Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Метод case-study как технология профессионально-ориентированного обучения студента

Метод case-study как технология профессионально-ориентированного обучения студента

Автор(ы): Курмангалиева С.С., Турдалина А.К., Зеленцова С.Ф., Дандагариева Ж.С.

Город: Актобе, Казахстан

Учреждение: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова

Результаты

Приоритетным принципом системы высшего образования является принцип учета интересов обучаемого. В связи с этим перед преподавателями университета стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые были бы нацелены на активацию творческого потенциала студентов, его желания обучаться.
Одними из задач интерактивного обучения являются:
- повышение мотивации обучения у студентов;
- развитие интеллектуальных навыков у обучающихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
На кафедре Внутренние болезни №1 ЗКГМУ имени Марата Оспанова активно внедряются и совершенствуются интерактивные методы обучения. В 2015-2016 учебном году приоритетным методом обучения стал CBL (Case –Based Learning) или метод конкретных ситуаций. В целях совершенствования и отработки методики была запланирована серия практических занятий методом CBL. Кафедрой были определены следующие задачи:
1. Разработка кейсов по различным темам дисциплины.
2. Отработка определенной методики использования кейса.
3. Освоение методики всеми преподавателями кафедры, путем проведения открытых занятий.
4. Активное участие в посещениях и обсуждениях занятий преподавателями кафедры и методистами методического отдела университета с целью улучшения методики.
Метод CBL завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения клинических проблем. Методика позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки.
Методика требует специальную подготовку к занятию, преподаватель подбирает тему, а также ситуацию для занятия. Хороший кейс должен соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни; не устаревать слишком быстро; иметь национальную окраску; иллюстрировать типичные ситуации; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление.
На кафедре разработана структура кейса, отвечающая всем требованиям:
а) ситуация, случай;
б) контекст ситуации – хронологический;
в) комментарий ситуации, представленный автором кейса;
г) вопросы и задания для работы с кейсом;
д) приложения: данные лабораторных и инструментальных методов исследования и др.
Разработанный к занятию кейс предполагает подготовленный в печатном виде пример кейса, возможен мультимедиа-кейс. По сложности кейс содержит иллюстративные учебные ситуации, где на определенном практическом примере, в конкретный период времени, выявляются и четко формируются проблемы. Студент обучается алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по выявленной проблеме. По сложности разработанный кейс соответствует компетенциям студентов 4 курса специальности «Общая медицина».
Формирование и совершенствование профессиональных компетенций происходит главным образом в процессе образовательной деятельности. В зависимости от подготовки студента по предложенной ситуации его информированности и компетентности зависит эффективность проведения занятия. Не мало важным является корректность поведения участников, а также умение преподавателя проводить дискуссию, поддерживать деловой настрой в аудитории, оценить вклад студентов в анализ ситуации. Будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно в сочетании с традиционными методами, т.к. сам по себе не закладывает обязательного знания дисциплины.
Этапы метода кейс-стади:
• знакомство с конкретным случаем;
• поиск: оценка информации, полученной из материалов задания;
• обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений;
• резолюция: нахождение решения в группах;
• диспут: отдельные группы защищают свое решение;
• сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах.
Главным условием использования кейс-метода в обучении той или иной дисциплине является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождение оптимального решения студентами.
Основным содержанием обсуждения методики проведения занятия с преподавателями стало действие преподавателя в кейс-технологии: знакомство студентов с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация общей дискуссии, обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации, оценивание обучающихся.
Эффективность применения метода обучения на практических занятиях дисциплины «Внутренние болезни»: в результате наблюдался высокий уровень усвоения материала, умение принимать решение в стандартных ситуациях, высокий уровень успеваемости. Опрос студентов позволил сделать заключение, что анализ конкретных ситуаций (case-study) – это эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых –94%. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения.
Таким образом, на кафедре разработаны определенные правила по которым строится модель конкретной клинической ситуации, в которой отражен комплекс знаний и практических навыков, необходимых студентам для освоения дисциплины. Систематическое использование на занятиях интерактивные методы обучения повышают уровень компетентности будущих специалистов.

Тема: Терапия
Кайрат Курмангалиев

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: