Опыт проведения практических занятий с медицинскими сестрами по применению СИЗ в условиях сохранения рисков COVID-19

Автор(ы): Г.В. Лашина, Р.И. Салихова, М.А. Фомина

Город: Уфа

Учреждение: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации»

Актуальность

Профилактические меры по снижению риска заболевания COVID-19 имеют ключевое значение как для общества в целом, так и для медицинских организаций. Работники здравоохранения, осуществляющие уход за пациентами с COVID-19 и их лечение, нуждаются в дополнительных мерах предосторожности для обеспечения собственной защиты здоровья и предотвращения распространения инфекции внутри медицинской организации. К таким мерам безопасности относится надлежащее использование СИЗ, что невозможно без организации и проведения целенаправленного обучения по выработке соответствующих практических навыков и умений.

Цель

Представить опыт проведения практических занятий у медицинских сестер по применению СИЗ в условиях угрозы распространения COVID-19.

Материалы и методы

В мае – июне 2020 года на базе Центра аккредитации и симуляционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» (Центр) с участием Ассоциации медицинских сестер Башкортостана было организовано обучение медицинских работников по отработке практических навыков и умений по надлежащему использованию СИЗ в условиях пандемии COVID-19.
Занятия проводились ежедневно, малыми группами по 6 человек, по 4 группы в течение дня. Такой график работы был продиктован сложной эпидемиологической обстановкой на тот период времени, необходимостью срочного обучения медицинских работников применению СИЗ.
Для осуществления образовательного процесса был выделен симуляционный класс с отдельным входом, с дезарами для обеззараживания воздуха в помещении. Перед началом занятий всем обучающимся проводилось измерение температуры, с фиксацией результатов в отдельном журнале, обработка рук антисептиком. Обязательным требованием присутствия на занятии было наличие масок и перчаток, соблюдение социальной дистанции.
В классе была имитирована «зеленая (чистая) зона», «красная (грязная) зона», размещены емкости для дезинфекции СИЗ, медицинских отходов, ростовое зеркало для визуального контроля за правильностью надевания и снятия костюма, стеллажи с размещенными на них защитными костюмами в соответствии с размерами.
Обучение проводилось на основе разработанного заранее методического указания, составленного по принципу стандартного имитационного модуля (СИМ). Завершалось занятие проведением итогового тестирования, анкетирования.
Основной целью занятия было обучение каждого медицинского работника умению надлежащего использования СИЗ. Это означало, что каждый обучающийся имел возможность под руководством преподавателя надеть, снять и обеззаразить свой костюм. С целью обеспечения тщательного выполнения задания использовалась мука, имитирующая коронавирусную инфекцию. Наличие муки на коже и одежде слушателя свидетельствовало о невнимательном выполнении процедуры надевания и снятия СИЗ и формировало, таким образом, более ответственное отношение к собственному здоровью в условиях пандемии. Выполнение задания оценивалось при помощи чек-листов, заранее составленных преподавателями. Выполнение задание на 70% и выше свидетельствовало об освоении указанного навыка.
Во время дебрифинга по окончании выполнения задания слушателям предоставлялась возможность обсудить выполнение задания по использованию защитного костюма, проанализировать свои ошибки, поделиться впечатлениями.
Завершающим этапом обучения являлась повторное выполнение задания с проверкой изученных навыков и умений по использованию защитного костюма на основе чек-листов.

Результаты

1. Обучено 989 медицинских работников РБ.
2. По результатам анкетирования 770 (78%) слушателей на момент обучения прошли дистанционный курс «Допуск медицинских специалистов к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией», созданный специалистами Центра.
3. По результатам входного тестирования 376 (38%) обучающихся правильно ответили на 90% и выше тестовых заданий
4. По результатам итогового тестирования 880 (89%) обучающихся правильно ответили на 90% и выше тестовых заданий
5. По результатам проведенного анализа чек-листов при первичном выполнении задания лишь 138 (13,9%) обучающихся справились с заданием.
6. При анализе чек-листов при повторном выполнении задания, после проведения дебрифинга, 915 (92,5%) слушателей выполнили задание с первого раза, не выполнили 74 (7,5%), со второго раза выполнили задание 53 (87,8%) слушателя, не выполнили 7 (11,2%), с третьего раза выполнили задание 14 (100%) слушателей.
7. По результатам анкетирования 969 (98%) обучающихся оценили организацию и проведение занятия на «отлично», 20 (2%) - на «хорошо».

Обсуждение

Организация и проведение обучения работников здравоохранения надлежащему использованию средств индивидуальной защиты является залогом обеспечения защиты здоровья медицинских работников и приоритетной мерой предотвращения распространения инфекции внутри медицинской организации.

Выводы

1. Основными ошибками обучающихся при надевании и снятии защитного костюма являются игнорирование алгоритма выполнения задания, необоснованная суета и торопливость при снятии костюма.
2. Работа по обучению медицинских работников применению СИЗ является вкладом образовательных организаций в дело борьбы с коронавирусной инфекцией.
3. Необходимо продолжить процесс обучения медработников применению СИЗ, осуществлять его на постоянной основе

Тема: Сестринское дело, уход
Гузель Лашина

Организация обучения специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии. Практика ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации»

Автор(ы): Г.В. Лашина

Город: Уфа

Учреждение: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации»

Актуальность

События весны 2020 года, связанные с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, продиктовали свои тенденции последипломного образования.
В первую очередь потребовалась быстрая модификация форм организации образовательного процесса, не понижая качество образовательных услуг с целью обеспечения потребности медицинских организаций квалифицированным персоналом для работы в «красных зонах», а также с сохранением здоровой конкуренции образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) России.

Цель

Представить практику организации образовательного процесса в ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» в условиях пандемии COVID-19.

Материалы и методы

С середины марта 2020 года на базе ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» (Центр) образовательный процесс претерпел трансформацию в максимально короткие сроки.
В течение 2-х дней в реализацию была запущена Практика организации обучения в учреждениях ДПО при чрезвычайных ситуациях.
Все сотрудники Центра, кроме отдела АСУ, были переведены на удаленный режим работы (март – май).
Объектами исследования являлись слушатели, завершившие обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (ДПП ПП, ДПП ПК).
Компоненты Практики:
1. Электронная запись на получение образовательных услуг «Предварительная запись» через Интернет или терминал на базе Центра.
2. Электронный прием и выдача документов (сканы) - платформа отечественного производства для дополнительного профессионального образования «Портал электронного обучения ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» (ПЭО).
• Электронное обучение. Изучение всего теоретического раздела слушателями, а также практикумы и собеседование дистанционно онлайн/офлайн на ПЭО и платформе Pruffme.
• Симуляционное обучение - на базе Центра в симуляционных классах малыми группами в количестве 6 человек с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

Результаты

• За 8 месяцев 2020 года (январь – август) прошли обучение на ПЭО по ДПП ПП и ПК 21977 чел. Из них в период введения режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (март - август 2020 года), по ДПП ПК для специалистов с медицинским образованием РФ по COVID-19 прошли обучение — 15928 чел.
Для сравнения - общее количество медицинских специалистов, обученных на ПЭО в 2019 году составило 11197 чел. Проведенный анализ указывает на увеличение количества обученных с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 2 раза, в том числе, с привлечением контингента из других регионов Российской Федерации.
• Сокращение времени ожидания на получение образовательных услуг с 60 минут до 10 минут.
• Достижение числа педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии в своей деятельности до 100%.
• Постоянное пополнение информационного ресурса методическим обеспечением — создано и реализовано период режима «Повышенная готовность» 8 дополнительных профессиональных программ по COVID-19.
• По итогам анкетирования слушателей, прошедших обучение более 90% слушателей отметили удовлетворенность содержанием цикла, хотели бы в дальнейшем сами обучаться на ПЭО, малыми группами на базе симуляционного Центра и рекомендовали пройти такое обучение своим коллегам.

Обсуждение

Практика направлена на:
• реализацию Федерального проекта «Медицинские кадры России», с достижением основных показателей к 2024 году, таких как число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе дистанционно — 1,88 млн чел.;
• обеспечение условий для модернизации дополнительного профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
• совершенствование качества предоставляемых образовательных услуг.

Выводы

На примере реализации в ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» Практика рассматривается как инновационная система, способствующая:
• развитию и унифицированию образовательного процесса в условиях пандемии;
• организации непрерывного процесса обучения в условиях пандемии при сохранении качества образовательных услуг;
• обеспечению высокой конкурентоспособности и мобильности учреждения на рынке образовательных услуг РФ.

Тема: Сестринское дело, уход
Гузель Лашина

Симуляционное обучение медицинских сестёр онкологического профиля навыкам ухода за имплантируемыми венозными порт-системами. Опыт НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина.

Автор(ы): Тимофеев М. Е., Забирова С. Р., Турупаев К. А., Косова Л. В., Киргизов К. И., Соломин В. Д., Шестопалова И. М.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России

Актуальность

В последние несколько лет в клинической практике стремительно увеличилось использование имплантируемых порт-систем в качестве устройства для химиотерапии у больных онкологического профиля. Так, в европейских странах имплантацию проходят до 95% пациентов со злокачественными новообразованиями. Увеличение применения данной методики обусловлено повышением доступности имплантируемых порт-систем и внедрением современных схем химиотерапии. Имплантацию порт-систем производят во избежание повторных внутривенных вмешательств, при которых происходит значительное травмирование сосудов, с последующим развитием флебитов. Однако, применение данной методики требует особых навыков по уходу за имплантируемыми порт-системами в процессе эксплуатации.

Цель

Продемонстрировать опыт проведения симуляционного обучения медицинских сестёр по навыкам ухода за имплантируемыми венозными порт-системами в МАСЦ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина.

Материалы и методы

За период июль - август 2020 г. на базе МАСЦ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина были организованы тренинги для медицинских сестёр по работе с имплантируемыми венозными порт-системами. Во время тренинга слушателям выдалась возможность актуализировать свои теоретические знания, а также применить их в практическом блоке во время отработки алгоритма на муляжах.
Сотрудниками МАСЦ были разработаны методические инструменты для данного тренинга:
• До начала обучения обучающимся был предложен Лист "Мои ожидания от тренинга, в котором каждый из участников тренинга ставил перед собой индивидуальные задачи.
• Инструментами оценки уровня подготовки специалистов и эффективности тренинга послужили чек-листы. По данным чек-листам оценивался уровень знаний до начала обучающего тренинга и по завершению практического блока.
• Анкеты обратной связи для оценки тренинга слушателями.
• Важным элементом является СОП, разработанный совместно с руководством сестринской службы, клиницистами и сотрудниками МАСЦ, как верный помощник на пути к минимизации ошибок и основной инструмент по стандартизации медицинских процессов.
Через 2 недели после завершения тренинга контроль исполнения данной манипуляции осуществлялся на рабочих места.
Реализация Программы осуществлялась сотрудниками МАСЦ, совместно со специалистами отделения анестезиологии и реанимации.
В качестве симуляционного оборудования использовались стандартные манекены для катетеризации центральных вен с подшитой к нему порт-системой, а также тренажёры собственной разработки МАСЦ и специалистов из компании «SuperMedSquad», преимуществом которых является экономичность, легкость производства и возможность демонстрации различных клинических ситуаций: «тучный пациент, смещения порта во время эксплуатации, инфекция в зоне установки».

Результаты

В общей сложности обучение прошли 50 медицинских сестер. 80%( 40) из них составили постовые медицинские сестры и 20%(10) процедурные. Большинство опрошенных лиц были в возрасте (от 21 до 54 лет). 99% опрошенных слушателей, - женщины. Согласно уровню образования, медицинские сестры распределились: среднее специальное образование у 85%; высшее сестринское образование, у 15%. Согласно стажу: от 1 года до 5 лет,- 41%; больше 5 лет, - 39%, остальные (20%) от 10 и более лет. 100% имеют категорию. Из них,- высшую квалификационную категорию имеют 62% опрошенных; первую -11%; вторую- 27%.
Анализ результатов «входного» контроля обучающихся показал, что средний балл, в целом, составил 3,5 баллов из 5. Средний балл «выходного» контроля 4,7. Средний балл при контроле на рабочих местах составил 4,3.

Выводы

Анализ результатов образовательного проекта МАСЦ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина для медицинских сестёр подтвердил свою целесообразность и эффективность.
Подобные тренинги, основанные на стандартизации подходов осуществления конкретной процедуры, способствуют снижению количества госпитальных ошибок, сокращению сроков лечения, уменьшению инфекционных и иных осложнений, а также сокращение экономических затрат на их лечение.

Тема: Сестринское дело, уход
Сабина Забирова

Особенности дистанционного обучения первой помощи: данные анонимного анкетирования студентов первого курса.

Автор(ы): Сапотницкий А.В., Жуйко Е.Н., Мирончик Н.В.

Город: Минск

Учреждение: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Актуальность

С учетом сложной эпидемиологической обстановки ряд занятий по дисциплине «Первая помощь» в лаборатории практического обучения БГМУ весной 2020 года был проведен в режиме дистанционного доступа. Принимая во внимание современные реалии, большой интерес представляет мнение студентов об этой форме обучения.

Цель

Проанализировать мнение студентов о дистанционной форме занятий по дисциплине «Первая помощь».

Материалы и методы

Анкетирование проведено в электронном виде с использованием формы «Google-документ». Студенты заполняли анкету после прохождения всего курса занятий «Первая помощь» и успешной сдачи зачета. Анкета включала в себя вопросы о проведенных занятиях, а также об особенностях дистанционной формы обучения. Проанализированы ответы 124 студентов первого курса медико-профилактического факультета БГМУ, применены методы описательной статистики.

Результаты

Традиционную форму занятий признали более эффективной 67 из 124 (54,0%) опрошенных студентов, при том, что только 5 (3,95%) однозначно отдали бы предпочтение дистанционной. Данный результат сразу обратил на себя внимание, ведь довольно распространено мнение о чрезмерной приверженности поколения родившихся после 2000 г. к информационным технологиям.
Среди главных трудностей освоения курса «Первая помощь» 75 человек (60,4%) назвали малую наглядность материалов в условиях дистанционного обучения, а 51 студент (41,1%) – саму форму занятий, как таковую. На сложность выполнения практических заданий в режиме удаленного доступа указали 66 человек (53,2% проанкетированных).
Основными трудностями в непосредственном процессе проведения онлайн-занятий названы технические проблемы: перебои сети (54 студента, 43,5%) и задержка кадра (низкая скорость) –38 опрошенных (30,6%).
Отмеченные положительные стороны онлайн-занятий в основном касаются бытовых вопросов: меньший риск для здоровья с эпидемиологической точки зрения (111 опрошенных, 89,5%), домашнее питание (63 студента, 50,8%).
Среди учебных преимуществ 89 человек (71,7%) отметили индивидуальный темп обучения.
Исходя как из практики занятий весной 2020 года, так и из данных анкетирования можно признать успешным и эффективным создание базы информационных данных для занятий при помощи ресурса «Google Disk» –114 человек (91,9% опрошенных) чаще всего использовали эти материалы.
99 студентов (79,8%) высказали желание большего времени работы непосредственно с манекенами на фоне сожаления о невозможности этого в условиях дистанционной формы обучения.

Выводы

1. Для более эффективного освоения практических умений и навыков по первой помощи необходимы занятия в традиционной форме.
2. Важно развивать электронные формы учебных материалов как наиболее удобные для студентов в современных условиях.
3. Электронное анкетирование является высокоэффективной формой обратной связи со студентами, практику которой необходимо продолжать.

Тема: Сестринское дело, уход
Алексей Сапотницкий

«Перспектива применения симуляционных технологий в профессиональном обучении пожарных и спасателей»

Автор(ы): Мария Валерьевна Филиппова

Город: Москва

Учреждение: Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы»

Актуальность

В соответствии современным потребностям технологического развития в сфере образования и подготовки кадров, виртуальные симуляционные технологии, начиная с 2002 года, получили широкое распространение в медицине, авиации, космической отрасли, атомной энергетике, военном деле, гражданской обороне и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки уровня подготовки специалистов опасных профессий, предполагающих высокие риски, к которым относятся пожарные и спасатели.
В соответствии с Планом комплектования, в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы (далее - ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС») ежегодно обучаются порядка 20000 человек. Значительная часть из которых подготавливается к оказанию первой помощи.
Отвечая современным тенденциям технологического оснащения учебного процесса, спланировано создание «Симуляционного центра первой помощи и психологической поддержки ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» (далее-симуляционный центр). По замыслу разработчиков, он будет включать два класса с симуляционным оборудованием: виртуальный видеокласс, класс с инсталляцией аварии в метрополитене, образовывая таким образом, учебное пространство, максимально реалистично имитирующее разнообразные сценарии, требующие оказания первой помощи, многообразие реальных условий чрезвычайных ситуаций, с помощью современных программных технологий, виртуальной среды, инсталляции характерной чрезвычайной ситуации, манекенов - симуляторов.
Современные симуляционные технологии позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных сценариев реальных условий чрезвычайных ситуаций и отработки в них технических навыков. В условиях симуляционного центра содержание обучения будет направлено не только на освоение навыков оказания первой помощи, но и на междисциплинарное обучение работе в команде в условиях интенсивного воздействия психологического стресса, снятию страха перед сильными негативными эмоциональными реакциями пострадавших, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пострадавшими. Комплекс симуляторов с современным программным обеспечением, позволит создать психологическую атмосферу и атрибуты ситуации, максимально приближенные к реальной практике. Таким образом решаются практические задачи психологической подготовки слушателей.

Цель

В число основных задач симуляционного центра определены следующие:
• Разработка и применение модернизированных программ подготовки пожарных и спасателей, с использованием симуляционных технологий.
• Проведение обучения и аттестация пожарных и спасателей, на муляжах, манекенах и виртуальных тренажерах с использованием моделируемых ситуаций.
• Использование современных симуляционных технологий по отработке и оценке степени сформированности профессиональных навыков.
• Информационное обеспечение в области новейших достижений виртуального симуляционного образования, организация и проведение открытых практических занятий, семинаров, мастер-классов.

Материалы и методы

С целью интенсификации и повышения качества образовательного процесса в схему обучения включаются ситуационные задачи по каждой теме учебной программы по Первой помощи, составляются сценарии симуляционных игр, моделирующих поведение пострадавшего согласно изучаемым ситуациям. Разрабатываются алгоритмы действий оператора имитационного манекена, включающие в себя легенду и реакции в зависимости от действий оказывающего помощь специалиста. На манекенах отрабатывается алгоритм базовой СЛР и отдельно ключевые навыки: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, другие мероприятия по оказанию первой помощи.

Результаты

Использование образовательных программ на основе симуляционных технологий позволит вывести на более высокий, современный уровень обучение и подготовку пожарных и спасателей, что в свою повысит профессионализм и конкурентноспособность выпускников ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» и положительно отразится на качестве оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, увеличит количество выживших в чрезвычайных ситуациях, уменьшит показатели смертности, будет способствовать укреплению психологического здоровья специалистов.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Смирнитская

Роль последипломного образования в деятельности специалистов со средним медицинским профессиональным образованием

Автор(ы): Хаматханова Е.М., Марчук Н.П.,Чучалина Л.Ю., Титков К.В., Хлестова Г.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России

Актуальность

Стремительное развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, увеличение объема профессиональных навыков, обусловленного модернизацией системы здравоохранения с одной стороны, и обязательное соблюдение нормативных документов при допуске к работе с пациентами с другой, выявили всю сложность профессиональной подготовки медицинских кадров. Сформировался явный разрыв между теоретическими знаниями и реальной возможностью применения их в ежедневной клинической практике.
Один из пионеров симуляционного обучения в медицине МакГаги описывает симуляцию, как: «…человека, устройство или набор условий, которые позволяют аутентично воссоздать актуальную проблему. Студент или обучаемый должен отреагировать на возникшую ситуацию, таким образом, как он это сделал бы в реальной жизни». Многолетний опыт зарубежных и отечественных образовательных учреждений, со всей очевидностью показывает, что использование симуляционных технологий в обучении медицинских работников способствует повышению качества овладения практическими навыками и умениями. Эта форма практикоориентированного обучения не заменяет, а, напротив, дополняет подготовку к реальной клинической практике, обеспечивая безопасность для пациентов и неограниченную кратность повторения медицинских процедур; также она необходима при прогнозировании, отработке навыков и взаимодействии команды профессионалов в сложных клинических ситуациях, усвоении правил эффективного профессионального общения.
Вопросы последипломного непрерывного образования специалистов со средним медицинским профессиональным образованием предельно актуальны, и на сегодняшний день симуляционное обучение достойно занимает ведущие позиции в процессе применения наиболее эффективных форм. Возрастающие требования к профессиональной компетентности специалистов среднего звена, как наиболее тесно контактирующих с пациентами, в значительной мере повысили роль последипломного образования и обосновали необходимость непрерывности обучения на протяжении всей жизни.

Цель

Определить приверженность специалистов со средним медицинским профессиональным образованием к различным формам последипломного образования.

Результаты

Нами было проанкетировано 237 специалистов со средним медицинским профессиональным образованием (медицинская сестра палатная (постовая), акушерка, фельдшер и др.) из четырех регионов Российской Федерации, работающих в медицинских организациях родовспоможения. По результатам анализа анкет был сформирован «портрет специалиста со средним медицинским профессиональным образованием»: это практикующий специалист в возрасте 40,9±10,3 лет и стажем работы 19,8±10,6 лет; предпочитает форму обучения в виде «стажировка на рабочем месте»; считает главным фактором в приверженности к обучению внутреннюю мотивацию, желание обновить знания и отработать новые практические навыки; в клинической деятельности испытывает дефицит новых знаний и редко используемых навыков; ориентирован на расширение познаний по своей специальности и на освоение нового; называет одним из главных факторов, препятствующих обучению, дефицит свободного времени. Необходимо отметить, что практически каждый пятый из анкетируемых, не ответил на вопрос о препятствиях для получения дополнительного профессионального образования. К профессионалам себя отнесли 46,8% респондентов, ответили – «не в полной мере» 46,3%. Информацию о планирующихся курсах повышения квалификации абсолютное большинство специалистов хотели бы получать от своих руководителей.

Выводы

Очевидно, что системе здравоохранения нужны специалисты со средним медицинским профессиональным образованием с творческим подходом, высокой способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, так как предъявляемые требования не позволяют освоить специальность раз и навсегда в связи с быстро развивающимися технологиями. Возрастает необходимость в практикоориентированных программах дополнительного профессионального образования для постоянного пополнения/обновления теоретических знаний и практических навыков. Приоритетной задачей образования является обеспечение специалиста комплексом знаний и умений, необходимых для творческой профессиональной деятельности, приносящей самореализацию в современном динамично развивающемся обществе. Следует отметить, что «портрет специалиста со средним медицинским профессиональным образованием» показал характерные особенности для работающих в медицинских организациях страны, выявил высокую приверженность к совершенствованию практических навыков и компетенций, стремление к непрерывному образованию и готовность к работе в команде. Таким образом, считаем, что в Российской Федерации имеется благоприятная среда для развития непрерывного образования с применением симуляционных технологий для специалистов со средним медицинским профессиональным образованием.

Тема: Сестринское дело, уход
Лариса Чучалина