Автор(ы): Лапик С.В.
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
В 2017 году впервые студенты-выпускники ОПОП по специальностям –Лечебное дело и Педиатрия проходили первичную аккредитацию, включающую важной составной частью ОСКЭ, ряд манипуляций и процедур которого изучаются на младших курсах и относятся к компетенциям, которые условно можно отнести к компетенциям общего и медицинского ухода, в частности гигиеническое мытье рук, надевание /снятие перчаток, постановка внутривенной инъекции, ингаляционная терапия с помощью небулайзера и т.д. В процессе подготовки к ОСКЭ преподаватели , ответственные за станции, отмечали насколько легче проходил тренинг у тех студентов, которые имеют опыт работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала. Кроме этого стаж работы в медицинской организации во время учебы сейчас дает значительный бонус при поступлении в ординатуру. Все это значительно повышает востребованность комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала
Материалы и методы
1.Анализ нормативных и распорядительных документов по проблеме; анализ деятельности комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в Тюменском ГМУ за пять лет;анкетирование студентов, проходящих обучение в симуляционном центре
Результаты
В ФГОС врачебных специальностей третьего поколения с 1-го по 3-ий курс целенаправленно был включен блок учебных и производственных практик в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала. Учебная практика о получению первичных профессиональных умений и навыков, которую студенты-будущие врачи проходят в первом семестре, состоит из разделов симуляционного обучения общему уходу за больными, знакомства с работой медицинских организаций, модуля НИР. Перечень умений и владений в рамках приобретения компетенций для освоения на учебной практике студентами первого курса небольшой и включает 30 манипуляций и процедур санитарно-эпидемиологического режима, клинической и личной гигиены, общего ухода, первой помощи. Причем уровень освоения компетенций на данной практике начальный. Насыщение данной практики манипуляциями и процедурами специализированного ухода не целесообразно, т.к. студентами на первом курсе только начато изучение анатомии; нормальную физиологию, микробиологию, пропедевтику внутренних болезней они только будут изучать в дальнейшем. Для закрепления умений и владений, полученных на учебной практике, а также расширению их перечня посвящена производственная практика в ЛП МО во втором семестре первого курса в качестве помощника младшего медицинского персонала, где студенты в условиях медицинской организации стационарного и амбулаторно-поликлинического профиля закрепляют умения и владения работы в команде, санитарно-эпидемиологического режима, клинической гигиены, общего ухода за больными. В основе учебной и производственной практик студентов первого курса должны лежать квалификационные требования к младшему медицинскому персоналу ЛП МО действующего профессионального стандарта. На втором курсе в четвертом семестре студенты проходят учебную клиническую (симуляционную) и производственную практики в качестве помощника палатной медицинской сестры. Целью этих практик является освоение компетенций общего медицинского и специализированный ухода за больными в условиях симуляции, а затем клинических условиях. В основе практики лежат квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре приемного отделения. В перечень практических умений и владений на практике второго курса добавлены манипуляции и процедуры общего медицинского и специализированного ухода за больными терапевтического и хирургического профиля и в первую очередь инъекции, катетеризация, клизмы, зондовые процедуры, повязки и перевязки. Следует обратить внимание, что по нашим данным опроса студентов, проходящих клиническую практику в условиях симуляции, для достижения уверенности в ее выполнении в клинических условиях, им необходимо выполнить ее на фантоме не менее семи раз. Клиническая (симуляционная) практика и последующая производственная практика в качестве помощника процедурной медицинской сестры в шестом семестре третьего курса включает в себя наряду с манипуляциями и процедурами медицинского ухода и высокотехнологичные сестринские вмешательства, такие как уход за стомами, дренажами и ранами, венепункции/внутривенные инъекции /вливания, уход за периферическим венозным катетером, ассистенцию при врачебных манипуляциях и процедурах. В основе практики должны лежать квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре процедурной и перевязочной (пятый квалификационный уровень проекта профессионального стандарта). Кроме этого на данной практике в текущем учебном году мы впервые использовали стандартизованную технологию оценки по чек-листу, аналогичному чек-листу первичной аккредитации.
Выводы
Наш опыт преподавания дисциплины «Сестринское дело» для врачей в совокупности с освоением компетенций на учебных симуляционных и производственных практиках обеспечивает в среднем успешную сдачу экзамена по допуску 70-80% претендентов независимой комиссии с привлечением в первую очередь потенциальных работодателей. При этом пятилетний анализ работы комиссии по допуску в Тюменском ГМУ демонстрирует устойчивую тенденцию числа успешно освоивших компетенции общего и медицинского ухода.
Светлана Лапик
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.