Тренажер по освоению мануальных навыков при формировании хирургических узлов

Автор(ы): Шаматкова С.В., Лосев Д.В., Смирнова А. О.

Город: Смоленск

Учреждение: ФГБОУ ВО СГМУ МЗ РФ, Смоленск

Актуальность

Новые методы активного обучения используются с целью внедрения практики симуляционного обучения хирургическим навыкам в условиях нового учебного плана. Многолетняя активная научно-исследовательская работа сотрудников медицинских ВУЗов направлена на разработку и создание разноуровневых тренажеров для отработки практических навыков.

Цель

Целью разработки было создание технически простого, удобного в применении тренажера, обеспечивающего надёжность и взаимозаменяемость рабочих блоков, укомплектованного набором рабочих блоков, с вариантами по сложности клинических ситуаций и отработки базовых хирургических навыков с учетом эластичности анатомических структур. После разработки тренажера планировалось выполнить анализ эффективности тренажера при обучении и доведение тренажера до получения патента РФ.

Материалы и методы

Разработаны блоки для выполнения наиболее часто используемых 12-ти хирургических узлов, каждый из которых моделирует ту или иную хирургическую ситуацию, и единая платформа для всех этих блоков, обеспечивающая надёжность и взаимозаменяемость рабочих деталей. На объектах №1 - №3 моделируют сопоставление краев апоневроза при ушивании лапаротомной раны после общей лапаротомии. На объекте №4 моделируют перевязку зональных ветвей селезеночной артерии при спленэктомии в глубине лапаротомной раны средне-срединным доступом. На объекте №5 моделируют сопоставление ножек диафрагмы в глубине лапаротомной раны при оперативном вмешательстве по поводу грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. На объекте №6 моделируют перевязку верхней щитовидной артерии при тиреоидэктомии или сопоставление краев брюшины в мини-лапаротомной ране при аппендэктомии. На объекте №7 моделируют перевязку пузырного протока при холецистэктомии из мини-лапаротомного доступа с использованием кольцевого ранорасширителя с набором фиксируемых шарнирных ретракторов. На объекте №8 моделируют перевязку пузырной артерии при холецистэктомии из мини-лапаротомного доступа с использованием кольцевого ранорасширителя с набором фиксируемых шарнирных ретракторов. На объекте №9 моделируют экономию шовного материала, при создании межкишечного анастомоза. На объектах №10 и №11 моделируют наложение кожных швов на лапаротомную рану после срединной лапаротомии. На объекте №12 моделируют удавливание основания аппендикулярного отростка при выполнении лапароскопической аппендэктомии. После разработки и создания опытного образца, для оценки его эффективности и удобства применения проведена апробация. Исследование выполнено в двух группах. В первой группе 15 человек студентов 4 курса, обучающихся по программе «Лечебное дело», не владеющих навыками формирования узлов. Во второй группе 15 человек ординаторов хирургического профиля первого года обучения, проходящих практику в общехирургических стационарах. Ординаторы первоначально имели низкий уровень формирования узлов (недостаточно фиксировали узел, после формирования узла отмечалась разная длина концов лигатуры, был диастаз между сопоставляемыми структурами, задания выполнялись достаточно медленно, порядка 20 минут).

Результаты

Было проведено 15 занятий по 1,5 академических часа на заданную тему в каждой группе. Каждый обучаемый провел не менее 7 академических часов за отработкой этих навыков. После проведенных занятий в первой группе все овладели базовыми навыками формирования узла. На итоговом занятии каждый из студентов смог сформировать все 12 узлов и сделать минимальное количество ошибок. После проведенных занятий во второй группе отмечалось значительное повышение уровня мастерства, все 12 заданий выполнялись с незначительными ошибками. К концу занятий среднее время выполнения заданий составило 4 минуты.

Выводы

Этап медицинского образования с использованием элементов симуляционного обучения и формированием простых навыков у студентов, проведением тренингов для молодых специалистов хирургических направлений в рамках программ дополнительного профессионального образования может стать основой для усиления мотивации обучающегося.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Светлана Шаматкова

Устройство для отработки навыков наложения хирургических швов на кожу и вязания хирургических узлов

Автор(ы): Дыдыкин С.С., Жандаров К.А., Васильев Ю.Л., Миронцев А.В., Кытько О.В., Нелипа М.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Актуальность

На сегодняшний день, ввиду относительного дефицита анатомического материала и необходимости оттачивания во внеклассное время, в целях его экономии, практических навыков по наложению хирургических швов на кожу и вязания хирургических узлов появилась потребность в симуляционном устройстве, отвечающем ряду особенностей. Таких как доступность, интуитивно-понятное применение, мобильность, максимальное соответствие подобранных материалов с натуральными кожей и подкожно-жировой клетчаткой, многоразовость и надежность.

Цель

Целью разработки было создание по своему уникального устройства, которое улучшило бы скорость освоения обучаемыми студентами навыков наложения хирургических швов, вязания хирургических узлов в условиях максимально приближенных к реальным. И позволило бы студенту самостоятельно, без дополнительного контроля профессорско-преподавательского состава, оттачивать и совершенствовать полученные навыки. После разработки устройства в цели коллектива авторов входило анализ эффективности устройства при обучении и доведение устройства до получения патента РФ.

Материалы и методы

Группой авторов, после анализа имеющихся прототипов и устройств с подобным назначением, была составлена концепция, отвечающего целям разработки, устройства, а так же оценены требования, которым оно должно было бы соответствовать. На основании концепции и в ответ каждому из требований была разработана полезная модель. Конструктивный результат полезной модели был достигнут за счет создания имитации человеческой кожи и подкожной жировой клетчатки, применения правильно подобранных материалов, выполненных люверсами отверстий и разреза, имитирующего края раны. Устройство представляло из себя каркас, который с одной стороны покрывался обтягивающим материалом, в него был встроен имитирующая подкожно-жировую клетчатку мягкая и эластичная основа, а в обтягивающем материале делался разрез - моделирующий хирургическую рану, по обе стороны разреза вдоль от него шли отверстия на расстоянии 0.5 см от краев. Мягкий, эластичный и упругий материал основы имел возможность давления на обтягивающее покрытие для раскрытия разреза, изнутри имитирующего хирургическую рану. После разработки и создания прототипа устройства, для оценки его эффективности и удобства применения, случайным образом, были отобраны две группы студентов. Первая группа обучалась практическим навыкам с применением устройства, вторая без применения. Относительно каждого из обучаемых практическим навыкам, как с применением так и без применения устройства, после демонстрации навыка преподавателем, фиксировалось время за которое тот или иной студент освоит навык от нулевого уровня до уровня, оцениваемого по шкале "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Где "удовлетворительным" применение навыка считалось, когда студент правильно выполнял все элементы техники, но с возможным промедлением или незначительными ошибками. "Хорошим" применение навыка считалось когда студент правильно выполнял все элементы техники, но с возможным промедлением. "Отличным" применение навыка считалось, когда студент безупречно в короткие сроки выполнял все элементы техники.

Результаты

В итоге исследования эффективности устройства было установлено, что время освоения и оттачивания приобретенных навыков у студентов, применявших в обучении нашу модель, значительно сократились сроки достижения всех типов результата. Более того студенты, как правило, только положительно отзывались об устройстве, после отработки ими навыков наложения хирургических швов на кожу и техники вязания хирургических узлов на устройстве. Так же был получен патент РФ на полезную модель №183425.

Выводы

Несмотря на ощутимый прогресс во всех областях медицинского образования, отработка практических навыков для студентов все так же остается рутиной, и поэтому повсеместное использование вспомогательных устройств подобно нашему в значительной степени могло бы ускорить процесс освоения простых, но требующих мастерства навыков.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Артём Миронцев

Использование средств виртуальной реальности в подготовке студентов и ординаторов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

Автор(ы): Филимонов В.И., Новиков Ю.В., Гагарин В.В., Кочергин А.Ф., Абакшина М.Н.

Город: Ярославль

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

В системе подготовки врача любого профиля большое значение имеет совершенствование преподавания морфологических дисциплин. Современные средства виртуальной реальности рассматриваются, как источник технологических возможностей в образовании и медицине, дополняют набор традиционных подходов в обучении. Стремительное удешевление вычислительных мощностей и элементной базы компьютеров, резкий рост рынка мобильных устройств и приложений способствуют массовому распространению технологий виртуальной реальности и позволяют резко снизить амортизационные расходы на средства обучения.

Цель

Проанализировать опыт эксплуатации анатомического стола «Пирогов», раскрыть преимущества и недостатки этой технологии виртуальной реальности, определить организационно-педагогические условия его эффективного использования в подготовке врача на морфологических кафедрах.

Материалы и методы

Представлен опыт обучения с использования интерактивного анатомического стола «Пирогов». Трёхмерная графическая модель тела, реализуемая столом «Пирогов», позволяет выделять как отдельные системы и органы, так и слои, визуализировать сечения тела в аксиальной (поперечной), фронтальной и сагиттальной плоскостях, сравнивать с изображениями, полученными методами рентгенографии, компьютерной и магнитнорезонансной томографии, выстраивая определённую логическую последовательность познания от классической анатомии через медицинскую визуализацию к анатомическому интерпретированию клинического случая, что очень полезно как студентам, так и ординаторам хирургических специальностей. Предложены следующие обучающие сценарии: послойное препарирование тела человека, нахождение анатомических структур за ограниченное время, описание топографии структур во фронтальной, сагиттальной и поперечной (аксиальной) плоскостях.

Результаты

Обучение с использованием стола «Пирогов» за 2018-2019 учебный год прошло более 400 студентов и ординаторов. Обучаемые выделяют достоинства этого средства виртуальной реальности. Наглядность, достигаемая реалистичной трёхмерной графикой с возможностью масштабирования и разной детализацией объекта. Универсальность, реализуемая представлением любой области, системы, органа, любых труднодоступных для препаровки объектов, различными приёмами диссекции с удалением, выделением и возвратом удалённых структур. Расширение функциональности виртуального атласа за счёт встроенных и редактируемых «всплывающих» справочников, возможности фиксации сцен, проведения тестирования. Экологичность, отсутствие токсичных техник фиксации биоматериала и связанных с ними ограничений. Интерактивность, позволяющая активно вовлекать в обучаемый процесс и реализовать любой сценарий образовательной технологии. Недостатки стола «Пирогов» связывают с недостаточно профессионально разработанным контентом, отсутствием сетевых решений, отсутствием совместимости с мобильными платформами и интеграции с программами медицинской визуализации.

Обсуждение

Использование стола «Пирогов» в практике обучения радикально преобразует принцип наглядного содержания образования, и полностью соответствует мировому тренду в преподавании морфологических дисциплин, состоящему в дополнении традиционных подходов современными приёмами передачи информации: расширение доступности электронных библиотек, анатомических баз данных, появление совершенных анатомических симуляторов, моделирующих структуры тела человека по системному и топографическому принципу с возможностью построения плоскостных проекций и объёмных трёхмерных моделей тела. Виртуальное подобие реальных объектов, их универсальность и многофункциональность может дать обучающемуся больший жизненный опыт в восприятии, в осуществлении действий.
Уже очевидна экономическая неперспективность многих традиционных подходов реализации принципа наглядности в обучении. Существующие юридические, организационные и финансовые ограничения делают оборот учебного трупного материала крайне низким и недостаточным для полноценного обучения. Приобретение, транспортировка, фиксация, хранение органов и изготовление препаратов требует затрат, зачастую неподъёмных для вузов.
Вместе с тем высокая эффективность внедрения, использование средств виртуальной реальности в качестве полноценного учебного оборудования, конкурирующего с традиционными подходами, предполагает наличие обучающих программ, имеющих сценарий, жёсткий алгоритм действий, позволяющий им выступать в роли образовательной технологии. В их отсутствие только преподаватель может транслировать знания обучающемуся. Как способ передачи и усвоения знаний существующие средства виртуальной реальности предъявляют высокие требования к преподавательскому составу, активная компетентная позиция которого позволит внедрить новые технологии.

Выводы

Внедрение средств виртуальной реальности расширяет границы принципов наглядности и доступности, снимает многие традиционные проблемы морфологических кафедр. Виртуальной модели несвойственны трудности использования натурального препарата: цифровая модель не токсична, не «стареет» и не портится от эксплуатации, легко восстанавливается в начальное состояние. Виртуальные модели тела и его структур имеют высокий потенциал стимулирующего влияния на подготовку врача на морфологических кафедрах. Кроме базовых возможностей изучения анатомии, отражающих принципы разложения тела, виртуальный подход более универсален: позволяет объединять элементы, выделять органы из окружающих тканей и на срезах. Вместе с тем недостаточная проработка специализированного контента и отсутствие заложенных обучающих технологий может вызывать сложности в широком внедрении данных средств обучения со стороны педагогов. Опережающая работа в данном сегменте в сочетании с созданием специализированных учебных программ повышения квалификации преподавателей должно явиться актуальным направлением по внедрению технологий виртуальной реальности в практику преподавания морфологических дисциплин.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Владимир Филимонов

ПРОГРАММЫ ОТРАБОТКИ МАНУАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В БАРИАТРИЧЕСКОЙ И МИНИНВАЗИВНОЙ КОЛОРЕКТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖИВЫХ ТКАНЕЙ

Автор(ы): Неймарк А.Е., Рипп Е.Г., Пан В.И., Лапшина С.Е., Данилов И.Н.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России

Актуальность

Важным звеном в современной хирургии является внедрение эндоскопических и миниинвазивных технологий. Существующие образовательные программы не позволяют уделять достаточное время для отработки практических навыков. Кроме того, большинство стационаров, являющихся клиническими базами для обучения специалистов хирургического профиля, не обладают всем спектром возможностей для практического освоения данных методик. Существуют и юридические ограничения обучения на пациентах. Таким образом, разработка и внедрение программ обучения врачей хирургических специальностей в симуляционных центрах на живых тканях (крупных животных) является актуальной задачей.

Цель

Целью разработки дополнительной профессиональной программы (ДПП) повышения квалификации (ПК) является создание технологической модели для отработки мануальных практических навыков на базе симуляционного центра с использованием живых тканей.
Задачи:
1. Разработка и проведение ДПП ПК по бариатрической хирургии: теоретические вопросы ведения пациентов с ожирением и морбидным синдромом; отработка мануальных навыков выполнения бариатрических операций; снижение риска интраоперационных и послеоперационных осложнений; анестезиологическое пособие.
2. Разработка и проведение ДПП ПК по мининвазивной колоректальной хирургии: закрепление теоретических знаний в области хирургической колоректальной анатомии; отработка техники выполнения миниинвазивных оперативных вмешательств на ободочной и прямой кишке.

Материалы и методы

ДПП ПК по бариатрической хирургии и миниинвазивной колоректальной хирургии были разработаны в НМИЦ им. В.А. Алмазова, рассмотрены на заседании Биоэтической комиссии Института экспериментальной медицины и утверждены в ноябре 2017 года (Приказ №581 от 27.11.2017). Нарушений принципов содержания и использования животных не выявлено.
Тренинги проводились на базе сектора симуляционных методов обучения на живых тканях. К тренингам по бариатрической хирургии допускались специалисты, прошедшие подготовку в ординатуре по специальности «Хирургия» (n=8); по миниинвазивной колоректальной хирургии – специалисты-хирурги, прошедшие дополнительное усовершенствование по специальности «Колопроктология» (n=12). Продолжительность каждой программы 18 академических часов (3 дня). Форма обучения: очная с отрывом от основной деятельности. Каждая программа состоит из 2-х блоков - теоретической части (3 часа) и практического курса (15 часов).
Практический курс проводился в экспериментальной операционной на свиньях породы Ландрас весом 30-40 кг. Для отработки лапароскопических навыков использовалась эндовидеохирургическая стойка Karl Storz. Метод анестезии: премедикация - «Ксилазит» и «Золетил 100», в/м, в дозе 1,2 мл/кг массы животного, комбинированный эндотрахеальный наркоз - севофлюран в комбинации с N2О в концентрации 3-1,5 об%. Искусственная вентиляция легких аппаратом WATO EX-35 (MINDRAY) в режиме CMV. Работа на животном происходила в две смены. Группа бариатрических курсантов сменялась курсантами по колопроктологии.
На заключительном этапе курса было проведено анкетирование и тестирование специалистов для оценки качества полученных знаний и удовлетворенности практической программой.

Результаты

ДПП ПК по бариатрической хирургии.
Блок 1. Теоретическая часть программы (3 академических часа) включала курс лекций, направленных на получение базовых знаний в области хирургического лечения пациентов с ожирением и метаболическими нарушениями.
Блок 2. Практический курс (15 часов) ¬- отработка навыков на живых тканях.
Занятие №1 – проведение оперативного вмешательства - лапароскопического бандажирования желудка. Отработка практических навыков установки 5 троакаров для удобной работы в брюшной полости и правильной экспозиции левой доли печени; установки бандажа желудка - стандартная техника «pars flaccida technique» с проведением позади пищеводно-желудочного перехода полиропиленового сетчатого имплантата.
Занятие №2 - лапароскопическое удаление бандажа желудка с последующим проведением продольной резекции желудка с использованиям артикуляционного сшивающего аппарата.
Занятие №3 - отработка элементов шунтирующих операций – формирование малого желудочка, гастроэнтероанастомоза, эенто-энтероанастомоза, техника измерения петель кишечника, наложение ручного анастомоза.
ДПП ПК по миниинвазивной колоректальной хирургии.
Блок 1. Теоретическая часть программы (3 академических часа) включала курс лекций, направленных на освоение базовых знаний в области мининвазивной колоректальной хирургии.
Блок 2. Практический курс (15 часов) ¬- отработка навыков на живых тканях.
Освоение оперативных вмешательств: лапароскопическая право- и левосторонняя гемиколэктомия; лапароскопическая колэктомия; лапароскопическая резекция прямой кишки. Имитация мобилизации по мезоколон и мезоректуму, пересечение кишки в максимально низкой точке, наложение интраабдоминального ручного анастомоза.
В результате анкетирования были получены положительные отзывы, как о теоретической части программы, так и практического курса на живых тканях с использованием крупных животных. Из негативных факторов в обучении были отмечены недостаточная продолжительность курса.

Выводы

• Создание симуляционных центров с экспериментальной операционной, особенно при крупных научных учреждениях, оказывающих пациентам высокотехнологичную помощь, позволяет курсантам в короткие сроки получить и закрепить теоретические знания; отработать практические навыки минимально инвазивной хирургии на живых тканях и использования современного хирургического и анестезиологического оборудования.
• Симуляционное обучение на животных позволяет отработать мануальные навыки в условиях максимально приближенных к клиническим и тем самым подготовить врача к работе на живом организме, с учетом возможных особенностей анатомии, развития осложнений и нестандартных ситуаций.
• На одном животном возможна отработка навыков врачами различных специальностей: анестезиологами, эндоскопистами, хирургами, сердечно-сосудистыми хирургами и другими специалистами.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Евгений Рипп

Системное этапное обучение в ординатуре с использованием симуляционных форм и первичная специализированная аккредитация

Автор(ы): Совцов С. А., Горшков М.Д., Федоров А.В.

Город: Челябинск

Учреждение: РОХ, РОЭХ, РОСОМЕД

Актуальность

Современное обучение хирурга сегодня осуществляется преимущественно в ординатуре и базируется на трех составляющих: теоретический курс, симуляционный тренинг и клиническое обучение.

Цель

Конечной целью является - получение необходимых хирургических компетентностей и их совершенствование , путем овладения базовыми практическими навыками, используемыми в практической деятельности хирурга при выполнении основных хирургических вмешательств.

Материалы и методы

Для достижения этих целей образовательный процесс должен носить системный характер и состоять из 3 компонентов :1.Симуляционный курс ( манекены, тренажеры, симуляторы и т.п., как для лапароскопической , так и для открытой хирургии). 2. Отработка практических навыках на биологических витальных тканях животных (желудок и кишечник , печень, селезенка изъятых у свиней, баранов, их крупные сосуды). В идеале необходимо иметь собственную операционную для этих целей, что мало реально для большинства ВУЗов. 3.Выполнение различных этапов операций ( как эндоскопических, так и открытых) у больных в клинических условиях.

Результаты

Мы считаем, что при использовании симуляционных форм обучения, преимущества следует отдавать специальным модулями имитационного характера для подготовки ординаторов по специальности «Хирургия» , включающие в себя основные оперативные пособия, которые необходимо освоить обучаемым. Они должны носить преимущественно неотложный характер ( выполнение как самих вмешательств, так и основных этапов наиболее часто выполняемых операций в экстренной хирургии) : разрез, некрэктомия, контрапертуры и дренирование гнойных процессов, лапаротомия, ушивание ран желудка, кишечника и мочевого пузыря, аппендэктомия, холецистостомия, холецистэктомия , гастростомия, еюностомия, ампутации конечностей на разных уровнях. В связи с тем, что современная хирургия отдает приоритеты малоинвазивным вмешательствам, то в качестве основы симуляционного тренинга мы предлагаем использовать стандартную программу БЭСТА (Базовый эндохирургический симуляционный тренинг и аттестация), разработанную специалистами РОХ,РОЭХ и РОСОМЕД и успешно применяемую в обучении достаточно часто , как на университетских кафедрах("формальное образование"), так и в центрах симуляционного обучения("неформальное образование"). Симуляционный курс проводится как в форме занятий под руководством преподавателя, так и самостоятельно ординатором. Теоретические аспекты занимают непродолжительную часть времени, основной акцент делается на практической работе с тренажерами, фантомами,

Обсуждение

Следует подчеркнуть, что технические навыки являются лишь частью профессиональной компетенции хирурга, и важно чтобы они была интегрированы с когнитивными и поведенческими характеристиками , таких как навыки работы в команде и принятия решений. Следующим этапом обучения в ординатуре , после освоения основных общехирургических, в т.ч. и лапароскопических навыков, является дальнейшее освоение многоуровневой учебной программы , конечным итогом которой является подготовка к прохождению первичной специализированной аккредитации по окончанию обучения в ординатуре, которая является практико-ориентированным, объективным и структурированным экзаменом. Как известно, на сегодняшний день при ее проведении будут использоваться около 18 станций, в 12 из которых предусматривается демонстрация полученных и освоенных практических навыков и манипуляций. Наряду с достаточно простыми ( различные виды швов, пункция и дренирование грудной полости и др.), предусматривается и более сложные технологии : обзорная лапароскопия, выполнение основных этапов лапароскопической холецистэктомии ( выделение треугольника Кало, клипирование и пересечение пузырных артерии и протока). В связи с этим, в процессе второго года обучения в ординатуре мы внесли допустимое увеличение количество часов на 30% по вопросам овладения общей техники эндохирургических процедур и основам операций на органах желудочно-кишечного тракта. Также было добавлено в комплекс обучения овладение основных этапов лапароскопической аппендэктомии. За счет этого, произошло увеличение количества практических навыков с повышением уровня их овладения.

Выводы

При планировании и реализации учебных планов в ординатуре следует использовать систему этапного обучения как с использованием симуляционных, так и традиционных форм в клинических условиях. Оптимизация освоения профессиональных компетенций позволяет расширить спектр освояемых практических навыков и умений. Вместе с тем, при реализации образовательных программ , в том числе и с использованием симуляционных форм сохраняются не до конца решенные проблемы : 1. отсутствуют унифицированные программы, методические и организационные рекомендации по симуляционным формам обучения. 2. Не разработан порядок допуска обучающихся к манипуляциям и вмешательствам на пациенте при обучении в ординатуре.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Сергей Совцов