Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Некоторые особенности симуляционного обучения основам неонатологии студентов медицинского университета

Некоторые особенности симуляционного обучения основам неонатологии студентов медицинского университета

Автор(ы): Мирончик Н.В., Сапотницкий А.В., Прилуцкая В.А.

Город: Минск

Учреждение: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Результаты

Введение. В Республике Беларусь за последние годы достигнуты большие успехи в снижении младенческой смертности, показатель которой за последние годы составляет от 3,0 до 3,5 промилле [Жарко В.И. и соавт., 2015]. Это ставит новые задачи по дальнейшему улучшению оказания помощи матерям и детям с целью последующего снижения как заболеваемости, так и смертности новорожденных детей. В этой связи важное место занимают инновационные технологии медицинского образования, среди которых одной из наиболее динамично развивающихся является симуляционное обучение с использованием реалистичных механических и интерактивных манекенов.
Цель настоящего исследования – проанализировать особенности освоения основных навыков в неонатологии студентами шестого курса педиатрического факультета на занятиях по симуляционному обучению в зависимости от мотивации работать врачом-неонатологом в дальнейшем.
Материалы и методы исследования. В рамках начального опыта внедрения симуляционного обучения в 2015/2016 учебном году в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» проводились занятия со студентами 6 курса педиатрического факультета в лаборатории практического обучения (ЛПО). В рамках 18-дневного цикла по неонатологии введены два занятия в педиатрическом модуле ЛПО, в течение которых на манекенах студенты отрабатывали практические навыки в неонатологии: сердечно-легочную реанимацию, вспомогательную вентиляцию мешком Амбу, интубацию трахеи, катетеризацию пупочной вены. На интерактивных манекенах также проводился разбор клинических ситуаций в родильном зале, возникающих в ходе первичной реанимации доношенных и недоношенных детей. Для подготовки студентов к практическим занятиям издано учебно-методическое пособие по первичной реанимации новорожденных [Альферович Е.Н., Логинова И.А., Сапотницкий А.В., 2016]. Создан обучающий видеофильм с привлечением студентов-выпускников, размещенный на официальном сайте университета.
Проведено анонимное анкетирование 66 студентов шестого курса педиатрического факультета в 2015/2016 учебном году. Анкета включала 10 вопросов об учебных занятиях по неонатологии и особенностях работы на учебно-тренировочных манекенах и муляжах. Допускались множественные или самостоятельные варианты ответов. Первую группу составили 32 из 66 проанкетированных студентов (48,5%), желающие в дальнейшем работать врачами-неонатологами. Во вторую группу были включены 34 студента, не высказавшие желания работать в неонатологии.
Статистическая обработка материала проведена при помощи пакета программ «Microsoft Excel». При анализе использованы методы описательной статистики и критерий хи-квадрат.
Результаты исследования и обсуждение. Желание увеличить продолжительность занятий в ЛПО в рамках цикла неонатологии не имела достоверных различий (χ2=0,21, р=0,648) в группах исследования: его высказали 27 человек (84,4% из опрошенных) первой группы и 30 (88,2%) второй.
Большая часть проанкетированных студентов также отметила желание начать симуляционные занятия в ЛПО в рамках цикла по неонатологии на пятом курсе обучения – 31 (96,8%) и 32 (94,1%) (χ2=0,29, р=0,591) в группах 1 и 2 соответственно.
Оценка студентами эффективности отработки отдельных навыков первичной реанимации новорожденных не имела статистически значимых различий в группах сравнения. Так, хорошее освоение умения интубации трахеи отметили 30 (90,9%) студентов первой группы и 33 (97,5%) второй (χ2=0,42, р=0,519), сердечно-легочной реанимации – 17 (53,5%) и 15 (44,1%) в группах 1 и 2 соответственно (χ2=0,46, р=0,540).
Наибольшую трудность вызвала отработка навыков катетеризации пупочных сосудов и центральных вен: ее отметили 18 (56,2%) выпускников первой группы и 17 (50,0%) студентов второй группы, (χ2=0,26, р=0,611).
Для повышения результативности обучения практическим навыкам в неонатологии по мнению опрошенных студентов первой группы необходимо большее число видеоматериалов (16 (50,0%), что достоверно чаще (χ2=3,88, р=0,048), чем в группе 2 (8 студентов, 23,5%). Увеличение времени обучения в ЛПО как путь улучшения эффективности обучения отметили 28 человек (87,5%) первой группы и 27 (79,4%) второй (χ2=0,78, р=0,378).
Среди студентов первой группы 5 человек (15,6%) высказали мнение о необходимости создания факультатива или элективного курса на базе ЛПО с углубленным обучением практическим навыкам в неонатологии с подробным разбором широкого числа клинических ситуаций.
Выводы.
1. Желание увеличить число симуляционных занятий и целесообразность введения этого вида обучения в цикле по неонатологии на пятом курсе не имели высказали большинство студентов вне зависимости от желания работать неонатологами.
2. Наиболее успешным из отработанных навыков, по мнению опрошенных, стала интубация трахеи, наибольшую трудность вызвала работа над умением катетеризации пупочных и центральных сосудов.
3. Студенты, желающие работать неонатологами, более мотивированы на изучение дополнительной наглядной учебной информации, в частности новых обучающих видеофильмов.
4. Исходя из полученных данных, важными путями оптимизации обучения студентов-выпускников на цикле неонатологии станут создание новых видеоматериалов и разработка элективного курса симуляционных занятий по неонатологии, а также внедрение программ контроля эффективности освоения практических навыков.

Тема: Педиатрия и неонатология
Алексей Сапотницкий

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: