Модель обучения «перевернутый класс» в высшем медицинском образовании

Автор(ы): Байков А.В., Петросян Л.Дж.

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

Актуальность

В современную цифровую эпоху медицинское образование динамично развивается, следуя за изменением социально-экономической ситуации, рамок ответственности медработников, запросов общества и стремительным развитием медицинской науки. На институциональном уровне развитие системы образования с применением инновационных методов, моделей и форм образования, обеспечивающих особую среду, позволяет студентам решать реальные ситуационные задачи из медицинской практики, основываясь на усвоенном знании. Модель «перевернутый класс» (МПК) один из таких инновационных подходов с применением информационных технологий, при котором студенту дается теоретический материал для самостоятельного изучения перед встречей с преподавателем.

Цель

Целью исследования явилось выяснение роли МПК в высшем медицинском образовании с сопоставлением с ситуацией в реальном вузе и обсуждение перспектив ее внедрения на институциональном уровне.

Материалы и методы

Изучены доступные литературные интернет-источники на английском, армянском и русском языках, а также отчет по самооценке вуза.

Результаты

Выяснилось, что применение МПК в медицинском образовании расширилось в связи с бурным развитием мультимедийных технологий. МПК обеспечивает студенту возможность работы в режиме гибкого графика в любом месте, допускает неограниченный пересмотр учебных мультимедиа материалов, развивает самостоятельность. Модель способствует глубокому пониманию фундаментальных, теоретических и практических аспектов темы, оставляя больше времени для непосредственного общения студента и преподавателя с целью решения конкретных кейсов и изучения и обсуждения проблемных аспектов и применения знаний, навыков и умений во время занятия. МПК повышает мотивацию студентов.

Обсуждение

МПК имеет ряд ценных преимуществ. Модель повышает вовлеченность в учебный процесс, дает возможность работы вне зависимости от локации в гибком индивидуальном режиме пересматривать и переслушивать учебный материал. МПК стимулирует обучение посредством применения обсуждений, проектов, курсовых и групповых работ, оставляя больше времени для непосредственного контакта между студентом и преподавателем. Модель способствует более глубокому усвоению материала, улучшает самоорганизацию и управление временем. Применение МПК улучшает управление мотивацией и когнитивной нагрузкой. Притом регулировка когнитивной нагрузки включает индивидуальный график работы и выбор наиболее удобной формы и содержания материала, соответственно потребностям студентов. МПК повышает как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию студентов.
Однако МПК не лишена недостатков. Невыполнение внеклассной работы перед занятием может создать значительные трудности для студента во время самого занятия. Не исключены технические проблемы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (доступ в интернет, необходимость особого программного обеспечения для смартфонов и планшетов и т.д., лицензионные ограничения). Модель предполагает подробное планирование и подготовку и ощутимо увеличивает объем работы преподавателя. У некоторых студентов возможна слабая мотивация и самоизоляция. Применительно к некоторым темам, разделам, и даже курсам эффективность МПК может быть умеренной.

Выводы

Внедрение МПК в медицинском вузе потребует организационно-правовых и логистических решений, материальных вложений, институциональной подписки на электронные платформы, переподготовки преподавательского состава. Безусловно, МПК обеспечит модернизацию учебного процесса и повышение качества высшего медицинского образования.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Арам Байков

Трехэтапная модель преподавания боевой хирургической травмы конечностей на специалитете по специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

Автор(ы): О.И. Рубанова, С.А. Перепелица

Город: Калининград

Учреждение: 1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Актуальность

В основе преподавания раздела боевой хирургической травмы конечностей в рамках дисциплины «Травматология и ортопедия» начали использоваться инновационные технологии, направленные на формирование клинического мышления. Симуляционное обучение остается основным разделом медицинской педагогики, т.к. возможна максимально реалистичном моделирование, имитация конкретной боевой хирургической травмы. Оптимальным подходом в обучении можно считать трехэтапную модель, которая включает методику «Перевернутое обучение», семинарские занятия и симуляционное обучение, во время которого студенты осваивают необходимые навыки оказания помощи пациентам с боевой хирургической травмой конечностей.

Цель

Оценить результаты внедрения в практическую педагогическую деятельность новой трехэтапной модели преподавания травматического повреждения конечностей

Материалы и методы

В научном исследовании приняло участие 30 студентов V курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело, изучавших дисциплину «Травматология и ортопедия». В рамках дисциплины отдельно выделена тема «Боевая хирургическая травма конечностей». Для подготовки к занятиям студенты получили план занятий, неограниченный доступ к лекционному материалу в онлайн - режиме, перечень учебников и учебных пособий по теме занятия. Обучение проходило в три этапа:
Первый этап, методика «Перевернутое обучение», включающее самостоятельное изучение теоретического материала, согласно учебному плану дисциплины;
Второй этап – семинарское занятие, на котором обсуждались отдельные вопросы, вызвавшие у студентов наибольшие трудности в процессе подготовки и решались клинические кейсы;
Третий этап – симуляционный тренинг с использованием манекена «Мэтти-Мэн» в модификации травматического повреждения конечностей с имитацией кровотечения. Студенты также работали в малых группах по 3-4 человека, оказывая этапную медицинскую помощь (этапы тактической медицины, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи) и определяя очередность эвакуации. Занятия проводились в Региональном ресурсном центре симуляционного обучения и аккредитации в медицине БФУ им. И. Канта.
Для занятий разработано несколько клинических кейсов и симуляционных сценариев, включающие огнестрельные и минно-взрывные ранения верней и/или нижней конечностей с повреждением и без повреждения костей.
Студентам на каждом этапе обучения предстояло продемонстрировать последовательность и содержание необходимых действий в конкретной ситуации, а также самостоятельно выполнить такие практические навыки, как тугая тампонада раны, в том числе с использованием местных гемостатических средств; наложение давящей повязки и кровоостанавливающего жгута (турникета); установка внутривенного периферического катетера и проведение инфузионной терапии; иммобилизация стандартными транспортными шинами при переломах костей конечностей и аутоиммобилизация; катетеризация мочевого пузыря; туалет и первичная хирургическая обработка огнестрельной раны, ампутация по типу первичной хирургической обработки (ПХО); профилактика гипотермии - использование термоизолирующего одеяла при эвакуации. Практические навыки студентов оценивались по разработанным чек-листам.

Результаты

На семинарских занятиях в процессе решения клинического кейса студенты каждой группы формулировали предварительный диагноз боевой хирургической травмы, принимали решение по тактике ведения пациента, необходимости в лечебно-диагностических мероприятиях на всех этапах лечения пострадавшего. В ходе обсуждении каждого кейса преподаватель непрерывно оценивал правильность выбранной студентами тактики, уделяя особое внимание морфологии огнестрельной раны и минно-взрывного ранения, клиническим проявлениям в зависимости от баллистических свойств огнестрельного оружия.
На занятии в симуляционном центре обучающиеся разделены на мини группы и решали симуляционные кейсы, демонстрируя необходимые практические навыки. На каждом этапе лечения студенты должны сформулировать последовательность и содержание необходимых действий в конкретной ситуации, определить метод остановки наружного кровотечения и выполнить практический навык, необходимый в данной клинической ситуации (наложение кровоостанавливающего жгута или турникета; выполнение тугой тампонады раны в том числе с использованием местных гемостатических средств; наложение давящей повязки, иммобилизацию стандартными транспортными шинами при переломах костей конечностей, установку внутривенного периферического катетера и применение инфузионной системы, катетеризацию мочевого пузыря; придание физиологического положения при эвакуации, профилактику гипотермии).
Последний этап выполнения симуляционного кейса - проведение медицинской сортировки. Необходимость в продолжении этапного лечения была определена во всех случаях верно, а навык определения очередности эвакуации сформировался недостаточно.

Обсуждение

Полученный результат подтверждает проблему актуальности формирования уровня практических навыков студентов старших курсов медицинских вузов, а также необходимости максимального приближения процесса подготовки кадров к современным нуждам практической медицины.
Данные литературы и результаты, полученные в ходе занятий, при оценке простых практических навыков (тугая тампонада раны, установка периферического катетера) свидетельствуют о необходимости обновления методического обеспечения учебного процесса, в котором одним из условий успешного побуждения к поисковой деятельности в процессе обучения является оптимизация мотивационных установок студентов-медиков.

Выводы

На современном этапе подготовки медицинских кадров трехэтапная модель преподавания боевой хирургической травмы конечностей в цикле «Травматология и ортопедия» на основе внедрения подхода ПК является оптимальной, поскольку способствует лучшему освоению теоретических знаний, практических навыков.

1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
2 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области»,
3 НИИ общей реаниматологии им. В. А. Неговского ФНКЦ реаниматологии и реабилитологии

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Рубанова Оксана Ивановна

Интеграция высоко реалистичной симуляции in situ в учебный процесс ординаторов по специальности "Анестезиология-реаниматология"

Автор(ы): С.А. Перепелица1,3, А.Е. Веревкин2

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Остановка сердечной деятельности остается одной из основных проблем здравоохранения. Проведение расширенных реанимационных мероприятий в различных условиях трудовой деятельности является основой трудовой функцией врача анестезиолога-реаниматолога, с связи с чем уделяется пристальное внимание отработке навыка проведения сердечно-легочной реанимации в различных клинических условиях, в том числе во время транспортировки и в машине скорой медицинской помощи. Адаптация к условиям работы в специфических условиях требует особого подхода и обучения.

Цель

формирование устойчивого алгоритма действий при оказании квалифицированной медицинской помощи при остром коронарном синдроме, повышение стрессоустойчивости при работе с нестабильным пациентом, отработка коммуникации в команде в максимально реалистичных условиях.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 16 ординаторов 1-го и 2-го года обучения по специальности «Анестезиология-реаниматология» для которых был разработан клинический сценарий «Острый коронарный синдром, кардиогенный шок».
Выполнение клинического сценария проводилось в машине скорой медицинской помощи. Для выполнения симуляции приглашались два ординатора 2-го года обучения, один из них выполнял роль врача, другой – фельдшера. Обучение проводилось в два этапа: вначале весь сценарий выполнялся на высоко реалистичном роботе Аполлон в аудитории Регионального ресурсного центра симуляционного обучения и аккредитации в медицине БФУ им. И. Канта, а затем в машине скорой медицинской помощи (СМП) - реанимобиле. Все участники обзнакомились с устройством и оснащением реанимобиля.
Во время всех этапов симуляции осуществлялась непрерывная оценка действий ординаторов, велась прямая трансляция как с аудитории симуляционного центра, так и с машины СМП, что позволило остальным участникам следить за действиями ординаторов на всех этапах обучения.

Результаты

Выполнение симуляции в аудитории Регионального ресурсного центра симуляционного обучения и аккредитации в медицине БФУ им. И. Канта не вызвало затруднений у обучающихся.. Весь сценарий обе команды выполнили хорошо, продемонстрировали все необходимые действия, установили клинический диагноз, назначили дополнительное обследование и лечение, своевременно диагностировали остановку кровообращения и проводили реанимационные мероприятия. Полностью соблюдался алгоритм расширенной сердечно-легочной реанимации: частота компрессий составила 105 мин-1, глубина компрессий - 5,3 -5,5 см, в 95% случаев выполнялась полная декомпрессия. Интубация трахеи выполнена за 30 сек. Вентиляция легких осуществлялась саморасправляющимся мешком с дыхательным объемом 500-550 мл.
Второй этап проводился в реанимобиле. По легенде, у пациента на улице появилась внезапная сильная боль в грудной клетке, прохожие вызвали скорую медицинскую помощь. Перед участниками стояла та же задача: согласно алгоритму, оказать квалифицированную медицинскую помощь нестабильному пациенту в условиях машины скорой медицинской помощи. Первая бригада не имела опыта работы в подобных условиях. Уже в начале симуляции возникли сложности в сборе анамнеза, на который затрачено 2,5 мин. Выполнение принципа ABCDE и перемещение в машине было крайне затруднено из-за тесного помещения и верхней одежды, в которую было одеты участники, т.к. на улице было холодно и в машине произошел запрограммированный сбой подогрева кабины. Если на осмотр ABCDE в условиях симуляционного центра затрачено 3 мин., то в машине - время увеличилось до 6 мин. Также возникли проблемы при постановке периферического венозного катетера. Фибрилляция желудочков диагностирована сразу, но проводить полноценную сердечно-легочную реанимацию было трудно. Частота компрессий грудной клетки находилась в диапазоне 90-105 мин-1, глубина компрессий - 4,0-5,0 см, лишь в 50% случаев выполнялась полная декомпрессия. На интубацию трахеи затрачено суммарно 1,5 мин., т.е. выполнить ее в первой попытки не удалось. Врач, проводящий интубацию трахеи, не мог воспользоваться помощью фельдшера, т.к. в реанимобиле ограничено пространство, а ординатор впервые находился в таких условиях работы. Очень сложно было проводить дефибрилляцию, еще сложнее – обеспечить безопасность ее выполнения в узком пространстве машины СМП.
Во второй команде принимал участие ординатор, имеющий реальную практику на СМП. В этой симуляции время, затраченное на сбор жалоб, анамнеза заболевания составило 1,5 мин. Осмотр по принципу ABCDE проведен за 3 мин. Быстро и своевременно установлен периферический венозный катетер, интерпретирована электрокардиограмма, установлен клинический диагноз, назначено дополнительное обследование и лечение. Также быстро диагностирована фибрилляция желудочков. Своевременно и качественно проведена СЛР: частота компрессий грудной клетки находилась в диапазоне 105-110 мин-1, глубина компрессий -5,2-5,8 см, в 90% случаев выполнялась полная декомпрессия. На интубацию трахеи затрачено 30 сек. Вентиляция легких осуществлялась саморасправляющимся мешком с дыхательным объемом 500-550 мл. Реанимационные мероприятия проводились по алгоритму «Фибрилляция желудочков» с использованием дефибриллятора и назначением медикаментов.

Обсуждение

Проведение реанимационных мероприятий все чаще проводится во время транспортировки в машине СМП. Формирование у врачей анестезиологов-реаниматологов навыка работы в условиях, максимально приближенных к реалистичным, является основной задачей обучения. Как показала симуляция, ординаторы, не имеющие практического опыта работы в условиях реанимобиля, не смогли полноценно выполнить весь алгоритм действий, в том числе сердечно-легочную реанимацию.

Выводы

Высоко реалистичная симуляция in situ в машине скорой медицинской помощи является одним из этапов обучения ординаторов по специальности анестезиология-реаниматология, помогает сформировать необходимые навыки и когнитивные установки, которые помогут им в реальной практической деятельности и снизят дискомфорт в начале трудовой деятельности.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Светлана Перепелица

Создание и реализация кейсов для обучения студентов и ДПО

Автор(ы): Витушинская В.Р., Савина Т.П., Маряшева С.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБПОУ "Медицинский колледж"

Результаты

Использование кейс-метода в обучении студентов и слушателей ДПО дает следующие результаты:
1. Развитие клинического мышления и аналитических способностей. Обучающиеся учатся самостоятельно искать, анализировать и систематизировать информацию, выявлять проблемы и предлагать обоснованные решения, поскольку проработка информации, представленной в кейсе, требует умения выделять главное, сравнивать и делать выводы.
2. Совершенствование коммуникативных навыков в результате работы над кейсами, которая часто включает в себя обсуждение и презентацию решений. Многие кейсы предполагают командную работу, что помогает развить навыки сотрудничества и взаимопомощи.
3. Решение кейсов помогает как применять теоретические знания на практике, так и распознать возможные пробелы в знаниях - выявляется контекст, в котором возникают проблемы, и его следует учитывать при принятии решений в профессиональной деятельности.
4. Адаптация к новым условиям. Работая над кейсами, обучающиеся знакомятся с реальными проблемами, которые могут возникнуть на рабочем месте, что помогает им лучше подготовиться к работе. Это особенно важно в контексте быстро меняющейся медицинской практики.
5. Кейс-метод делает процесс обучения более интересным и вовлекающим, что может повысить мотивацию к обучению.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Валия Витушинская