Автор(ы): Капрусынко Н.В., Гусева Л.В., Гусев С.В.
Город: Самара
Учреждение: ГАУ ДПО "Самарский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения"
Результаты
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Капрусынко Н.В., Гусева Л.В., Гусев С.В.
ГАУ ДПО «Самарский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», г. Самара
«Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н, предъявляют высокие требования к специалистам отрасли. Совершенствование необходимых знаний и навыков осуществляется путем обучения по дополнительным профессиональным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки. При этом акцентируется внимание на закреплении на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Педагогический коллектив ГАУ ДПО «Самарский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения» проводит систематическую работу по оптимизации содержания и форм реализации дополнительных профессиональных программ. Учебно-тематические планы построены по модульному принципу. Каждый учебный модуль состоит из трех категорий: знания (теоретическая составляющая), умения (практическая составляющая) и отношения (личностные качества специалиста). В структуре программ теоретическая составляющая занимает 30 % учебного времени, практическая – 70 %. Это соответствует основным положениям модульно-компетентностного подхода к образовательному процессу, предусматривающего приоритет практической составляющей. По каждой теме определен перечень практических навыков, подлежащих отработке. Практические занятия проводятся на клинических базах, закрепленных за образовательным учреждением и в специально оборудованном учебном кабинете, который оснащен как муляжами и фантомами, так и более совершенными средствами обучения – тренажерами и симуляторами. Учебный кабинет разделен на несколько специализированных зон для отработки практических навыков. В настоящее время наиболее совершенными средствами технического обучения являются многофункциональная прозрачная модель для обучения промыванию желудка и манекен-симулятор UN/CPR400S-C, управляемый компьютерной моделью. Многофункциональная прозрачная модель для обучения промыванию выполнена из прозрачного пластика, что позволяет визуализировать расположение внутренних органов грудной и брюшной полости наблюдать процесс установки желудочного зонда и его промывание. Конструкция модели позволяет имитировать выполнение процедуры в разных позах: лежа на спине, на боку, сидя. Современные высокотехнологичные материалы, используемые при изготовлении симулятора, создают ощущение сопротивления при установке назогастрального зонда, как у реального пациента. Неоднократные повторения манипуляции позволяют сформировать у специалиста чувство уверенности, навык ориентации в различных клинических ситуациях. Сестринский персонал медицинских организаций получает возможность отработать технологии ухода за полостью рта, питания через назальный зонд, санации носоглотки, ухода за трахеостомой. Слушатели обеспечиваются учебно-методическим материалом, включающим технологии выполнения простых медицинских услуг, соответствующие Национальным стандартам Российской Федерации ГОСТ Р 52623.3-2015. Разработанные преподавателями листы экспертной оценки позволяют относительно объективно оценивать выполнение манипуляции в процессе обучения и при проведении итоговой аттестации. Манекен-симулятор UN/CPR400S-C, управляемый компьютерной моделью предназначен для отработки навыка базовой сердечно-легочной реанимации. Это обеспечивает реалистичную обратную связь за счет четко выраженных анатомических структур и имитации жизненных признаков: изменение зрачков и появления спонтанной пульсации сонных артерий после успешных реанимационных мероприятий. Преподаватель имеет возможность устанавливать режим проведения действий и допустимую точность частоты компрессий и искусственной вентиляции. Светодиодный монитор демонстрирует объем вдохов и глубину компрессии. Ошибочные действия сопровождаются загоранием определенной цветовой лампочки и голосовым предупреждением. Принтер, присоединенный к манекену-симулятору, дает распечатку результатов. Содержание отпечатанных результатов соответствует выбранному режиму работы и отображает точность действий: оценку сознания, вызов скорой помощи, оценку пульса и дыхания, удаление инородных тел, количество вдохов и нажатий на грудную клетку в течение каждого цикла. Счетное устройство регистрирует количество всех правильных и неправильных действий и выдает оценку результатов. Пульт дистанционного управления позволяет преподавателю контролировать ход проведения реанимационных мероприятий.
Таким образом, использование в учебном процессе современных технических средств обучения (симуляторов), создающих условия близкие к реальным, обеспечивает качественно более высокий уровень подготовки специалистов здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования.
Список литературы.
1. Береславец А.П., Белогурова Н.А., Хохлова Т.А. Модульная система в аспекте применения инновационных методов обучения // Профессиональное образование в современном мире, 2014. № 1. С.168-178.
2. Кушанская Л.В., Лелик М.П., Дягилев М.А., Пухтинская М.Г., Корнева А.С. Обучение сердечно-легочно-церебральной реанимации на базе симуляционных центров // Виртуальные технологии в медицине. – 2016. - № 1 (15). – С. 20-22.
КОНТАКТ:
Гусева Лариса Васильевна – заведующий учебным хирургическим отделением ГАУ ДПО «Самарский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», к.м.н.
Телефон рабочий (846) 956-45-83
Телефон мобильный +7-927-747-51-44
e-mail: l-guseva64@yandex.ru
Лариса Гусева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.