Опыт использования тренажера К-плюс с интеграцией кейс-заданий при обучении студентов факультетской терапии.

Автор(ы): Смирнова М.П., Потапов М.П., Чижов П.А., Иванова Ю.И.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет МЗ РФ

Актуальность

качественная подготовка врача-лечебника включает в себя высокий уровень владения клиническими методами обследования и их интерпретацией. Тренировка навыков аускультации при различных патологиях дыхательной и сердечно-сосудистой системы является одним из ключевых моментов при подготовке специалистов первичного звена. Однако существуют объективные трудности при отработке студентами практических навыков в клинике. Это и невозможность практической иллюстрации разнообразных клинических случаев, и морально-этические и законодательные ограничения в общении учащихся с пациентом. В условиях пандемии Covid-19 особое значение приобретает использование симуляционных технологий в учебном процессе.
Для отработки реальных клинических ситуаций в процессе обучения студентов по дисциплине «факультетская терапия» целесообразно использование кейсов на базе традиционных ситуационных задач по различным заболеваниям сердца и легких в сочетании с возможностями аускультативного тренажера. В холе решения кейсов студенты систематизируют полученные знания, совершенствуют практические навыки аускультации легких и сердца, приобретают экспертные умения, формируют клиническое мышление, что является важным для развития системы ценностей обучающихся и их профессионального самосовершенствования.

Цель

усовершенствовать качество практической подготовки студентов лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» путем интеграции кейс-заданий в сценарии аускультативного тренажера "К-плюс".

Материалы и методы

обучение с использованием симуляционных технологий осуществлялось на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО ЯГМУ МЗ РФ. Для проведения занятий со студентами 4 курса лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» использовали учебную систему для отработки навыков аускультации звуков сердца и легких «К-плюс». С учетом имеющихся на симуляторе звуков на основании реальных клинических ситуаций были разработаны кейс-задания по темам занятий. Мониторинг качества практических навыков и эффективности проводимых студентами действий осуществлялся с использованием метода дебрифинга.

Результаты

сущность использования кейс–задания предполагает научение чему-либо и осуществляется путем вовлечения студентов в дискуссию, анализа ситуации, применения имеющихся знаний к определенной ситуации и принятия решений. Результатом использования кейсов является не только получение знания, но и практические умения и навыки. Таким образом, кейс-метод дает возможность использовать теорию с позиции реальных событий.
Используемые кейсы представляют собой учебные конкретные ситуации, составленные на основе фактического материала для разбора на занятиях. Темы кейсов соответствуют теме занятий, например, «внебольничные пневмонии». Задачи могут иметь несколько вариантов аускультативных данных.
Студенты получают вводную часть кейса в виде текстового материала, в котором представлены жалобы, анамнез заболевания. Для оценки дыхательной и сердечно-сосудистой системы пациента студенты самостоятельно проводят и оценивают представленные на тренажере "К-плюс" аускультативные данные, учатся различать и описывать вариации дыхательных и сердечных шумов. С учетом полученных данных студенты проводят обоснование предварительного диагноза и дифференциальную диагностику при различных заболеваниях системы органов дыхания и кровообращения, назначают лечение. В зависимости от выбранного решения возможны и различные исходы течения заболевания, требующие повторной оценки аускультативных данных и соответствующей коррекции лечения. По окончанию кейса проводится дебрифинг для оценки качества и эффективности проведенных действий. При необходимости осуществляется разбор навыка аускультации для конкретной ситуации.
При оценке обратной связи студенты отмечали доступную форму подачи учебного материала, его практическую ориентированность, высокую информативность.
В ходе работы с одновременным использованием кейсов и тренажеров для обучающихся создаются условия, приближенные к реальной клинической практике. Студенты, вовлекаясь в предложенные кейсы, не только имеют возможность совершенствовать свой практические навыки, но и учатся принимать эффективные решения. Использование аускультативного тренажера «К-плюс» с интеграцией кейс-заданий повышает интерес студентов в изучении предмета, стимулирует активность в усвоении знаний и навыков, способствует развитию клинического мышления студентов. Таким образом, при проведении занятий в данном формате результатом обучения являются не только усвоенные знания, но и навыки профессиональной деятельности.

Выводы

использование аускультативного тренажера «К-плюс» с интеграцией кейс-заданий в обучении студентов лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» на занятиях, посвященных заболеваниям дыхательной и сердечно-сосудистой системы способствует совершенствованию как теоретических знаний, так и практических навыков студентов в данной области. Применение симуляционных технологий позволяет повысить уровень практической подготовки обучающихся.

Тема: Терапия
Марина Смирнова

Модель формирования умений профилактического консультирования

Автор(ы): Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Калинина А.М., Шепель Р.Н., Деринова Е.А., Михайлова Н.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России

Актуальность

Среди многих проблем профилактики заболеваний, межличностные отношения врача и пациента выступают как ключевые. Профилактическое медицинское консультирование требует от врача специальной подготовки к встрече с конкретным пациентом. Это объясняется тем, что в профилактическом медицинском консультировании решаются не только медицинские задачи (см. Виды профилактического консультирования), но и психолого-педагогические задачи. Однако, по-прежнему, не определены психолого-педагогические аспекты этого консультирования, выступающие интеграционными факторами модели формирования умений врача проводить профилактическое консультирование.

Цель

Разработать модель формирования умений врача проводить профилактическое консультирование, основанное на психолого-педагогических закономерностях взаимодействия врача и пациента.

Материалы и методы

Методическим аккредитационно-симуляционным центром ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России разработаны клинические задачи «Профилактическое консультирование», оценочный лист (чек-лист) по проверке умений проведения профилактического консультирования; сценарий для стандартизированного пациента «Краткое профилактическое консультирование»; паспорт станции «Консультирование». Используя методы системного анализа и наблюдения был проведен педагогический эксперимент, направленный на выявление психолого-педагогических условий проведения профилактического консультирования. В эксперименте участвовали ординаторы второго года обучения в количестве 36 человек, из них 20 человек составили экспериментальную группу и 16 человек – контрольную группу. Педагогический эксперимент включал в себя специальную подготовку ординаторов, включающую два этапа: а) теоретический этап обучения, направленный на освоение Калгари-Кембриджской модели медицинского консультирования и психолого-педагогических особенностей профилактического консультирования, а также освоение модели профилактического консультирования, разработанной в ФГБОУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России (трудоемкость - 36 академических часов); б) практический этап обучения осуществлялся с использованием метода моделирования ситуаций профилактического консультирования.
Одновременно осуществлюсь анкетирование пациентов на предмет удовлетворенности проведенным консультированием.

Результаты

В процессе исследования было выявлено – количество допущенных ошибок при профилактическом консультировании у ординаторов экспериментальной группы на 67,46% меньше, чем в контрольной группе. Время проведения профилактического консультирования в экспериментальной группе соответствовало установленным нормам. В контрольной группе процедура профилактического консультирования носила незаконченный характер по причине затягивания этапов консультирования. Продуктивность этапа завершения консультирования была низкой.
Анкетирование стандартизированных пациентов показало: удовлетворенность процедурой профилактического консультирования в экспериментальной группе составила 87,8% по сравнению с этим же показателем в контрольной группе – 24,6%. Функциональный анализ результатов проведенного исследования показал эффективность модели профилактического консультирования, основанной на интеграции медицинских и психолого-педагогических задач, стоящих перед врачом в процессе профилактического консультирования.

Обсуждение

Главное отличие профилактического консультирования от медицинской консультации состоит в том, что во время профилактического консультирования во взаимодействии врача и пациента акцент смещается с диагностики и лечения на формирование приверженности пациента в необходимости следования рекомендациям врача. Ведь профилактическое консультирование происходит на последнем этапе диспансеризации. К этому времени проведено обследование пациента и результаты отражены в его персональной карте учета. Пациент частично осведомлен о результатах его обследования, но эти знания носят хаотичный характер.
Модель проведения профилактического консультирования представляет собой систему, состоящую 5 этапов, направленных на достижение результата – сформированной приверженности пациента к выполнению рекомендаций врача: Начало консультирования  Информирование и разъяснение → Рекомендации и планирование  Убеждение и мотивирование  Завершение консультирования. Каждый этап, выполняя определенные задачи, направлен на повышение приверженности пациента к выполнению рекомендаций врача и формированию поведенческих навыков, содействующих снижению риска заболевания. В процессе педагогического эксперимента были выявлены закономерности эффективности модели.

Выводы

1. Модель профилактического консультирования направлена на подготовку врача к решению задач разных видов профилактического консультирования. Особенностью разработанной модели является ее структура, основанная на психолого-педагогических закономерностях формирования убеждений, лежащих в основе приверженности пациента к лечению.
2. Эффективность модели профилактического консультирования зависит продуктивности каждого этапа модели.
3. Этапы модели профилактического консультирования определяются алгоритмизацией деятельности врача, включающей в себя: анализ исходной ситуацию, решение задач конкретного этапа, проведение этапа в соответствии с выявленными правилами.
4. Правила действия врача на каждом этапе определены психологическими и педагогическими закономерностями, выявленными в процессе исследования.

Тема: Терапия
СВЕТЛАНА АСТАНИНА