Автор(ы): И.В. Андреева, А.Б. Хадзегова, М.А. Чечнева
Город: Москва
Учреждение: ГБУЗ МО "МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского"
Актуальность
В настоящее время обучение специальности «ультразвуковая диагностика» (УЗД) проводится на этапе последипломного образования врачей в виде двух вариантов – двухлетней клинической ординатуры (сразу после окончания университета) и первичной переподготовки (ПП) в объеме не менее 504 часов для врачей, окончивших ординатуру либо интернатуру по одной из клинических специальностей. Кроме того, согласно современным требованиям, врачи проходят повышение квалификации (ПК) врачей на циклах тематического усовершенствования – 144 часа один раз в пять лет либо суммарно короткими циклами (по 18, 36 или 72 часа). Одним из вариантов решения вопросов недостатка помещений, преподавателей, ультразвуковых сканеров, живых моделей для демонстрации является внедрение в систему обучения симуляторов и манекенов для УЗД. Это позволяет проводить проблемно-ориентированное обучение на основе моделирования клинических ситуаций, отрабатывать практические навыки без участия живых моделей, что повышает эффективность учебно-воспитательной работы, возможность многократных повторов и доведения навыка до совершенства.
Цель
Провести анализ возможностей использования симуляционного обучения при подготовке врачей УЗД.
Материалы и методы
Проведен анализ результатов обучения 60 врачей УЗД на цикле ПП (504 часа), у которых наряду с традиционным обучением (лекционный курс и практические занятия в отделении УЗД) применяли симуляционные технологии (основная группа). В качестве сравнения оценивали результаты обучения врачей с применением традиционной схемы (группа сравнения). В основной группе использовали виртуальный симулятор Simbionix U/S Mentor, оснащенный модулями «Внутренние органы», «Неотложные состояния», «Легкие», «Эхокардиография», «Нейросонография», «Гинекология», «Акушерство», «Транспищеводная эхокардиография», а также фантомы (3) для отработки навыков УЗИ органов брюшной полости по разделам «Норма», «С патологиями», «При травме и остром животе» на базе симуляционного центра. Сравнение проводили субъективными и объективным методами.
Результаты
В основной группе врачей тренировке на симуляторе предшествовал лекционный курс по физике ультразвука, особенностям работы с ультразвуковым сканеров, изучение режимов сканирования и основ ультразвукового изображения. После освоения этих навыков всеми слушателями приступали к работе на симуляторах и живых моделях. В симуляторах имеются опции для освоения начальных навыков навигации в ультразвуковом поле, формирования принципов эхогенности, различия контуров, формы, размеров простых объектов, определения их пространственной ориентировки. Параллельно вводили слушателей в основы визуализации на живых здоровых добровольцах, формируя основы понимания ультразвукового изображения в норме. Это позволяло качественно отработать визуализацию вариантов эхографической картины. Во всех случаях обучение осуществляли под постоянным контролем преподавателя. При этом наличие симулятора позволяло быстрее овладеть методиками начальных навыков сканирования и уменьшить необходимость использования живых моделей и ультразвуковых сканеров.
Далее на симуляторе начинали освоение модулей «Внутренние органы», изучали поверхностно расположенные органы, «Акушерство и гинекология», «Сердце и сосуды». Изучение патологии выполняли по методу «от простого к сложному». По мере усвоения программы обучения усложняли задачи: наличие нескольких патологий, необходимость дифференциальной диагностики, «трудные» пациенты с плохой визуализацией. Во время обучения учитывали индивидуальные особенности слушателей по скорости и качеству освоения навыков. При необходимости обучение дополняли семинарскими занятиями.
Оценку приобретенных на симуляторе знаний и умений слушателей осуществляли с помощью тестирования на симуляторе. Количество баллов по изучаемым патологиям после обучения повышалось с 30-40 до 85-95.
Обсуждение
Анализ результатов обучения показал, что количество обучаемых в группе не должно превышать 6-7 человек, что позволяет уделить внимание каждому слушателю. Ежедневная тренировка не должна быть более 6 часов с короткими перерывами между 2 академическими часами. Возможны варианты командной работы, при которых один врач выполняет сканирование, другой заполняет документацию, третий записывает результаты измерений либо команда врачей вместе проводят сканирование «трудного» пациента, обсуждают и формируют ультразвуковое заключение. Это сближает врачей, создает положительную мотивацию и формирует командный дух. Во время занятий необходимо проводить ротацию ролей слушателей.
В целом, использование виртуального ультразвукового симулятора значительно улучшило результаты подготовки специалистов УЗД. Наилучшие результаты обучения были зарегистрированы при одновременном использовании в учебном процессе вышеперечисленных инновационных технологий. Внедрение симуляционного обучения также позволило улучшить результаты первичной специализированной аккредитации: станции по УЗД все слушатели сдали с первого раза, комиссия отметила высокий уровень подготовки.
Выводы
Наряду с традиционными формами обучения в процессе последипломной подготовки врачей УЗД целесообразно применение современных технологий обучения, повышающих мотивацию познания вследствие разнообразия форм предоставления информации, доступности многолетнего опыта педагогического коллектива кафедры. Среди перспективных направлений следует отметить симуляционное обучение, которое позволяет сформировать как начальные навыки работы с датчиком, так и навыки визуализации сложных и редких патологий, навыки принятия оптимальных решений в смоделированных клинических ситуациях.
Необходимо формировать положительную мотивацию к симуляционному обучению перед началом курса. Методики ультразвуковых исследований на симуляторе могут быть доведены до совершенства, что позволяет слушателям сразу после обучения активно переходить к практической работе с пациентами. Кроме того, первостепенное значение имеет личность преподавателя, его желание внедрять инновационные подходы в учебный процесс и добиваться высоких результатов работы.