Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / Опыт создания тренинга по интерпретации ЭКГ

Опыт создания тренинга по интерпретации ЭКГ

Автор(ы): Хохлов И.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

В современном мире смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стоит на первом месте во многих странах. ЭКГ является простым и доступным методом диагностики нарушений электрической активности сердца, который позволяет в кратчайшие сроки поставить правильный диагноз и назначить лечение. В медицинских вузах недостаточно уделяют вниманию практической части, а именно навыку расшифровки электрокардиографических плёнок. Это вызывает страх перед реальной практикой.

Материалы и методы

Обучение проводилось в группах до 10 человек. Программа подготовки состояла из 12 занятий продолжительностью по 3 часа, охватывающих основные разделы электрокардиографии. Два занятие представляли собой рубежный контроль, для закрепления пройденного материала. Одно занятие было посвящено навыкам лечения аритмий с использованием мануального дефибриллятора. Весь теоретический материал, по возможности, отдавался на самостоятельную подготовку. Перед началом занятия участникам раздавали плёнки ЭКГ, которые они должны были оценивать, используя стандартный алгоритм. После этого с группой происходил разбор случаев, вызвавших затруднения, и при необходимости давалася теоретический материал, который участники не смогли усвоить при самостоятельной подготовке. Всего в курсе приняло участие две группы по 6 человек. Занятия в первой группе проходили по схеме описанной выше, т.е. с акцентом на самостоятельную практику. Занятия во второй группе проходили по традиционной схеме, т.е. сначала читали лекцию, потом смотрели плёнки с преподавателем. На самостоятельный разбор уделялось не более 10% времени занятия. Проводилось исследование степени тревожности курсантов перед реальной практической работой. Перед началом курса у всех участников измерили пульс. После чего каждому участнику курса дали одинаковое задание - написать заключение по электрокардиограмме. Времени на задание было заведомо меньше, чем требовалось на его выполнение. После выполнения задания у участников повторно измеряли пульс и оценивали уровень тревожности по визуально-аналоговой шкале. После окончания курса из 12 занятий исследования повторили снова.

Результаты

В результате исследования мы наблюдали снижение уровня тревожности в первой группе. Если в начале курса у первой и у второй группы было увеличение ЧСС в среднем на ~10% от исходного, то по окончании курса в первой группе ЧСС при выполнении задания практически не отличалось от исходного, а во второй группе было повышение ЧСС на 5-7%. Аналогичные результаты были получены при оценке по визуально-аналоговой шкале.

Обсуждение

Новый способ подачи материала показал свою эффективность не сразу. Первые два занятий студенты из первой группы чувствовали себя неуверенно, низкий уровень теоретической подготовки требовал больше времени на разбор плёнок. Однако, постепенно ситуация изменилась в лучшую сторону и к концу курса удалось добиться того, что за то же самое время студенты сделавшие упор на самостоятельную работу разбирали на практическом занятии в 1,5-2 раза больше клинических случаев, чем студенты занимающиеся по традиционной схеме. Возможно, что снижение уровня тревожности было связано с тем, что студенты из первой группы имели больше практического опыта и поэтому поставленная задача не вызывала у них столь выраженной эмоциональной реакции, как у студентов второй группы.

Выводы

Система занятий ориентированная на получение самостоятельного опыта имеет преимущество перед традиционной системой. При освоении навыков, которые сочетаются с высоким уровнем теоретической подготовки необходимо подавать информацию дозированно делая достаточные перерывы для усвоения материала. Занятия стоит проводить не чаще 2-3 раз в неделю. Можно рекомендовать внедрение отдельного курса клинической электрокардиографии в систему подготовки студентов медицинских вузов.

Тема: Диагностика инструментальная
Админ 1

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: