Автор(ы): Иванова Н.В., Волков А.П., Киприянов В.С.
Город: Псков
Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет
Актуальность
Качество медицинской помощи определяют три главные составляющие: система подготовки медицинских кадров, непрерывное медицинское образование и система управления качеством медицинской помощи на всех уровнях. Система непрерывного медицинского образования предусматривает индивидуальный пятилетний цикл обучения, включающий различные виды образовательной активности. Помимо использования традиционных методов обучения в новой системе учитываются стажировки, участие в различных видах мероприятий: конференциях, семинарах, занятиях в симуляционных центрах, а также электронное обучение. Необходимость реализации данных подходов диктует новые требования к оснащению региональных больниц, которые должны приблизить процесс обучения к рутинной деятельности врача. Это, прежде всего, создание условий к обучению с применением имитационных/симуляционных и дистанционных технологий, делающих возможным для каждого медицинского работника самостоятельного изучения электронных образовательных модулей с тестовым контролем, размещенных на образовательных интернет-сайтах. Естественно, все это накладывает более серьезные обязательства на работодателя по отношению к врачам, чем было прежде, когда достаточно было обеспечить обучение один раз в 5 лет. Работодатель должен предоставить время для обучения, возможность выбора курсов через образовательный сертификат, обучение и командировочные расходы, доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.
Материалы и методы
Проведено анкетирования врачей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений Псковской области (n=106) по вопросам, связанным с непрерывным профессиональным образованием,
Результаты
При анализе результатов анкетирования врачей, выявлен растущий интерес медицинских работников различных специальностей к обучению с применением имитационных методов и дистанционных технологий (2015 год - 64,6%, 2016 год - 70,6%), при этом подавляющее большинство респондентов (98,3%) указали, что испытывают необходимость в повышении квалификации чаще, чем 1 раз в 5 лет, а также в его приближении к рабочему месту. Положительный момент состоит в том, что мотивацией к обучению является не только необходимость получения/подтверждения сертификата специалиста, но и желание получить современные знания с использованием новых образовательных технологий.
Обсуждение
Псковская областная клиническая больница, насчитывающая более чем двухвековую историю, с момента создания является региональным центром практической подготовки медицинских работников. Современные медицинские тренажеры, симуляторы и муляжи являются сложными дорогостоящими устройствами. Их использование представляется экономически целесообразным только при коллективном систематическом использовании. При принятии решения о создании регионального симуляционного центра на базе Псковской областной клинической больницы ставка была сделана на необходимости сконцентрировать все дорогостоящие медицинские симуляторы для коллективного использования в интересах студентов Псковского государственного университета, Псковского медицинского колледжа, клинических ординаторов и врачей. С учётом перехода с 2016 года на обязательную аккредитацию медицинских работников, данный проект сможет помочь практическим врачам подготовиться к аккредитации. Также за последние годы активизировался интерес к программам по первой помощи с использованием симуляционного оборудования для немедицинского персонала. Псковская областная больница – одна из немногих региональных больниц, где удалось сохранить полноценную научно-медицинскую библиотеку – около 30 тысяч единиц основного книжного фонда, включающего в себя ценнейшие раритеты, изданные полтора века назад, и примерно столько же периодических изданий. Псковская область является одной из территорий Российской Федерации, где создаются условия для обучения медицинских работников по программам непрерывного медицинского образования, не выезжая за ее пределы, на базе региональной многопрофильной больницы.
Выводы
1. Необходимость реализации новой модели непрерывного медицинского образования в Российской Федерации диктует новые требования к оснащению региональных больниц, которые должны обеспечить врачам возможность обучения на рабочих местах с применением симуляционных и дистанционных технологий.
2. В связи внедрением принципов НМО особую актуальность приобретает проблема совершенствования организации, форм и методов управления системой последипломного образования в масштабах отдельных регионов.
3. Создание регионального симуляционного центра является востребованным и перспективным. Основными направлениями его деятельности будут углубленное освоение практических навыков студентами, интернами, ординаторами, а также оценка профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации врачей - специалистов.
4. Эффективность последипломной подготовки врачей зависит не только от финансово-экономической ситуации, но и от четкой организации и управления этим процессом в регионе.
Наталья Иванова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.