Автор(ы): Левчук И.П., Костюченко М.В., Назаров А.П., Моросникова Е.А.
Город: Москва
Учреждение: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России
Результаты
Большинство выпускников вузов и молодых врачей не полностью готовы к практической работе в условиях чрезвычайных ситуаций, а 30% не способны оказать первую помощь на месте поражения в полном объеме с помощью подручных средств, не говоря уже о проведении медицинской сортировки и оказании врачебной помощи на этапах медицинской эвакуации. Внедрение инновационных методов обучения за последние годы позволило несколько улучшить данную ситуацию, но сохраняется проблема выбора адекватной системы контроля освоения студентами практических навыков в условиях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний.
Цель: повышение качества подготовки студентов медицинских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».
Материал и методы: Для повышения качества контроля знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» с 2013 году на кафедре медицины катастроф ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова была внедрена балльно-рейтинговая система (БРС) с использованием интерактивных электронных и дистанционных технологий для самостоятельной работы студентов и оценки подготовки обучающихся. Также на кафедре в ходе занятий по первой помощи для обучения практическим навыкам активно используются симуляционные технологии и интерактивные ресурсы. Общий рейтинг студента по циклу «Первая помощь» данной дисциплины в соответствии с ФГОС складывался из баллов за посещение лекций (по 1 баллу) и практических занятий (по 1 баллу), за работу на практических занятиях (максимум 25 баллов за цикл), а также баллов за модульный тестовый контроль (максимум 50 баллов). С использованием БРС по первой помощи прошли обучение и оценку знаний 1190 студентов первого и второго курса лечебного и педиатрического факультетов.
Результаты и обсуждение: В ходе применения БРС была отмечена более высокая мотивация студентов к обучению на кафедре, проявлявшаяся повышением посещаемости, более активной работе на занятиях с возможностью получения баллов, студенты активно использовали в подготовке к тестовым контролям предлагаемые в порядке беспроводного дистанционного доступа электронные ресурсы и пробное тестирование. Это позволило 28,8% студентов получить 90% и более правильных ответов на тестовом контроле, 80-90% правильных ответов - 45,2% студентов, 70-80% правильных ответов 34,5% студентов, и только 8,5% обучающихся набрали менее 70%правильных ответов. Однако, уверенное освоение практических навыков по темам цикла «Первая помощь» с использованием симуляционных технологий оценивалось БРС максимум в 15 баллов, получаемых на практическом занятии, что способствовало изменению мотивации студентов в отношении совершенствования навыков. Около 57% студентов ограничивались только практическими занятиями для отработки навыков, 29% студентов проявляли самостоятельную активность в их освоении. И лишь 14% планировали свое время для отработки практических навыков в симуляционном классе, на манекенах, а также на этапах подготовки и участия в практических секциях олимпиад.
Как правило, БРС использует тестовые контроли, базирующиеся на теоретической части дисциплины, т.о. практические навыки не значимы в итоговом рейтинге. Набор баллов для зачета, уводит освоение и закрепление практических навыков на второй план. Внедрение симуляционных и интерактивных методов обучения, конкурсы и олимпиады вызывает значительный интерес у студентов к практике, особенно у первокурсников, но не обеспечивает необходимой мотивации к самостоятельной работе по совершенствованию умений и навыков, являющихся неотъемлемой частью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». А ведь в случае чрезвычайных ситуациях предполагается выполнение в ограниченное время достаточно большого объема различных мероприятий по оказанию медицинской помощи подручными средствами, а также слаженную работу в команде. Поэтому такая неактивность студентов чревата в последующей их работе большим количество ошибочных действий, увеличением санитарных потерь и различного вида осложнений.
Заключение: Таким образом, работа в симуляционных классах, на тренажерах и манекенах должна быть важным компонентом оценки качества подготовки студентов, составляя не менее 40% в рейтинге студента медицинского вуза. Кроме того, необходимо более качественное решение для объективизации оценки практических навыков студентов в баллах, поскольку большинство используемых для симуляции манекенов и интерактивных программ не стандартизированы и различаются в зависимости от оснащенности кафедр университета, а использование повсеместно внедряемых симуляционных центров не всегда возможно в связи с большой одновременной нагрузкой (большое количество студентов) во время проведения модульных контролей.
Админ .