Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

Автор(ы): Коссович М.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ

Результаты

АКТУАЛЬНОСТЬ.
Основной сложностью подготовки хирурга для выполнения лапароскопических операций является необходимость приобретения врачом большого количества мануальных навыков. Необходимо выработать навык контроля хода операции по двухмерному изображению на экране видеомонитора, научиться адекватно перемещать инструменты в пространстве и точно дозировать свои движения, а также оценивать сопротивление тканей визуально и инструментально.

НОВИЗНА.
В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова нами предложена система практической подготовки по эндохирургии, состоящая из семи этапов. На первом этапе обучения курсанты проходят модуль для отработки базовых навыков, который включает в себя следующие действия: управление лапароскопом, инструментами, фиксация и перемещение объектов, диссекция, клипирование и пересечение трубчатых структур, координация работы двумя руками. Главной идеей предлагаемой нами концепции обучения является использование виртуальных тренажеров и лапароскопических боксов при обязательном проведении тестового контроля. Только после этого целесообразно проведение занятий в виварии, а затем возможна работа в операционной в реальных условиях в объемах, предписанных наставниками.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
Для определения эффективности модуля обучения базовым навыкам и в целях его совершенствования нами было проведено два опроса: оценка эффективности обучения глазами курсантов и оценка кураторами, которые наблюдали изменения в работе ординаторов при участии их в лапароскопических операциях. Опросы проводились в виде анонимного добровольного анкетирования. В опросе приняло участие 158 курсантов, которые не имеют опыта самостоятельного проведения лапароскопических операций, но принимают участие в их выполнении. Во втором анкетировании среди наставников-кураторов, была проведена оценка показателей работы 127 курсантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ.
Анализ 158 анкет, заполненных курсантами, показал следующее:
• 100% опрошенных довольны своим участием в занятиях,
• 27% – сообщили, что после занятий существенно повышается уверенность в собственной компетенции,
• 73% – согласны с этим, но считают, что для полной уверенности им не хватает опыта участия в реальных операциях,
• 64% – подтверждают полезность и нужность полученной информации по теории проведения эндохирургических вмешательств,
• 41% – считают, что продолжительность модуля недостаточна и предлагают регулярно повторять его.

Наиболее полезными во время проведенных занятий участники опроса назвали следующие упражнения:
• работа с камерой,
• манипуляции двумя руками,
• навыки клипирования,
• проведение безопасной коагуляции.

В дальнейшем при проведении второго анкетирования кураторов были получены следующие результаты практической работы 127 курсантов:
• 78% курсантов после занятий приобретают умение держать горизонт при работе с камерой,
• 83% – уверенно фиксируют объект лапароскопом в центре экрана монитора,
• 72% – обеспечивают комфортные условия работы хирурга,
• 67% – быстро достигают цели движения при работе инструментом,
• 54% – не выполняют лишних движений,
• 79% – надежно фиксируют объект инструментом,
• 57% – осуществляют тракцию тканей безопасно,
• 32% – потенциально готовы к выполнению отдельных этапов лапароскопических вмешательств.

ВЫВОДЫ.
Результаты анкетирования курсантов и их кураторов подтвердили целесообразность включения модуля отработки базовых навыков на виртуальных симуляторах и бокс-тренажерах в программу обучения лапароскопической хирургии.
Курсанты положительно оценили учебный курс, отметили рост мастерства и уверенности в своей компетенции.
Кураторами было отмечено, что значительная часть курсантов в практических условиях улучшила показатели работы при ассистенции в ходе лапароскопических операций.
Приведенные данные показывают довольно высокую эффективность освоения базовых навыков лапароскопической хирургии в ходе симуляционного тренинг-курса, хотя часть курсантов считают его длительность недостаточной. Необходимо дальнейшее совершенствование методики обучения с учетом полученной информации.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Михаил Коссович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: