людей, в современном мире не может обойтись без симуляционного компонента.

Тема: Аккредитация, оценивание
Баху Айсаева

Опыт формирования профессиональных компетенций по аптечному изготовлению лекарственных средств в симуляционном центре "Учебная Аптека"

Автор(ы): С.Н.Егорова

Город: Казань

Учреждение: Институт фармации ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России

Актуальность

Аптечное изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям медицинских организаций является неотъемлемым компонентом лекарственного обеспечения. В современных условиях трендов персонализированной медицины является актуальной организация симуляционных центров, позволяющих не только сформировать у обучающихся профессиональные навыки по индивидуальному изготовлению лекарственных форм, но и обучить их организации технологического процесса в аптеке в аспекте надлежащих практик.

Цель

Целью исследования явилась разработка модели производственно-технологического отдела симуляционного центра «Учебная аптека»

Материалы и методы

В исследовании использованы методы наблюдения, моделирования, логического, сравнительного, маркетингового анализа

Результаты

Разработана авторская модель производственно-технологического отдела симуляционного центра «Учебная аптека». Основным принципом планировки помещений и размещения технологического оборудования явилось обеспечение однонаправленности технологического процесса – из более «загрязненных» помещений в более чистые. Производственно-технологический отдел включает помещения моечной-стерилизационной, получения воды очищенной, дефектарской, ассистентской комнаты и асептического блока с набором помещений, обеспечивающих полный цикл изготовления стерильных лекарственных форм (моечная, получение воды апирогенной, ассистентская-асептическая, стерилизационная). Помещения оснащены современным технологическим оборудованием, имеется система подачи воды очищенной и воды для инъекций к ассистентскому столу. Все помещения оснащены датчиками для видеонаблюдения, что позволяет обучающимся, находящимся в зоне дебрифинга за пределами производственных помещений, наблюдать технологический процесс и анализировать правильность выполнения манипуляций. Ведение видеозаписи позволяет обучающимся проанализировать свои действия по изготовлению лекарственных средств. В производственно-технологическом отделе симуляционного центра «Учебная аптека» проходят обучение студенты, ординаторы, слушатели системы дополнительного профессионального образования Института фармации, учащиеся фармацевтического отделения медико-фармацевтического колледжа Казанского ГМУ. Симуляционный центр «Учебная аптека» является базой для прохождения пропедевтической практики студентов Института фармации, аккредитации провизоров и фармацевтов, а также площадкой очного этапа Всероссийской Олимпиады «Я – профессионал» и других профессиональных конкурсов.

Выводы

Разработана авторская модель производственно-технологического отдела симуляционного центра «Учебная аптека», характеризующаяся обеспечением однонаправленности технологического процесса изготовления экстемпоральных лекарственных средств. Оснащение производственных помещений современным технологическим оборудованием позволяет сформировать профессиональные навыки фармацевтических работников по аптечному изготовлению лекарственных форм, а система видеонаблюдения и видеозаписи – осуществить их взаимо- и самоконтроль.

Тема: Аккредитация, оценивание
Светлана Егорова

Оценка выживаемости знаний методики измерения артериального давления у студентов 6 курса медицинского института РУДН в рамках подготовки к первичной аккредитации.

Автор(ы): Бадретдинова А.И., Клименко А.С., Тания Р.В., Тигай Ж.Г.

Город: Москва

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр Российского Университета Дружбы Народов

Актуальность

Артериальная гипертензия является ведущим фактором риска развития сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, инсульт, ишемическая болезнь сердца (ИБС), хроническая сердечная недостаточность), цереброваскулярных (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторная ишемическая атака) и почечных (хроническая болезнь почек) заболеваний. Своевременная и правильная диагностика артериальной гипертензии крайне важна для как можно более раннего подбора необходимого лечения и улучшения прогноза пациента, качества и продолжительности жизни. К тому же, измерение артериального давления является наиболее распространенной медицинской манипуляцией.

Цель

Целью нашего исследования была оценка остаточных знаний студентов в отношении навыков неинвазивной методики измерения артериального давления.

Материалы и методы

В нашем исследовании приняли участие 148 студентов выпускного курса Медицинского Института РУДН, проходивших обучение на базе Аккредитационно-симуляционного Центра в 2017-2018 учебном году в рамках подготовки к первичной аккредитации. В первом семестре студенты знакомились с порядком прохождения аккредитации и особенностями выполнения навыков по чек-листам, разработанным на базе РОСОМЕДа и сдавали зачет. Навык измерения артериального давления подробно и пошагово представлен в паспорте станции «Диспансеризация». Затем во втором семестре в рамках цикла подготовки к аккредитации были оценены остаточные знания студентов. Студенты не были заранее предупреждены о том, что будет проводиться контроль, однако, во время занятий им предлагалось добровольно принять участие в исследовании; оценки за выполнение навыков не выставлялись.

За основу последовательности действий был взят чек-лист экзаменационной станции «Диспансеризация», однако, эта станция включает оценку нескольких объемных навыков (гигиеническая обработка рук медицинского персонала, общий осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких и сердца и т.д.). Поэтому, специально для нашего исследования, мы выделили из чек-листа станции только порядок действий, выполняемый при измерении артериального давления. Студентам была дана вводная, что пациента они видят впервые, таким образом, необходимо было выполнить приветствие и самопрезентацию, а также завершающие действия (уборка оборудования, заключительное общение с пациентом).

Выполненный навык оценивался в 1 балл, не выполненный – 0 баллов, таким образом, каждый студент имел возможность набрать максимально 50 баллов.
Для подготовки студентов и оценки навыков применялся корейский тренажер для измерения артериального давления с беспроводным контролем BT-CEAB2 (Южная Корея).

Результаты

Ни один из студентов не выполнил всего спектра навыков. Количество выполненных навыков составило от 15 (30%) до 49 (98%). В среднем было выполнено 33 пункта чек-листа (66%). Тем не менее, 74% студентов (n=109) выполнило более 50% требуемых навыков, что относительно неплохо, учитывая, что исследование проводилось без дополнительной подготовки. По нашим данным практически единственный пункт, выполненный всеми студентами (99%, n=146) – это приветствие, с чем сравнима только самопрезентация – 92% (n=136) и выяснение личных данных пациента (фамилии, имени и отчества) – чуть более 80% (n=118). Выполняемость остальных пунктов чек-листа колебалась от 39% (n=57) – это «повторное измерение АД на другой руке» до 87% (n=129) – «найти место пульсации лучевой артерии». Таким образом, среднее значение выполняемости составило 67% (n=99).

Обсуждение

Наиболее распространенными ошибками при измерении артериального давления, относятся неверный подбор размера манжеты тонометра, или и вовсе отсутствие какого-либо подбора, ошибки аускультации, разговор во время манипуляции [DDD]. Измерение диаметра плеча пациента и подбор манжеты осуществил только 61% испытуемых (n=91), что не может считаться удовлетворительным. К ошибкам аускультации могут приводить неверное расположение мембраны фонендоскопа, слишком резкое снижение давления в манжете тонометра; по нашим данным лишь 49% студентов (n=73) не помещали головку стетофонендоскопа под манжету, с рекомендуемой скоростью снижали давление в манжете лишь 60% испытуемых (n=89).

Выводы

Таким образом, выживаемость знаний относительно методики измерения артериального давления в течение полугода после детального разбора и прохождения зачетного занятия, остается не вполне удовлетворительной, что свидетельствует о необходимости проведение дополнительных тренингов как на симуляторах, так и в условиях, более приближенных к реальным, возможно, с участием симулированных пациентов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Жанна Тигай

Влияние ситуационной тревожности обучающих на оценку компетенций в симулированных условиях

Автор(ы): Ходус С.В., Олексик В.С., Барабаш И.В., Пустовит К.В.

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Формирование компетенций врача-специалиста возможно только при использовании инновационных методик обучения, таких как симуляционные технологии обучения и оценки компетенций в симулированных условиях. Важным компонентом для повышения качества медицинского образования является обеспечение обратной связи со студентом. Это позволит выявить ключевые проблемы и недочеты в процессе преподавания. Благоприятный психологический фон студента влияет на качество результатов испытаний и является важным компонентом, определяющим построение занятия и методику оценки по технологии ОСКЭ

Цель

Определить влияние уровней личностной и ситуационной тревожности у студентов 6 курса лечебного факультета на результаты прохождения испытаний по технологии ОСКЭ.

Материалы и методы

В группу исследования вошло 208 студентов 6 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, которые без специальной подготовки прошли станции первичной аккредитации в свободное от занятий время. До и после прохождением станций все студенты заполнили анонимную анкету, где были представлены шкала тревоги Спилберга (развернутый и сокращенный вариант), а также несколько вопросов, касаемых самооценки результатов испытания . Определяли уровень личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) тревожности. Уровень ЛТ и СТ считали низким при показателях ниже 30 баллов (группа исследования 1), средним – от 30 до 44 баллов (группа 2), высоким – 45 и более баллов (группа 3). При оценке сокращенного варианта опросника уровень СТ определялся от 0 до 18 баллов, без учета градации по уровням тревожности. Эксперты оценивали уровень подготовки студентов согласно имеющихся «чек-листов» станций аккредитации. Статистическую обработку данных проводили в программе SPSS Statistic 20.0. Вычисляли среднее значение, стандартное отклонение средней. При сравнении средних использовали параметрический критерий Стьюдента. Корреляционный анализ проводили с расчетом критерия Пирсона (r). Для всех видов статистического анализа значимыми считались различия значений при p≤0,05.

Результаты

Среднее значение уровня ЛТ составило 48,16±7,86 баллов, при этом низкий уровень ЛТ был выявлен у 0,5% студентов (1 человек), средний уровень – у 29,8% (62 студента), высокий– у 69,7% (145 опрошенных). В результате проведенного нами исследования более 60 баллов по шкале опросника набрали 15 человек (7,2%). Уровень ситуационной тревожности до прохождения испытаний (СТ1) был ниже уровня ЛТ на 23% и составил 37,02±10,83 баллов (p<0,05).

Выводы

1. Уровень личностной тревожности у студентов лечебного факультета 6 курса ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России перед прохождением испытаний по технологии ОСКЭ составил 48,16±7,86 баллов, при этом высокий уровень ЛТ был зарегистрирован у 69,7% студентов, средний уровень – у 29,8%, низкий уровень выявлен в 0,5%.
2. У 26% студентов уровень ситуационной тревожности был низким, у 46,6% – средний и у 27,4% – высокий. После прохождения испытаний выявлено снижение ситуационной тревожности на 9,2% (по экспресс-опроснику Спилберга).
3. В группе студентов с исходно низким уровнем ситуационной тревожности уровень самооценки составил 68,1±16,11 баллов, оценка эксперта - 67,8±13,39 баллов; у студентов со средним уровнем СТ: самооценка - 63,9±19,3 баллов, оценка эксперта - 67,1±13,4; в группе студентов с высоким уровнем СТ уровень самооценки был самым низким (61,6±17,8 балла), оценка эксперта - максимальная (68,8±14,6 балла).
4. В группе студентов с исходно средним уровнем ситуационной тревожности определена слабая корреляционная связь уровня СТБ2 и оценки эксперта (r = -0,238), а также СТБ2 и уровня самооценки (r = -0,199).

Тема: Аккредитация, оценивание
Сергей Ходус

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор(ы): Газенкампф А.А., Соловьева И.А., Адамян Р.А.

Город: Красноярск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно - Ясенецкого"

Актуальность

С 2017 года в Российской федерации выпускники по специальности 31.05.01 Лечебное дело, после получения диплома о высшем образовании, имеют возможность пройти первичную аккредитацию специалистов (ПАС) с получением сертификата врача-участкового терапевта. Все участники этого процесса (профессиональные сообщества, медицинские вузы, выпускники), имеющие опыт проведения ПАС знают как положительные моменты, так и трудности, с которыми пришлось столкнуться. За три года (в 2020 года ПАС не проводилась в виду сложной эпидемиологической обстановки) ПАС прошли 986 выпускников Лечебного факультета нашего Университета. Нам было важно узнать мнение участников «изнутри».

Цель

Проанализировать отношение выпускников Лечебного факультета Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого к пройденной ПАС.

Материалы и методы

Проведен анализ 986-и анкет выпускников Лечебного факультета ФГБОУ ВО «Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России 2017, 2018 и 2019 годов, успешно прошедших первичную аккредитацию специалистов.

Результаты

При анализе ответов на вопрос «Что для вас первичная аккредитация специалистов?», было выявлено, что наибольший процент студентов считают ПАС необходимостью, регламентированной законодательством (2017 – 69,5%, 2018 – 72,5%, 2019 – 75,0%). Однако, немалая часть говорят о ПАС, как о возможности проверки собственных знаний (2017 – 14,1%, 2018 – 21,5%, 2019 – 19,0%) и трудоустройства сразу после получения свидетельства об аккредитации (2017 – 27,7%, 2018 – 22,1%, 2019 – 23,4%).

Вопрос о том, что было полезным в подготовке в первичной аккредитации вызвал у выпускников наибольшие затруднения, что выразилось в наличии большого количества вариантов ответов. Относительно часто встречались ответы, связанные отработкой практических навыков в симуляционном центре (в среднем – 35,4%).
Наиболее часто подвергался критике студентов первый этап аккредитации, заключающийся в тестировании, и с каждым годом процент выпускников, предлагающих отменить первый этап растет (2017 – 24,9%, 2018 – 36,1%, 2019 – 38,0%). Однако, конкретных изменений по проведению ПАС высказано респондентами не было (наиболее популярные предложения – «отменить ПАС» и «увеличить время на подготовку»).
Четко выделить наиболее сложные этапы первичной аккредитации выпускники не смогли, ответы примерно были равномерно распределены среди всех трёх этапов. Но, относительно меньше ответов получил второй этап, «Оценка практических навыков». То, что наибольший дискомфорт у выпускников вызывают тестовые вопросы, можно объяснить количеством вопросов, отсутсвием базы данных для подготовки и ответственностью, так как аккредитационные тесты входят в число испытаний для поступления в ординатуру
Этап Балл 2017 2018 2019
Тестирование, абс. (%) 1 97 (38,95) 109 (29,38) 112 (30,43)
2 62 (24,91) 89 (23,99) 94 (25,54)
3 90 (36,14) 173 (46,63) 162 (44,02)
Оценка практических навыков, абс. (%) 1 34 (13,65) 86 (23,18) 90 (24,46)
2 142 (57,03) 162 (43,67) 168 (45,65)
3 73 (29,32) 123 (33,15) 110 (29,89)
Решение ситуационных задач, абс. (%) 1 87 (34,94) 81 (21,83) 85 (23,10)
2 79 (31,73) 170 (45,82) 173 (47,01)
3 83 (33,33) 120 (32,35) 110 (29,89)

Кроме выяснения отношения непосредственно к ПАС, выпускникам были заданы и вопросы, касающиеся их осведомленности о работе профессиональных объединений в регионе.
Было выявлено, что большая часть выпускников не осведомлены о профессиональных медицинских сообществах, функционирующих в Красноярском крае. Данная тенденция сохраняется из года в год среди опрошенных. Так в 2017г не указали ответ на данный вопрос 74,70% обучающихся, в 2018 году – 77,36%, а в 2019 – 76,63%.
Наиболее известными среди студентов являются: общество кардиологов (2017г - 9,64%; 2018г - 8,89%; 2019г - 9,51%), хирургов (2017г - 8,43%; 2018г - 8,63%; 2019г - 5,70%), анестезиологов реаниматологов (2017г - 3,61%; 2018г - 6,74%; 2019г - 4,89%) и профсоюз медицинских работников (2017г - 3,21%; 2018г - 7,82%; 2019г - 9,5%).
Причиной этому может являться, как неопределённость большей части выпускников в вопросе выборах узкой специализации, так и отсутствие взаимодействия между студентами и профессиональными сообществами на протяжении обучения в ВУЗе.

Выводы

Как показал представленный краткий анализ опроса – большинство выпускников без особого энтузиазма относятся к внедрению первичной аккредитации специалистов, однако, растет доля тех, кто видит в этом процессе явные положительные моменты.
Этапы ПАС, безусловно, сложны и имеют ряд особенностей при подготовке и прохождении. Эти вопросы регулярно обсуждаются и профессиональными сообществами и представителями медицинских вузов и мнение выпускников здесь тоже имеет свою значимость.
Важно (и результаты опроса это подтверждают), чтобы взаимодействие профессионального сообщества и выпускника начиналось уже во время обучения. Организовать это – задача как практического здравоохранения, так и медицинского вуза.

Тема: Аккредитация, оценивание
Андрей Газенкампф