Автор(ы): Караева Е.В., Соловьева А.В., Баженов Н.Д., Рубина С.С., Кашехлебов К.Ю., Зобачева В.В., Килейников Д.В., Калинкин М.Н.
Город: Тверь
Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Гериатрия развивается бурными темпами во всех странах. Это связано с тем, что за последние 30 лет количество людей старше 60 лет удвоилось, и по прогнозам экспертов, к 2050г его доля увеличится еще в 2 раза. Это требует дополнительной подготовки и увеличения числа гериатров, и дополнительного обучения врачей всех специальностей работе с данной группой пожилых пациентов. Поэтому нам нужны новые эффективные инструменты, позволяющие значительно повысить уровень организации медицинской помощи пожилому населению, устранить потери и максимизировать ценности в процессах предоставления медицинских услуг. Именно на решение этих проблем нацелена концепция lean production («бережливое производство»), персонала и руководства больниц о технологиях управления процессами. Все это позволит повысить удовлетворенность гериатрических больных медицинским обслуживанием.
Материалы и методы
В рамках проектного образовательного центра ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Миинздрава России проходит апробацию «Фабрика процессов Learn-Lean» (Фабрика процессов). Это учебная площадка для обучения принципам и инструментам бережливого производства. На Фабрике процессов участники получают опыт применения lean-инструментов путем симуляции процессов в реальной поликлинике.
Для игроков смоделирована ситуация, диктующая необходимость сформировать и выровнять поток пожилых больных, обратившихся в регистратуру, соблюдая при этом законодательство о первоочередном приеме отдельных категорий граждан и не допустив отсроченного оказания медицинской помощи пациентам, нуждающимся в ней экстренно. Основные задачи, стоящие перед медицинскими работниками - снизить время ожидания в очередях, повысить производительность труда, перераспределить функции персонала, обеспечить безопасную и качественную помощь .
Тренеры Фабрики процессов - сотрудники Университета, лидеры школ бережливости, обладающие опытом работы в практическом здравоохранении и являющиеся руководителями проектов в рамках программы «Бережливая поликлиника».
Целевая аудитория: главные врачи, врачи первичного звена, организаторы здравоохранения, студенты 6 курса.
Игра проходит в 3 раунда. В первом раунде участники отрабатывают прием пожилых пациентов в своих кабинетах, проводят картирование процессов, выявляют потери и сложности, возникшие в процессе приема пожилых больных. Во время анализа этого раунда тренеры оценивают работу обучающихся по параметрам SQDCM, актуализируют проблемы. Затем участникам процесса представляется презентация гериатра, советы которого позволяют правильно оценить и понять современные подходы к организации помощи пожилым пациентам. После этого обучающиеся сами пытаются наметить шаги по улучшению работы и максимизации ценностей. После окончания второго раунда анализ проводит один из участников Фабрики, играющий роль руководителя. Он вновь анализирует работу по параметрам SQDCM, а затем выносит на обсуждение улучшения, которые надо сделать в третьем раунде. Цель третьего раунда - достижение целевых показателей плана, качества, безопасности медицинской деятельности, финансовых затрат и удовлетворенности участников игры. Разбор результатов третьего раунда проводится аналогично. Анализ игры позволяет определить вектор дальнейшего совершенствования процесса организации приема терапевтом гериатрических больных.
Результаты
В результате игры участники на практике знакомятся с инструментам lean -технологий: учатся картировать процессы, формировать и регулировать потоки создания ценности, определять время цикла, время такта, время создания ценности, управлять коэффициентом эффективности. Вовлеченность в игру в реальной поликлинике облегчает реализацию полученных навыков на рабочих местах.
Обсуждение
Фабрика процессов, созданная в условиях реальной поликлиники, позволяет с помощью игровых ситуаций доступно представить участникам новый материал, обсудить особенности современного подхода к пожилым пациентам, показать как lean- инструменты на практике помогают в этом процессе, а, в конечном итоге - улучшают качество предоставления медицинских услуг данной категории больных.
Выводы
Таким образом, Фабрика процессов помогает в короткие сроки научить медработников выявлять и устранять потери при организации амбулаторного приема пожилых, получить практические навыки применения инструментов бережливого производства, изменить традиционные представления о подходах к организации медицинской помощи гериатрических больных.
Алла Соловьева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.