Автор(ы): Шубина Л.Б.,Грибков Д.М., Буров А.И., Гулиев Э.А., Хохлов И.В.
Город: Москва
Учреждение: ФГБОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»
Результаты
Цель исследования. Определить подходы к обучению групповой работе в кризисной ситуации.
Материалы и методы. Было проведено 26 тренингов для персонала частных клиник по расширенной реанимации. При этом, при проведении 10 тренингов выделялось отдельное время на навыки командной работы. А в ходе остальных 16, эти навыки подразумевались сами собой, и о правилах работы в команде участникам сообщилось в виде отдельных рекомендаций.
На наш взгляд, недостаточно просто сообщить обучающимся о правилах работы в команде и задачах лидера, а потом требовать применения этих рекомендаций в ходе выполнения учебных сценариев. Необходимо чтобы обучающиеся сами сформулировали эти правила, и их применение было не навязанным «сверху» требованием, а осознанной необходимостью. Для реализации этой идеи мы позаимствовали из бизнес-тренингов абстрактное (не клиническое) упражнение, в ходе которого участникам даётся не сложное групповой задание, выполнить которое можно, только если группа будет соблюдать основные принципы командной работы. О том, что удалось сделать, а что нет, участники обсуждают на дебрифинге по результатам выполнения упражнения. По ходу обсуждений ведущий обобщает сформулированные мысли и направляет эмоции участников к нужным выводам «пробрасывая мостик» между абстрактными задачами к аспектам клинической работы.
Конкретное задание для команды может быть любым и не должно быть заранее известно участникам. Вот основные принципы которым должно соответствовать это задание: 1) имеется правильный результат упражнения не известный участникам 2) у каждого участника своя часть информации о конечном результате: (у одного про количество элементов, у другого про их цвет, размер или названия, у третьего про форму, размер или последовательность и т.д) 3) каждый проинформирован, что они команда решающая одну задачу и что у команды есть назначенный лидер, но кто является лидером в явном виде не сообщается 4) время выполнения задания ограничено, например 2 минуты, 5) все подручные материалы предоставляются в избыточном количестве; 6) задания достаются участникам либо случайным образом, (участники тянут карточки), либо по желанию ведущего. Примерами такого задания могут быть: построение башни из кубиков, сервировка стола к конкретному приёму, сортировка книг для библиотеки и т.д. Так как подобные задания не сложные для взрослых людей, поэтому упражнение исключает возможность пользоваться речью, но не исключает другие способы коммуникации.
Результаты. Опыт показал, что для первоначального обучения практикующих специалистов достаточно 30 минут для двух повторов абстрактного упражнения, включённых в симуляционный курс по интенсивной терапии, после первой сессии клинического сценария, где участники уже попробовали поработать в единой группе. Для студентов и всех желающих такое занятие может быть более продолжительным и включать различные упражнения навыков работы в команде.
По результатам первого выполнения упражнения в подавляющем большинстве случаев, команда не складывается и задание не выполняется. В единичных случаях команда складывается, но из-за нехватки времени и ситуативной дезориентации задание всё равно не выполняется. Первый вопрос, который задаётся на дебрифинге всем участникам, звучит так: «Работала ли ваша группа, как команда? После чего предлагается сформулировать основные признаки командной работы. Затем, группе предлагается вторая попытка, перед которой они могут договориться о том, как лучше всего действовать. После второй попытки в 86% случаев результаты выполнения либо очень близки к эталонному либо полностью ему соответствуют. При разборе второго эпизода в качестве основной проблемы, очень часто, участники называют проблемы с памятью (они не могут запомнить задание полностью).. Как правило, этим фактом ведущий иллюстрирует жизненную ситуацию, в которой отдельный участник реанимационных действий тоже может что-то забыть и успех общего дела будет зависеть от того, насколько остальные члены команды владеют алгоритмом и другими необходимыми для успешной реанимации знаниями и навыками. Поэтому тренинги интенсивной терапии (общемедицинской реанимации) важно проводить в смешанных группах среднего и врачебного персонала. Таким образом, по результатам второго выполнения участники делают три важных вывода: о важности знания распределения ролей во время ситуации, о ценности коммуникаций и о возможностях подготовиться заранее.
Выводы. При сравнении действий участников в ходе симуляционных сценариев по интенсивной терапии и реанимации было установлено, что участники прошедшие специальное обучение командной работе: 1) быстрее от начала сценария начинают работать в команде; 2) при проведении дебрифинга сами (без подсказок тренера) находили способы совершенствования работы в своей команде; 3) чаще высказывают субъективное удовлетворение от своей готовности работать в команде. Простое абстрактное задание позволяет сосредоточиться только на навыках командной работы, не отвлекаясь на клинические аспекты сценария, а в последствие при решении клинических задач, с успехом применять полученный опыт.
Используемые источники информации
1. Firth-Cozens J (2004) Why communication fails in the operating room. Qual Saf Health Care 13:327, doi:10.1136/qshc.2004.010785. Почему коммуникации не работают в операционной.
2. Singer SJ, Gaba DM, Geppert JJ, et al. (2003) The culture of safety: results of an organization-wide survey in 15 California hospitals. Qual Saf Health Care 12:112–8,doi:10.1136/qhc.12.2.112. Культура безопасности: результаты обследования всей организации в 15 больниц Калифорнии.
3. Washington, DC: The National Academies Press. Режим доступа: http://www.nap.edu/catalog.php?record_id=9728
4. Обзор обновленных рекомендаций American Hart Аssоciation по СЛР и неотложной помощи при сердечнососудистых заболеваниях от 2015 года http://www.international.heart.org/en
Любовь Шубина