Результативность тренингов в обучении педиатров при реализации программ дополнительного профессионального образования

Автор(ы): Червинских Т.А., Наймушина Е.С., Килина А.В.

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия МЗ Российской Федерации"

Актуальность

В дополнительном профессиональном образовании (ДПО) медицинских кадров, на сегодняшний день, бесспорно, инновационным подходом является симуляционные технологии в обучении.
Кафедра детских болезней с курсом неонатологии реализует дополнительные профессиональные программы (ДПП) с симуляционными курсами для врачей и ординаторов по специальности «Педиатрия», «Неонатология», «Врач об-щей практики (семейный врач)», «Врач скорой медицинской помощи». Работа осуществляется в сотрудничестве с Многофункциональным аккредитационно-симуляционным центром (МАСЦ) ИГМА.
В симуляционном курсе программ основным методом активного обучения является тренинг, который направлен на формирования и/или совершенствование практических навыков врача, освоения протоколов оказания помощи, развития навыков лидерства, передачи информации.
На кафедре постоянно осуществляется динамическая оценка результативности программ обучения по дисциплине «Педиатрия», включающие тренинги. Анализ результатов использования новой методики необходим для совершенствования и дальнейшего планирования образовательного процесса. На сегодняшний день, нет единых общепринятых критериев оценки результативности тренингов в здравоохранении. Существует целый ряд распространенных классических теорий. Одной из них является четырехуровневая модель оценки результативности тренингов Д.Кирпатрика (1958), которая широко применяется различными исследователями.

Цель

Цель исследования: изучить результативность применения тренингов при реализации дополнительных программ повышения квалификации по дисциплине «Педиатрия» с использованием модели оценки Д.Кирпатрика.
В этой связи были поставлены задачи:
1. Оценить эмоциональный уровень восприятия тренинга слушателями ДПП.
2. Определить уровень знаний (усвоение).
3. Выявить уровень навыков - изменение поведения, в ходе тренинга.

Материалы и методы

По итогам обучения, в период с сентября 2022 по апрель 2023 г. проводилась оценка результативности тренингов в образовательных программах продолжи-тельностью 144 часа и НМО 36 часов.
Были применены следующие инструменты для оценки уровней:
1. Эмоциональный уровень восприятия тренинга - оценивался с помощью анкеты для анонимного опроса слушателей ДПП. Анкета содержала открытые вопросы и вопросы со шкалами: общую информацию о профессиональной деятельности слушателя (наименование образовательной программы, пол и возраст, тип и вид учреждения здравоохранения, занимаемая должность, стаж работы, квалификационная категория); удовлетворенность образовательным процессом (оценки полезности, доступности предоставляемого материала, актуальности информации, качества оборудования, работы преподавателей, материально-техническое оснащение и т.д.); предложения по совершенствованию содержания образовательных программ и организации учебного процесса.
2. Уровень знаний (усвоение) определялся решением тестовых заданий по каждой теме.
3. Изменения поведения в тренинге - уровень навыков выявлялся с применением чек-листов. Чек-листы отражали последовательность действий манипу-ляций в проводимых тренингах.
Так же, с целью получения обратной связи после прохождения обучения проводились интервью, групповое обсуждение, дисскуссии (впечатление от тренинга; что полезного; какие рекомендации могут дать; основной вывод, который я сделал за время обучения, и т.д).
4. Результат - обобщенные данные по окончании программы обучения по всем уровням модели оценки Д.Кирпатрика.

Результаты

В исследовании приняли участие 235 респондентов - врачей лечебно-профилактического типа учреждений, подведомственных Министерству здраво-охранения Удмуртской Республики.
Эмоциональный уровень восприятия тренингов по критериям (удовлетворённость формой подачи материала, качество преподавания, практичность материала,
доступность для понимания, информативность, актуальность) большинством участников опроса 95,9% был оценен как «высокий».
Уровень знаний (усвоение) оценивали по произошедшим изменениям в сравнении с исходным уровнем знаний. Тестовый контроль знаний проводился перед началом тренинга и после, в среднем составил 62,5% и 95% (уровень колебался в интервале 45-80% и 90-100% по разным темам).
Уровень 3 (изменение поведения в тренинге) оценивался по уверенному выполнению навыка с помощью чек – листа дважды: перед тренингом и после в среднем 42,5% и 87% (интервал 25-60% и 80-94%). Статистической обработке подлежали выборочные чек-листы по некоторым практическим навыкам инди-видуальным и в командной работе: базовая СЛР, экстренная помощь при судо-рожном синдроме, дыхательной недостаточности, гипогликемии и др. В ходе совершенствования/освоения профессиональных навыков, слушатели отмечали высокий уровень сложности тренингов, которые подразумевали командную работу.
На уровне 4 (результат) в рамках проведения итоговой аттестации преподавательский состав выявлял - используются ли приобретённые слушателями знания, умения и навыки в решении клинических задач.

Обсуждение

Таким образом, комплексная оценка: эмоционального уровня восприятия тренинга слушателями, усвоение учебного материала, изменение поведения при демонстрации навыка, позволяет определить результативность тренингов для педиатров при реализации программ дополнительного профессионального обра-зования. Классическая модель Д.Кирпатрика актуальна и может быть использована для динамической оценки результативности симуляционных методов обучения.

Выводы

1. Эмоциональный уровень восприятия тренинга в программах дополнительного профессионального образования, за исследуемый период, был оценен как средний 4,1%, а высокий 95,9% слушателями.
2. Уровень знаний (усвоение), оцениваемый с помощью тестирования, динамически менялся от 62,5% до 95%, от 45 до 80%, от 90 до 100% по разным темам.
3. Уровень навыков - изменение поведения в ходе тренинга, оценивался по уверенному выполнению с использованием чек – листа дважды: перед тренингом и после, в среднем составил 42,5% и 87% (динамика от 25 до 60% и от 80 до 94%).

Тема: Аккредитация, оценивание
Татьяна Червинских

Регулярная оценка практических медсестринских навыков в многопрофильной частной клинике

Автор(ы): Тогоев О.О., Лобастова Е.А.,

Город: Москва

Учреждение: клиника "GMS"

Актуальность

Медсестринские навыки представляют собой технологии решения определенных задач- забор крови, постановка катетера, уход за стомой. оценка риска падений, измерение артериального давления и др. Успешное выполнение задач возможно только при точном соблюдении последовательности определенных действий и при правильном выполнении этих действий. После многократного повторения умения кристаллизуются, превращаясь в навык. нередко формирование навыка происходит стихийно, бесконтрольно- в результате одна ошибка в одном действии может закрепиться в памяти навсегда. То есть ошибка будет повторяться при каждом выполнении действия (процедура, общение), что неминуемо приведет к проблеме с выполнением задачи в целом. При этом при "разборе полетов" подчас будет невозможно определить, где же именно медсестра ошиблась, что сделала не так? В условиях симуляционного центра процесс выполнения той или иной манипуляции разложен на детали, очевиден, открыт, понятен. Можно отследить всё и понять причины произошедшего. К примеру, причиной конфликтного поведения пациента, казалось бы, на пустом месте могла оказаться нарушенная процедура представления медсестры: она не представилась, взяла кровь, унесла в лабораторию- и уже после этого пациент вспомнил, что недавно пил чай с сахаром, захотел сообщить об этом медсестре, не знал ее имени- обратился на ресепшен- его попросили назвать имя медсестры- он не знал- ресепшен сказал, что поиск медсестры займет время- пациент нервничает и срывается на сотрудников ресепшен. А ведь этого всего можно было бы избежать, если соблюсти все шаги процедуры представления.
Таким образом, сформированные навыки среднего медперсонала нуждаются в оценке (убедиться. что они сформированы правильно) и поддержании (навыки могут забываться). Также необходимы новые навыки- появляются новые технологии. меняются СанПиНы, СОПы, инструкции, приказы. Также сотрудникам нужна обратная связь- как они работают, что нужно улучшить, на что обратить внимание. Да и для премирования, повышения зарплаты результаты аттестации тоже не лишние- помогают опереться на фактические достижения.
Считаем, что периодическая оценка навыков медсестер в условиях симуляционного центра никогда не потеряет своей актуальности

Цель

Проверка навыков выполнения медсестринских процедур. Приведение локальных клинических стандартов сестринских процедур отдельной взятой клиники в соответствие с ГОСТом, а также с лучшими международными практиками. Поддержание навыков выполнения процедур на достаточном высококлассном уровне. Внедрение новых навыков в соответствии с принципами андрагогики и методологии обучения, что обеспечивает надежное и точное выполнение медсестринских процедур в дальнейшем. Оценка уровня мастерства среднего сестринского персонала- необходимо для появления оснований для материального стимулирования сотрудников, а также для повышения мотивации в работе.

Материалы и методы

На аттестацию в июне 2022 заявлена 81 медсестра. 77 поучаствовали.

Условием успешного прохождения аттестации было принято получение 80 баллов .

Станции, предложенные аттестующимся:

· ПСО + аварийная ситуация (средний балл прохождения 79)

· СЛР с АНД (средний балл прохождения 80)

· Венепункция + общение (средний балл прохождения 79)

· Антропометрия + забор крови из пятки у младенцев (средний балл прохождения 80)

· Снятие СИЗ (средний балл прохождения 78)

· Хирургическая обработка рук для операционных м/с (средний балл прохождения 79)

· Внешний вид (средний балл прохождения 80)

Экспериментальные станции:

· Смена постельного белья у лежачего больного в стационаре (средний балл прохождения 80)

· Прием пациента в стационар (средний балл прохождения 77)

· ABCDE (средний балл прохождения 80)

Результаты

40 человек получили 80 баллов и больше. 37 человек получили меньше и были направлены на переаттестацию.
Из 18 человек, пришедших на переаттестацию в ноябре 2022 пятеро смогли показать улучшение результата, получив 80 баллов и больше.
Получено большое количество положительных отзывов от участников аттестации. Проведены сесссии по обратной связи непосредственно после прохождения станции.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Тогоев

Аккредитация специалистов с немедицинским образованием: опыт, сложности и пути решения

Автор(ы): Н.В. Максумова, В.В. Фаттахов, Н.З. Юсупова

Город: Казань

Учреждение: КГМА - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Актуальность

На основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции от 28.12.2022: право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
В связи с этим в 2022 году встал вопрос об аккредитации специалистов с иным образованием, осуществляющих медицинскую деятельность: биологи, химики-эксперты медицинской организации, медицинские физики, эксперты-физики по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, эмбриологи, судебные эксперты, инструкторы-методисты по лечебной физкультуре, медицинские психологи.
Несмотря на то, что возникла срочная необходимость в проведении аккредитации данных специалистов, существовал ряд сложностей: не были сформированы подкомиссии по данным направлениям, не укомплектованы необходимым оборудованием аккредитационные центры, специалисты не подготовлены к процедуре аккредитации, не прописаны четкие регламенты в проведении аккредитации стажированных и нестажированных специалистов с немедицинским образованием.
Ясность внесло новое положение об аккредитации, вступившее в силу с 1 января 2023 года и регламентированное Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов". Здесь четко определена процедура аккредитации в зависимости от стажа специалиста с иным образованием: для работающих менее 5 лет – первичная специализированная, более 5 лет – периодическая.

Цель

Проведение первичной специализированной аккредитации по должности "Биолог" с качественной подготовкой специалистов к успешному прохождению процедуры аккредитации

Материалы и методы

Решением председателя аккредитационной комиссии Республики Татарстан и при содействии руководства Казанской государственной медицинской академии (КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России) на нашей площадке мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра (МАСЦ) была создана подкомиссия по биологии с введением в состав специалистов, имеющих значительный стаж работы по должности «Биолог» или по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».
Члены аккредитационной подкомиссии, ранее не участвовавшие в процедуре аккредитации, также нуждались в обучении и подготовке к работе на станциях ОСКЭ. Сотрудники МАСЦ и кафедры клинической лабораторной диагностики (КЛД) КГМА совместно с членами подкомиссии по биологии и под руководством председателя подробно обсуждали и прорабатывали все тонкости оснащения станций, заполнения чек-листов, формирования заключений и т.д.
Первая аккредитация биологов была проведена в КГМА в ноябре 2022 года впервые в России для 10 биологов, проходивших обучение на цикле повышения квалификации кафедры КЛД КГМА (первая группа аккредитации биологов). В рамках цикла был организован обучающий симуляционный курс, где сотрудники кафедры и аккредитационного центра провели подготовку специалистов к сдаче практических навыков. Необходимое оборудование (микроскоп бинокулярный, набор для окраски мазков по Граму, анализатор автоматический для проведения ПЦР-анализа, амплификатор, счетчик форменных элементов крови и т.д.), отсутствующее в обеспечении МАСЦ, было предоставлено кафедрой и размещено на станциях центра.
В начале 2023 года специалистов-биологов, нуждающихся в первичной специализированной аккредитации (ПСА), зачислили на обучение на цикл повышения квалификации 18 часов кафедры КЛД КГМА, посвященный исключительно подготовке к первичной специализированной аккредитации. Всего на цикле прошло обучение 35 человек, все они подали документы на прохождение ПСА по биологии в МАСЦ КГМА (вторая группа аккредитации биологов).
Далее для подготовки к прохождению аккредитации был утвержден цикл повышения квалификации (ПК) на внебюджетной основе для всех желающих. По общей договоренности между сотрудниками МАСЦ и кафедры КЛД, он проводится за 2-3 недели до даты аккредитации биологов, что дает время специалистам подготовиться к аккредитации с учетом увиденного и отработанных навыков.
Так, в мае 2023 года на данном цикле обучилось 9 человек. Всего, с учетом данных специалистов, документы подали 28 человек из разных регионов России (Республика Татарстан, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Новосибирская область, Нижегородская область, Кировская область, Челябинская область, Самарская область, Тверская область, Курганская область, Вологодская область) (третья группа аккредитации биологов).

Результаты

Из первой группы аккредитации биологов, все 10 человек (100%) успешно прошли аккредитацию.
Из 35 человек второй группы аккредитации биологов прошедшими аккредитацию признаны 27 человек (77%), 8 человек (23%) не прошли аккредитацию, не справившись с этапом тестирования.
Из общего числа специалистов третьей группы аккредитации биологов успешно справились с аккредитацией только 15 человек (55%), 13 человек аккредитацию не прошли (45%). Стоит отметить, что все 9 человек, обученные на цикле ПК аккредитацию сдали (100%), однако 3 из них сдали тестирование со второй попытки.
Так, проведя анализ, мы выявили, что среди обучавшихся на цикле ПК, успешно прошли ПСА 85%, а среди не обучавшихся - только 32% специалистов.

Обсуждение

Совместная работа кафедры и аккредитационного центра в подготовке специалистов улучшает прогноз успешного прохождения аккредитации специалистами. Однако этап тестирования остается всё же больше на индивидуальной ответственности специалиста, требуя усидчивости и упорства в изучении тестовых заданий.

Выводы

В заключении, хотим отметить, что грамотная и должная подготовка специалистов, с участием образовательной организации, более века занимающейся последипломным образованием, аккредитационной комиссии и представителей практического здравоохранения, дает качественный результат и эффективную подготовку специалистов к осуществлению медицинской деятельности.

Тема: Аккредитация, оценивание
Неля Максумова

Создание системы тренингов оказания первой помощи по телефону для студентов-медиков

Автор(ы): А.Ю. Гапонов, И.И. Долгина

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ Курский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Важность обучения коммуникативным навыкам и роль в этом симуляционных тренингов в настоящее время уже не ставится под сомнение, особенно после длительного периода дистанционного обучения из-за пандемии коронавируса. В то же время, изолированный коммуникативный тренинг не так интересен для студентов и не вызывает такую же вовлеченность, как комплексный с одновременной отработкой практических навыков. Поэтому для того, чтобы проводить занятия максимально эффективно и одновременно повышать мотивацию обучающихся, коллектив ФАЦ КГМУ много лет поддерживает массовое олимпийское движение и постоянно ищет новые форматы тренингов. В процессе регулярной работы со студентами мы выявили несколько системных проблем:
- теоретические знания далеко не всегда удается применить в состоянии стресса;
- многие практические навыки делаются на уровне мышечной памяти, но студентам бывает сложно доступно и эффективно объяснить, что и зачем нужно делать, что ведет к системным коммуникативным и техническим ошибкам;
- студентам бывает сложно импровизировать, поэтому даже простые изменения условий тренинга - свет, звук, другие укладки и т.д. вызывают стресс и значительно снижают процент выполнения оценочных листов сценариев.
Таким образом, возникла задача создать вариант тренингов, который может быть массовым, легко воспроизводимым, интересным для участников и выполняющий поставленные цели обучения. Анализируя новостную повестку, мы заметили регулярные новости о том, как во всех уголках мира люди оказывают первую помощь, принимают роды, проводят базовую реанимацию и так далее под контролем диспетчеров скорой помощи по телефону. В России подобные сюжеты тоже встречаются регулярно, телефонное консультирование входит в задачи СМП и проводится регулярно, но мы не обнаружили какой-либо регулярной практики проведения образовательных программ на эту тему. В то же время, на Западе диспетчеры 911 в процессе обучения тренируются именно в симулированных условиях с актерами, проходят регулярный дебрифинг в процессе уже настоящей работы, специалисты по обучению анализируют записи звонков и прорабатывают с сотрудниками системные ошибки. Отметим, что западные диспетчеры используют наборы блок-схем для разных ситуации. В наших тренингах мы полагаемся только на знания и импровизацию студентов, так как а) в России подобные гайдлайны официально не утверждены, и главное - б) это убьет всю идею тренинга. Смогут ли студенты успокоить пострадавшего, объяснят ли простым языком, что и почему нужно делать, найдут ли необходимые подручные предметы, проанализируют ли факторы угрозы?

Цель

Создание системы телефонных тренингов первой помощи по телефону, в которой участник выступает в роли диспетчера скорой помощи, включающую в себя сценарии, пул актеров и оценочные листы, с последующим проведением регулярных тренингов и оценкой их эффективности.

Материалы и методы

Сценарии создавались самостоятельно, почти везде ситуация могла ветвиться исходя из решений участников тренинга. Оценочные листы создавались на основе сценария после нескольких тестовых прогонов, анализа тематической литературы, в том числе иностранных руководств. Для оценки эффективности проводился опрос студентов и регулярное тестирование в процессе прохождения программы.

Результаты

В настоящее время в основном пуле шесть сценариев: травматическая ампутация кисти звонящего бензопилой на даче, второй период родов у жены вызывающего, остановка кровообращения у отца двух звонящих дочерей, ДТП, в результате машина звонящего тонет в озере, пожар, стрелок в школе. Как видно, большая часть сценариев, помимо работы с пострадавшим, включает большой блок знаний по ОБЖ и позволяет актуализировать их в интерактивной форме. Во всех случаях требуются навыки первой психологической помощи, чтобы успокоить звонящего и мотивировать его на самостоятельные действия - сценарии подобраны так, что нельзя просто дождаться службу спасения. Всего проведено 344 тренинга - 57 часов чистого разговора, в том числе 18 тренингов на английском языке для иностранных студентов. Разработаны внутренние методические рекомендации для преподавателей, мини-курс для актеров. Тренинги объединены в мини-курс, в который вошли также теоретические блоки и промежуточные упражнения. Оценка эффективности проведена несколькими способами. В первую очередь, при анализе ключевых точек в оценочных листах эффективность студентов вырастала в среднем на 20%, тестирование по знаниям алгоритмов первой помощи и обеспечения личной безопасности показало улучшение результата в среднем на 29%. В опросах студенты в подавляющем большинстве случаев отмечают, что такой формат занятий интересен, релевантен к реальной практике, способствует развитию коммуникативных навыков. Первые выпускники этой программы уже закончили ординатуру, некоторые работают в роли старших врачей и руководителей подстанций СМП и отмечают высокую реалистичность сценариев.

Обсуждение

Высокие результаты программы объясняются прежде всего мотивированной командой. Актеры - многолетние волонтеры олимпийского движения, студенты участвуют в занятиях добровольно. Значительные требования к сценариям - они должны предусмотреть разные ветвления и повороты сюжета, подробно описывается место действия и набор используемых предметов. Важно описать все медицинские данные пациента тем языком, который использует звонящий, прописать характеры персонажей. Конечно, высочайшие требования к конфедератам - они должны прекрасно знать сценарий, быть готовы импровизировать, адекватно реагировать на все рекомендации участников, иметь богатейшую фантазию. Всего через такие тренинги в КГМУ прошли 410 студентов-участников и 48 организаторов-волонтеров.

Выводы

- при наличии системы и мотивированной команды можно в пустой комнате мгновенно создать любой сценарий - от дачи до ядерной катастрофы;
- разговором по телефону действительно можно развить коммуникативные навыки;
- повышается эффективность использования знаний, когда студент действительно готов применить алгоритмы в стрессовой ситуации.

Тема: Коммуникативные навыки
Алексей Гапонов

ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ВТОРОГО ЭТАПА ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» (СТАНЦИЯ «НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»)

Автор(ы): Файзуллина Р.М., Викторов В.В., Гафурова Р.Р., Магафуров Р.Ф., Богомолова Е.А., Кудаярова Л.Р.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Согласно действующему паспорту станции «Неотложная медицинская помощь» (2021), общее время выполнения навыка на станции составляет 10 минут, непосредственное время ознакомление с заданием и длительность работы составляют 9 минут.
Демонстрация практических навыков на экзаменационной станции осуществляется по двум ситуациям - бронхиальная астма, приступный период и острый обструктивный ларингит (круп), выбор и последовательность которых определяется аккредитационной подкомиссией. Успешность прохождения данной станции аккредитуемым заключается в соблюдении строгой последовательности алгоритма его действий в соответствии с трудовыми функциями: обследование детей для установки диагноза, назначение лечения, а также его последующий контроль эффективности и безопасности, организация деятельности медперсонала и ведение соответствующей медицинской документации.

Цель

Проведение аналитической оценки допущенных обучающимися выпускного курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава Российской Федерации ошибок в процессе подготовки к прохождению станции «Неотложной медицинской помощи», входящей во вторую часть аккредитационных испытаний.

Материалы и методы

В 2022–2023 учебном году число выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава Российской Федерации составило 368 человек. Процесс подготовки выпускников к прохождению аккредитационных испытаний по специальности «Педиатрия», а именно станции «Неотложной медицинской помощи» включал практические тематические занятия по дисциплине «Цикл симуляционного обучения». Данные практические занятия проводились на базе Федерального аккредитационно центра III (высшего) уровня ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РФ профессорско-преподавательским составом кафедры факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО. Так, завершающим этапом изучения дисциплины «Цикл симуляционного обучения» была демонстрация приобретённых обучающимися практических навыков и умений, связанный с оказанием неотложной медицинской помощи детям, согласно действующим нормативно-правовым документам и временному рабочему регламенту. В ходе демонстрации обучающимися практических навыков курирующими преподавателями заполнялись оценочные чек-листы (установленного действующим паспортом станции образца) в бумажном формате. Так, для достижения поставленной исследовательской цели авторами была проведена аналитическая оценка случайной выборки 100 чек-листов (27,2% от всего числа выпускников 2022–2023 учебного года).

Результаты

Проведённая аналитическая оценка демонстрирует, что 93% выпускника выполнили необходимые действия в рамках установленного временного регламента. Также 61% обучающихся совершенно верно продемонстрировали практические навыки по оказанию неотложной медицинской помощи детям, не совершив ни единой ошибки. Из совершаемых другими 39% обучающимися наиболее распространённой ошибкой была неверная последовательность действий в сборке небулайзера – данная ошибка встречалась в 28% случаев, второй по частоте допущения ошибок было ранее прекращения контроля правильного положения лицевой маски/мундштука или полное несоблюдение контроля на протяжении всего ингаляционного периода – данная ошибка встречалась в 14% случаев. Примерно с одинаковой частотой встречались следующие ошибки: неправильный выбор лицевой маски или мундштука, сходя из возраста пациента – в 13% случаев, завершение ингаляции до испарения всего лекарственного препарата встречалось в 12% случаев, неправильная разборка небулайзера для последующей сборки также встречалась в 12% случаев. Важно отметить, что гораздо реже встречались ошибки, связанные с основополагающими, базовыми навыками врача-педиатра участкового, а именно: предупреждение пациента о необходимости проведения диагностической аускультации, термометрии, подсчете ЧД встречалось в 8% случаев, 7% обучающихся неверно выбрали лекарственный препарат для неотложной медицинской помощи детям, 6% обучающихся неверно определили ведущий синдром, требующий оказания неотложной медицинской помощи.

Выводы

При анализе случайно отобранных 100 чек-листов было установлено, что большая часть обучающихся по программе подготовке «Педиатрия» успешно справились со сдачей практической части первичной аккредитации на станции «Неотложная медицинская помощь». Однако в 39% случаев обучающимися выпускного курса педиатрического факультета были допущены различные ошибки, предоставляющие основу для улучшения подготовительного курса соответствующей дисциплины.

Тема: Аккредитация, оценивание
Рита Гафурова

Многосторонняя оценка коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе: условия реализации

Автор(ы): Е.Ю. Васильева, Л.Н. Кузьмина, Е.Ю.Цыбульская

Город: Архангельск

Учреждение: Северный государственный медицинский университет Минздрава России (г. Архангельск)

Актуальность

Многосторонняя оценка коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе – важное условие формирования коммуникативной компетентности и повышения объективности её оценки в процедурах контроля качества обучения. Однако недостаточная изученность потенциала такой оценки и условий проведения не способствует широкому внедрению данного метода оценки в медицинском образовании.

Цель

Выявить условия осуществления многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе

Материалы и методы

В многосторонней оценке коммуникативных навыков приняли участие 2 эксперта, 35 выпускников стоматологического факультета Северного государственного медицинского университета, один стандартизированный пациент, которые по адаптированным и валидизированным нами методикам, оценили коммуникативные навыки аккредитуемых после выполнения ими задания на станции «Разъяснение информации пациенту» в рамках процедуры первичной аккредитации специалистов (июль 2022 г.). Эксперты и аккредитуемые заполнили Google-формы для оценки 9 групп коммуникативных навыков, а именно: выстраивание отношений (А), открытие обсуждения (B), сбор информации (C), понимание точки зрения пациента (D), обмен информацией (E), достижение соглашения (F), обеспечение закрытия диалога между врачом и пациентом (G), демонстрация эмпатии (H), предоставление точной информации (I). Навыки оценивались по 5-ти балльной шкале Лайкерта.
Стандартизированный пациент оценивал навыки «врача» сразу же после завершения его работы на станции путём заполнения в google-формах адаптированной и валидизированной нами методики, включающей две группы навыков – межличностного взаимодействия и навыков коммуникации в медицине. Статистический анализ был проведен с помощью электронных таблиц Microsoft Excel с надстройкой Analysis ToolPak и встроенной программой анализа данных «AtteStat».

Результаты

Установлено, что эксперты почти по всем вопросам анкеты более строго оценивали коммуникативные навыки респондентов по сравнению с самооценкой респондентов.

Для большинства респондентов была типична неадекватно завышенная самооценка коммуникативных навыков, особенно в ситуации закрытия диалога между врачом и пациентом (G).

Стандартизированный пациент более высоко оценил у респондентов навыки межличностного общения и более низко – коммуникативные навыки: количество высших отметок по первой группе навыков составило 156 (89,1 ± 2,36%), по второй – 71 (50,7 ± 4,23%).

Выводы

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Использование в контрольных процедурах многосторонней оценки должно быть обеспечено стандартизированным оценочным инструментарием, отвечающим таким требованиям как надёжность и валидность.
2. Организация многосторонней оценки коммуникативных навыков несомненно повышает её объективность, но это затратный по времени и человеческим ресурсам процесс. Отсюда, её применение нерационально при итоговой государственной аттестации и аккредитации специалистов, где задействованы большие потоки экзаменующихся. Тем не менее, этот метод будет эффективным в процессе обучения коммуникативным навыкам будущих врачей в малых группах, где возможно организовать обсуждение и согласование оценок, а также обратную связь.
3. Внедрению многосторонней оценки должно предшествовать обучение коммуникативным навыкам, как важной составляющей медицинского профессионализма, преподавателей-клиницистов, студентов и ординаторов.
4. Функции экспертов могут выполнять как эксперты-психологи, так и врачи-преподаватели, при условии, что они хорошо знают закономерности, принципы и специфику профессионального общения в медицинской практике, умеют различать профессиональное и непрофессиональное поведение врача.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Цыбульская

Результаты внедрения симуляционного обучения по реваскуляризации головного мозга в практику нейрохирургических отделений (на примере г. Нижний Новгород)

Автор(ы): Логутов А.О., Яриков А.В., Фраерман А.П., Смирнов П.В., Грантковский А.С., Ермолаев А.Ю., Остапюк М.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород,Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород

Актуальность

Цереброваскулярная болезнь - наиболее частая причина смертности в Российской Федерации. Каждый день регистрируется около 450 тыс. случаев ОНМК, из которых в 70-80% преобладает ишемический инсульт, который может приводить к летальному исходу. Около 20% пациентов, перенесших ишемический инсульт, нуждаются в проведении реконструктивных операций на сосудах головы и шеи. Таким образом, проблема хирургической реваскуляризации головного мозга является весьма актуальной как для всей отечественной медицины, так и для нейрохирургии в частности. Одной из наиболее частых причин ишемического инсульта является атеросклероз. Атеросклеротическое поражение сосудов головы и шеи служит объектом интереса врачей нескольких хирургических специальностей: нейрохирурги, сосудистые хирурги и рентгенэндоваскулярные хирурги.

Цель

Анализ эффективности внедрения cимуляционного обучения по реваскуляризации головного мозга в практику врачей нейрохирургических отделений на примере города Нижний Новгород.

Материалы и методы

Работа по организации симуляционного обучения нейрохирургов навыкам хирургической реваскуляризации головного мозга ведется с 2014 г. Использована оригинальная методика подготовки врачей, предложенная в отделении нейрохирургии «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения г. Москвы» и центре симуляционного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России.
Курс симуляционного обучения продолжительностью 5 дней включает последовательное изучение техник:
1) наложения узловых швов на протезе сосуда нитью 6/0;
2) наложения непрерывного обвивного шва на сосудистом протезе нитью 6/0;
3) вшивания заплаты в дефект сосудистой стенки непрерывным обвивным швом нитью 6/0;
4) наложения сосудистого анастомоза по типу «конец в конец» на аорту свиньи нитью 6/0;
5) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на силиконовую трубку нитью 10/0;
6) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на артерию бедра курицы нитями 9/0, 10/0;
7) наложения анастомоза по типу «конец в бок» на артерию бедра курицы нитями 9/0, 10/0;
8) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на артерию лабораторного животного (крысы) нитью 10/0;
9) наложения анастомоза по типу «конец в бок» на артерию и вену лабораторного животного (крысы) нитью 10/0.
Лекционный материал посвящен проведению следующих оперативных вмешательств: каротидная эндартерэктомия, экстра-интракраниальный микроанастомоз. Из г. Нижний Новгород было проучено 8 врачей-нейрохирургов из 5 нейрохирургических отделений.

Результаты

Проведенная работа по организации обучения нейрохирургов навыкам хирургической реваскуляризации головного мозга позволила с 2015 г. увеличить оперативную активность в нейрохирургических отделениях г. Нижний Новгород. В следующих нейрохирургических отделениях г. Нижний Новгород: ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, ФГБОУ ВО «Университетская клиника ПИМУ», ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГБУЗ «Городская клиническая больница №13», ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №39» (Нижегородский нейрохирургический центр им. А.П. Фраермана) выполняется ежегодно от 10 до 40 реваскуляризирующих операций (каротидная эндартерэктомия, экстра-интракраниальный микроанастомоз). Процент осложнений в этих отделениях не превышает средние по РФ. Особенно важным представляется тот факт, что произошло повышение эффективности нейрохирургической помощи в самом городе, а не перенаправление больных в столичные клиники.

Обсуждение

. Результат проведения реваскуляризирующих операций статистически незначим в зависимости от того, какой врач из данных специальностей ее проводил. Основным фактором, влияющим на исход операции и частоту осложнений, является опыт хирурга и частота выполняемых операций. Благодаря сосудистым хирургам количество операций на сонных артериях растет, но только одними силами сосудистых хирургов данную задачу не решить. Нужно активное участие нейрохирургов, так как у них арсенал оперативных вмешательств не ограничивается вмешательствами на сосудах шеи, а может быть дополнен экстракраниально-интракраниальным шунтированием при выявлении окклюзии магистрального сосуда.
Сосудистая нейрохирургия хоть и начала развиваться в различных регионах, но показатели оперативной активности при стенозах сонных артерий остаются низкими и не соответствуют общемировому уровню. Число обученных врачей в некоторых округах недостаточно. Для полноценного освоения методики наложения экстракраниально-интракраниального микроанастомоза требуется постоянная тренировка и совершенствование мануальных навыков.

Выводы

Оригинальная методика проведения мастер-класса по хирургической реваскуляризации головного мозга показала свою эффективность. Некоторые нейрохирургические отделения начали выполнять эти операции впервые, а в некоторых произошло увеличение количества реконструктивных операций на магистральных артериях головного мозга.
Мотивированность, постоянные тренировки на мастер-классах приведут к повышению хирургической активности в освоении техник реваскуляризирующих операций, что, в свою очередь, приведет к увеличению количества выполненных оперативных вмешательств на сосудах головы и шеи.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Антон Логутов

Новый формат обучения анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии – игровая методика «Я – преподаватель» (пилотный проект)

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Обучение оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи осуществляется на многих дисциплинах специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело, но «Анестезиология, реаниматология, интенсивная терапия» является результирующей, при изучении которой окончательно формируется способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, включая состояние клинической смерти (остановка кровообращения и/или дыхания). Дисциплина объединяет знания фундаментальных, клинических дисциплин, что требует от студентов систематизации знаний, быстрого поиска правильного решения, что не всегда удается достичь с помощью традиционных методов обучения. В связи с чем, возникает необходимость разработки и апробации на практике новых подходов к обучению на дисциплине

Цель

Разработать и апробировать игровую методику «Я-преподаватель», способствующую формированию профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 13 студентов 6 курса специалитета по специальности Лечебное дело. Студенты разделены на 4 группы по 3-4 человека. Каждая группа получила домашнее задание разработать и провести теоретическое занятие по определенной теме: газовый состав крови и кислотно-основное состояние, растворы для инфузионной терапии, нутритивная поддержка, шок. Студенты разрабатывали план ведения занятия и создавали тематическую викторину, включающую вопросы различной сложности, которые имели оценку в баллах. Обязательными в каждой теме были разделы: анатомия, физиология, патологическая анатомия, клиническая картина, лечение. Группа студентов – «преподавателей» вела практическое занятие по одной их тем и проводила тематическую игру-викторину. В начале викторины команда «преподавателей» представляла правила проведения, объясняла суть игры, порядок начисления баллов, устанавливала время, отводимое на обсуждение вопроса, ситуацию перехода ответа другой команде. После цикла проведено анонимное анкетирование.

Результаты

В создании игры-викторины принимали участие все обучающиеся. Сначала они распределили роли в команде, каждый сделал свою часть работы (формулировка вопросов, поиск правильных ответов, создание макета в программе Power Point и др.), затем они вместе обсуждали каждый вопрос, искали правильные ответы.
Каждая команда - участница стремилась правильно и быстро ответить на вопрос. Выбор вопросов зависел от уровня подготовки и желания обсуждать вопросы, в зависимости от степени сложности. Часть студентов, сразу выбирала сложные вопросы, т.к. у них было желание не только победить, но и систематизировать полученные знания по сложным разделам анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии. В группах активно проходили обсуждение, споры, дискуссия, при этом время ответа на каждый вопрос было ограничено.
Анкетирование показало, что в процесс создания викторины были вовлечены все студенты команды, они вместе составляли вопросы и искали правильные ответы. Результативность обучения высокая, т.к. все обучающиеся считают, что получили необходимые теоретические знания и удовлетворение от данного вида занятия. На вопрос «Что было сложно для Вас в роли преподавателя?» студенты ответили, что наибольшей проблемой было создание эффективной коммуникации между командами, управление конфликтами, объяснение сложного материала. 11 обучающихся считают, что эта методика преподавания имеет хорошую результативность и 2 студента категорически отвергли эту методику, т.к. избыточная активность и, по их словам, «агрессивная конкуренция» некоторых студентов не дали возможности раскрыться и показать свои знания.
При оценивании уровня подготовки студентов учитывались два аспекта деятельности: создание викторины и полнота, правильность ответов в команде. Учитывались сложность вопросов, представленных в викторине, полнота и правильность ответов. В результате обучения навыки планирования собственной учебной деятельности и оценки собственных результатов сформировались у 6 студентов и у 7 - находятся в стадии формирования. Уровни формирования профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» (теоретические аспекты) следующие: повышенный – 3 студента, базовый – 7 и пороговый–3.

Обсуждение

Теоретическая подготовка предшествует занятиям в симуляционном центре и клиническим практическим зияниям, поэтому при обучении акцент сделан на теоретические аспекты, цель которых заключается в получении новых знаний, их систематизации и развитии клинического мышления. Выбранные для викторины темы являются проблематичными при обучении, предыдущий опыт показал, что традиционные занятия в формате устного опроса имеют низкую результативность, т.к. за занятие не всегда возможно опросить всех студентов. Создание игры-викторины с одной стороны, обязывало команду «преподавателей» тщательно готовиться к проведению занятия, глубоко изучать тему, с другой- остальным студентам также необходимо иметь хорошие знания по этой теме, чтобы успешно принимать участие в викторине. При проведении занятий преподаватель имеет возможность непрерывно оценивать имеющиеся знания у студентов, уровень получаемых знаний, умение использовать имеющиеся знания и возможность их применения для теоретической интерпретации определенной клинической ситуации.

Выводы

Разработана и апробирована в учебном процессе игровая методика «Я-преподаватель», которая способствовала формированию профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Изготовление и способ создания анатомической 3D модели внутренних структур головы человека

Автор(ы): Румянцева Е.В., Фадеев Д.А., Яриков А.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Актуальность

Трехмерная печать — это технология послойного создания физической модели на основе ее цифрового изображения. В литературе синонимами термина «трехмерная печать» являются: «аддитивное производство», «3D-печать», «быстрое прототипирование». Технологии 3D печати известны уже на протяжении последних 40 лет. Первые сообщения в медицинской научной литературе начали появляться в 80-х гг. прошлого столетия. На сегодняшний день использование различных современных технологий, особенно 3D печати, существенно повышает качество обучения, а также улучшает восприятие учебного материала. За последнее время 3D-технологии совершили настоящий прорыв, как в медицине, так и в образовании в целом.

Цель

Создание 3D модели структур головного мозга для изучения нормальной анатомии.

Материалы и методы

При помощи компьютерного моделирования создана сборно-разборная анатомическая 3D модель внутренних структур головы человека, способствующая повышению уровня визуализации, а также скорости обучения. Разработанная нами анатомическая 3D модель выполнена на основе данных МРТ живого человека, изготовлена при помощи 3D печати из полимерных материалов. Представляет собой комбинацию из сборно-разборных элементов, имитирующих синусы твердой мозговой оболочки, желудочки полушарий большого мозга, а также базальные ганглии (хвостатое, чечевицеобразное ядро и бледные шары), расположенные на опоре-подставке. В местах крепления вышеуказанных структур установлены быстросъемные механические подставки-держатели, позволяющие удерживать и осуществлять разбор вышеуказанных структур.

Результаты

При проведении практических занятий и в отсутствии данной анатомические 3D модели у слушателей возникают трудности в формировании четкого и объемного представления о внутренних структурах головного мозга. Обучаясь по нашей анатомической 3D модели у слушателей сформируется не только четкое и объемное представление о данных анатомических образованиях, а также модель позволяет представить взаимное расположение и размер анатомических структур. Высокая наглядность позволяет детально изучить все анатомические аспекты органа, а также улучшить понимание о расположении и функциях анатомических структур.

Обсуждение

На сегодняшний день в продаже имеется значительное количество разнообразных анатомических моделей, но данная модель не имеет аналогов на российском рынке.
Основной проблемой при создании 3D моделей с помощью аддитивных технологий является преобразование обьемных данных в поверхностные.
В ходе создания сборно-разборной анатомической 3D модели внутренних структур головы человека и при обработки МРТ снимков возникли трудности с визуализацией конкретных внутренних структур головного мозга, имеющих достаточно глубокое расположение в полушариях большого мозга, что привело к разработке интерактивного программного пакета – Dicom2stl. https://github.com/dafadey/dicom2stl, т.к. используемые нами программы Blender, а также Paraview оказались неудобны в данной работе, с их помощью не удалось выделить каждую анатомическую структуру в отдельности, а также визуализировать структуры в объеме.
Использование данной анатомические 3D модели возможно в различных учебных заведениях медицинского профиля.

Выводы

Таким образом, использование 3D технологий (3D реконструкции, 3D моделирования, 3D печати), являясь инновационной, интересной, результативной, а также доступной формой научного творчества, поднимает на новый уровень форму участия студентов в научной жизни кафедры, способствует расширению кругозора и привлекает студентов к изучению современных технологий в медицине и в анатомии в частности.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Екатерина Румянцева

Роль медицинской ассоциации в последипломной подготовке врачей в области клинической альгологии

Автор(ы): Яриков А.В.1,2,3, Павлова Е.А. 4, Истрелов А.К. 5, Генов П.Г. 6, Перльмуттер О.А.3, Фраерман А.П.3, Мухин А.С.7, Симонов А.Е.8

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский окружной медицинский центр ФМБА

Актуальность

Хронический болевой синдром (ХБС) как самостоятельная проблема была впервые обозначена в 1939 г., когда для лечения ХБС были предложены интервенционные вмешательства. После Второй мировой войны сформировалась мультидисциплинарная концепция организации противоболевой помощи, и в 50-х годах XX века в США были созданы первые немногочисленные противоболевые центры. В последующие 20 лет число противоболевых клиник заметно увеличилось, и уже в 1987 г. только в СШ А их насчитывалось более 1200. Проблемой стала уже не форма организации противоболевой помощи, а подготовка специалистов, владеющих единой методологией и стандартами ее оказания. В настоящее время альгология представляет собой отдельную медицинскую специальность, сочетающую определенные теоретические знания и широкий спектр практических навыков.

Цель

оценить роль независимой медицинской ассоциации в последипломной подготовке альгологов.

Материалы и методы

Возникновение профессионального менеджмента боли связано с образованием в 1973 г. Международной Ассоциации по изучению боли (IASP), Американского общества боли (APS) в 1977 г. и, в последующем, в 1983 г., Американской Академии медицины боли (ААРМ). В России в 2015 г. была создана Ассоциация интервенционного лечения боли (АИЛБ) – Interpain. АИЛБ объединяет врачей различных специальностей: неврологов, анестезиологов, нейрохирургов, травматологов-ортопедов, психиатров и онкологов.
С 2020 г. АИЛБ проводит мастер-классы по следующим темам:
- диагностика и дифференциальная диагностика у пациентов с ХБС
- безопасность при интервенционном лечении боли
- лечение ХБС с ультразвуковой навигацией
- интервенционное лечение боли в поясничном отделе позвоночника
- расширенный курс по интервенционному лечению боли в поясничном отделе позвоночника. Использование МРТ при планировании и проведении процедур. Сложные случаи, процедуры, доступы.
-интервенционное лечение боли в области лица, в шейном и грудном отделах позвоночника
- интервенционное лечение боли в крупных суставах
-интервенционное и минимально-инвазивное лечение боли в онкологии. Нейровегетативные блокады/радиочастотные абляции, интратекальная опиоидная терапия.
-стимуляция спинного мозга и периферических нервов
Программа мастер-класса включала в себя отработка практических навыков по технике интервенционных вмешательств, лекции, обсуждение сложных случаев, сдача зачетов и написание тестов. Мастер-классы проводятся в выходные дни, что не доставляет проблем практикующим врачам при посещении учебы.
Также под эгидой АИЛБ проводятся съезды, конференции, конгрессы. Членам АИЛБ доступны материалы специализированной информационной базы, включающей наиболее актуальные статьи, книги, обучающие материалы по проблеме интервенционного лечения ХБС и не только. Есть возможность живого общения, обратной связи для ответов на вопросы докторов различных специальностей, так или иначе сталкивающихся с проблемой лечения ХБС.

Результаты

За время существования ассоциации поручено более 300 врачей в области лечения ХБС. Это позволило увеличить количество интервенционных вмешательств в лечении ХБС в России. Также это дало возможность в, расширении спектра противоболевой помощи и снизить частоту осложнений при интервенционных вмешательствах.

Обсуждение

В результате реализации концепции АИЛБ была укреплена материально-техническая база обучения специалистов, разработаны и тиражированы электронные учебные пособия для слушателей, внедрены новые учебные симуляторы, повышена квалификация преподавателей, успешно осуществлено лицензирование образовательной деятельности в рамках НМО; отработан механизм взаимодействия по образовательной деятельности с медицинскими ВУЗами, учреждениями здравоохранения, фирмами. Была повышена удовлетворенность слушателей и увеличено количество обучающихся.

Выводы

Обучение по программе повышения квалификации в АИЛБ позволяет отработать навыки в интервенционном лечении ХБС, с последующим их использованием в практической деятельности врачей, тем самым снизив возможные технические ошибки в реальной ситуации.

Учреждения
1Приволжский окружной медицинский центр ФМБА, г. Нижний Новгород,
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
3Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород
4Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА, г. Красноярск
5Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА, г. Владивосток
6 Сибирский федеральный научно-клинический центр ФМБА России, г. Северск
7Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
8 ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна, г. Новосибирcк

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Антон Яриков