Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Симуляционный тренинг «Механика дыхания» в образовании врача-неонатолога

Симуляционный тренинг «Механика дыхания» в образовании врача-неонатолога

Автор(ы): Крюкова А.Г., Викторов В.В., Садыкова К.И., Стретинская О.Ю

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России Институт дополнительного профессионального образования Кафедра факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО

Результаты

Причиной респираторного дистресс синдрома у новорожденных могут быть различные состояния, обусловленные острой асфиксией новорожденного, натальным повреждением и заболеваниями центральной нервной системы, внутриутробной инфекцией, врожденными пороками развития и незрелостью легких недоношенных и детей с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ). Лечение дыхательной недостаточности у новорожденных в первую очередь подразумевает проведение респираторной терапии с применением современных аппаратов ИВЛ. Несмотря, на достижения в области протезирования дыхания новорожденным, большинство врачей работают по принципу «смотри и повторяй», не учитывая такие важные показатели как растяжимость легких (С-Compliance, л/смН2О) и сопротивление дыхательных путей (R-Resistance, смH2O/л/сек).
В этой связи, в образование врачей-неонатологов на нашей кафедре внедряется учебный модуль «Механика дыхания». В обучении используется система симулятора динамической модели легкого человека «Training&Test Lung Michigan» («TTL Michigan») который служит для оценки и демонстрации искусственной вентиляции легких, а также обеспечивает моделирование структуры и механики легочной системы человека: растяжимости и аэродинамического сопротивления дыхательных путей.
Цель обучения: формирование трудовых действий «Оказание медицинской помощи при неотложных состояниях у детей». (Москва, 2015).
Задачи тренинга:
• научить понимать и использовать в практической деятельности характеристики механики дыхания растяжимость легких и сопротивление дыхательных путей
• устанавливать и подбирать оптимальные параметры традиционной искусственной вентиляции легких (ИВЛ) у новорожденных
• устанавливать и подбирать оптимальные параметры высокочастотной осцилляторной ИВЛ (ВЧОивл) у новорожденных;
• приобрести практические навыки интерпретации графического мониторинга ИВЛ и ВЧОивл
• научить применять полученные знания и умения для лечения новорожденных различного гестационного возраста и массы тела.
Учебный модуль состоит из теоретического материала по следующим темам: физиология дыхания, характеристики механики дыхания: комплайнс легких и аэродинамическое сопротивление дыхательных путей; методы вентиляции и режимы традиционной ИВЛ, применяемых у новорожденных; показания к проведению ВЧОИВЛ; интерпретация графического мониторинга и контроль респираторной терапии.
На практических занятиях проводится тренинг с использованием симулятора искусственных легких типа «Michigan Lung», позволяющего наглядно понять и изучить комплайнс и резистанс легких новорожденного и в реальном времени подобрать на респираторе параметры ИВЛ.
Имитатор легкого новорожденного тип «Michigan Lung» предусматривает использование метода ВЧО ИВЛ, который широко применяется в неонатологии.
Методика тренинга «механика дыхания» включает:
• задание с указанием гестационного возраста, массы тела и длины тела новорожденного,
• обсуждение с курсантом предполагаемых условием задачи нарушений комплайнса и резистанса у младенца
• используя шкалу растяжимости имитатора «Michigan Lung», необходимо самостоятельно установить величины комплайнса легких новорожденного соответственно массе тела и/или гестационному возрасту младенца;
• выбрать необходимое аэродинамическое сопротивление дыхательных путей, используя набор резисторов, прилагаемых к симулятору «Michigan Lung»
• подобрать оптимальные параметровы традиционной ИВЛ
• провести подсчет индекса оксигенации (условного) и указать показания к ВЧО ИВЛ
• используя кислородный датчик и манометры модели, контролировать полученные (установленных курсантом на аппарате ИВЛ) величины давления в легких и оксигенации в процессе вентиляции.
После соединения модели легкого «Michigan Lung» с респиратором, курсант самостоятельно тренируется настраивать и подбирать оптимальные параметры ИВЛ для обеспечения адекватной вентиляции новорожденного.
Результат тренинга: Врач имеет возможность «взглянуть во внутренние механизмы работы человеческого легочной системы», применить на практике характеристики механики дыхания (комплайнс и резистанс) и самостоятельно визуально контролировать их, отслеживая движения мембраны, имитирующей растяжимость легкого.
Используя компьютерную программу, преподаватель контролирует величины установленных параметров ИВЛ и графические характеристики проводимой ИВЛ, правильность подбора параметров ИВЛ при заданном (условия задачи) нарушении дыхательных характеристик.
Система «TTL Michigan» позволяет имитировать работу здоровых легких и пораженных легких: при бронхиальной астме, острой обструкции дыхательных путей, пневмотораксе, остром повреждении легких. Модель можно применять для изучения изменения механики дыхания как у детей, как и у взрослых.
Выводы: представленный симуляционный тренинг способствует пониманию процессов биомеханики дыхательной системы новорожденного, повышает образовательный уровень врачей и качество оказания респираторной терапии новорожденному.

Тема: Педиатрия и неонатология
Алевтина Крюкова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: