Проблемы станции «Экстренные ситуации в анестезиологии и интенсивной терапии»

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Рядинская Е.А., Бондаренко И.П.

Город: Москва

Учреждение: ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

Анестезиология-реаниматология – специальность, широко затрагивающая многие области медицины. При подготовке специалиста основная цель – развивать клиническое мышление, углублять знание физиологии и патофизиологии критических ситуаций, оценивать прогнозы и риски; проводить диагностический поиск, анализировать лабораторные и инструментальные данные, применять УЗИ-диагностику, а также важнейшим навыком является умение справляться с экстренными ситуациями, как в реанимационном отделении, так и в операционном блоке. Отработка этого навыка в условиях симуляции доказано повышает количество успешных исходов. Значимость симуляционного обучения в этой специальности была доказана Дэвидом Габой, профессором Джефри Купером (Гарвардская школа медицины) и многими другими. Ученые провели в Бостоне так называемый великий симуляционный эксперимент (The Great Simulation Experiment), в результате которого в 1993 г. в Гарварде был создан Центр медицинской симуляции (Center for Medical Simulation).
До недавнего времени в России обучение врачей-ординаторов в условиях симуляционного центра было очень ограниченным, что можно объяснить дефицитом тренерских компетенций у преподавателей, необходимостью высоких материальных затрат, связанных с закупкой необходимого симуляционного и/или анестезиологического оборудования, внешней мотивацией к обучению у врачей-ординаторов. Однако с 2020 года утверждена процедура первичной специализированной аккредитации (ПСА) с оценочным этапом, который призван стимулировать и развивать данное направление.

Цель

Обозначить проблемы организации второго этапа ПСА по специальности анестезиология-реаниматология и предложить заинтересованным лицам дальнейшее обсуждение с целью выработки подходов, совершенствования этого важного и перспективного направления

Материалы и методы

Первый опыт организации второго этапа аккредитации для анестезиологов-реаниматологов на нашей площадке был осуществлен в феврале 2021 года, второй в июле этого же года. В общей сложности через данную станцию прошло 16 выпускников ординатур разных образовательных организаций. При подготовке и проведении процедуры в соответствии с паспортом станции «Экстренные ситуации в анестезиологии и интенсивной терапии» в ходе экспериментов, наблюдений и опроса участников было выявлено ряд проблем.

Результаты

Выявленные проблемы можно поделить на проблемы организационного плана (как сделать так, чтобы оборудование правильно работало) и проблемы методического плана (как сделать так, чтобы оценка была валидной, т.е. оценивала то, что предполагалось оценивать).

Обсуждение

Среди основных проблем:
1. Для создания сценариев внутри программного обеспечения симулятора не обнаружено в паспорте станции линейного описания сценария ни по времени, ни по действиям, совершаемым аккредитуемым.
2. Сценарий «трудные дыхательные пути» построен на вводных, которые дает экзаменатор, что существенно ограничивает оценку подготовки аккредитуемого. В этом же сценарии избыточное количество условий, сопровождающихся союзом «ИЛИ».
3. Не обнаружили для сотрудников симуляционных центров подробной инструкции по установке и, главное, безопасной эксплуатации наркозного аппарата в плане его совмещения с симулятором человека
4. В чек-листе отсутствует общая часть оценки для всех сценариев (в начале), где аккредитуемые допускали некорректные действия, которые не подвергались оценке.
5. В паспорте имеются разногласия в схемах лечения и дозирования лекарственных препаратов (возможно это опечатки)
6. Используется слишком объёмный брифинг, прочитать который во время самого экзамена просто невозможно успеть. Целесообразно его сократить без потери качества информации

Выводы

Появление данного задания и всей процедуры безусловно является очень большим и важным шагом на пути повышения эффективности подготовки врачей анестезиологов-реаниматологов и, вместе с тем, недостаточная проработка деталей, игнорирование возможностей и ограничений симуляции существенно снижает потенциал этого дорогостоящего мероприятия. Просим заинтересованных лиц поучаствовать в совершенствовании этой процедуры...

Тема: Аккредитация, оценивание
Любовь Шубина