Современные технологии в образовательном процессе медицинского вуза на примере дисциплины «акушерство и гинекология»

Автор(ы): Романова М.Л.,Нестеров И.М., Ширинян Л.В. , Беженарь В.Ф. , Авраменко Е.А., Семенов С.А., Вахитов М.Ш.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Актуальность

Сложившаяся в нашей стране эпидемиологическая ситуация весной 2020 года продемонстрировала необходимость более широкого внедрения и использования новых технологий обучения на кафедрах ПСПбГМУ им. ак. И.П.Павлова. Важной задачей для кафедры акушерства, гинекологогии и репродуктологии, как и Университета в целом, стало обеспечение непрерывности образовательного процесса, включающего дистанционное обучение и использование симуляционных технологий.

Цель

В условиях невозможности применения традиционной формы обучения, нам стал интересен вопрос востребованности новых технологий обучения, соответствие их новым условия, задачам, а также их эффективность. Целью нашей работы явилась оценка приемлемости студентами, обучающимися на кафедре, новой формы учебного процесса.

Материалы и методы

Для дистанционного обучения кафедрой используются разнообразные платформы, позволяющие проводить опросы, голосования, отвечать на вопросы слушателей и использовать интерактивную доску для пояснения сложных моментов, проводить проверку знаний. Предусмотрено интерактивное общение между слушателями.
Ресурсы программы представлены теоретическими материалами в виде файлов, ссылок на внешние сайты, методическими рекомендациями и пособиями, разработанными сотрудниками кафедры, видеолекциями, клиническими протоколами, соответствующими тематическому плану и теме занятия.
С целью успешной интеграции подхода «у постели пациента» в учебный процесс совместно с сотрудниками аккредитационно-симуляционного центра (ЦИОТ) созданы видеофильмы по акушерству и гинекологии по наиболее актуальным темам, организована возможность приобретения и отработки практических навыков по акушерству и гинекологии на современном симуляционном оборудовании.
Для сбора данных нами был применен метод анкетирования. Опрос был проведен среди 1030 студентов 4 и 5 курсов, прошедших обучение на кафедре акушерства, гинекологии и репродуктологии за 8 мес. учебного года. В анализе результатов нами был применен статистический метод обработки данных z-критерий. Результаты оценены при уровне значимости p<0,05.

Результаты

Подавляющее большинство респондентов положительно отозвались об обучении в дистанционном режиме, об организации занятий на симуляционной платформе, лекций. Половина опрошенных считали эффективным сочетание творческих заданий и устных ответов. Результаты дистанционного обучения полностью или в основном соответствовали ожиданиям большинства респондентов. О высоком качестве усвоения предложенного материала с применением новых технологий говорили результаты экзаменационного опроса, которые достоверно не отличались от показателей, получаемых при очной форме обучения. При этом респонденты считали, что дистанционное обучение не способно заменить практические занятия в условиях клиники. Именно традиционную технологию получения образования считали более эффективной.

Обсуждение

Наше исследования показано, что технология дистанционного образования выступает в качестве достаточно эффективного средства обучения студентов, однако, оно может быть реализовано в рамках изучения только теоретических курсов дисциплины. Практическая часть занятий должна быть построена по классическому типу. Сложности самостоятельного обучения можно компенсировать применением сочетанной формы организации учебного процесса, в том числе, симуляционного обучения. Это позволит избежать упора на приобретение только теоретических знаний, а не умений, и тем самым отказаться от слабой практической подготовки молодого специалиста. Данный подход согласуется с общей целью совершенствования уровня подготовки специалистов, который способствует сохранению научного, культурного и духовного потенциала, обеспечивает преемственность научных и педагогических школ.

Тема: Акушерство и гинекология
Мавлет Вахитов

Применение сценарного типа симуляционного тренинга в условиях дистанционного обучения врачей – акушеров-гинекологов

Автор(ы): Каушанская Л.В., Бычков А.А., Фролов А.А., Лелик М.П., Астанина М.В., Павлова Д.П.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России - Симуляционно-аттестационный центр (НИИАП) департамента симуляционного обучения

Цель

Внедрение сценарного типа обучения с применением симуляционных платформ и тренажеров в образовательные программы в условиях дистанционных технологий.

Материалы и методы

Сценарный тип обучения является одним из самых информативных методов симуляционного тренинга. Его суть заключается в том, что обучающийся должен выполнить определенный алгоритм действий в заданной ситуации для оказания помощи пациенту. Для написания сценария, наиболее приближенного к реальной ситуации, а также для освоения обучающимися верного порядка действий лучше всего подходит использование клинических рекомендаций.
Основным преимуществом сценарного типа обучения является обратная связь от симулятора, т.е реакция «пациента» на производимые обучающимся манипуляции. В зависимости от предпринятых действий обучающийся получит отклик от симулятора о соответствующем изменении параметров состояния «пациента».
Связь со слушателем устанавливается через выбранную платформу видео- и аудиосвязи (Skype, Zoom, GoogleMeet и т.д.). Трансляция проводится с двух камер – обзорная и точечная. Это позволит обучающемуся максимально погрузится в ситуацию, заданную сценарием.
При отработке клинической ситуации слушатель проговаривает порядок действий, необходимость проведения тех или иных манипуляций. Вспомогательный персонал вводит полученные данные в дерево сценария, слушатель наглядно видит реакцию пациента на свои действия: обратная связь отразится, как на мониторе, так и визуально. Таким образом слушатель получает полный объем информации от симулятора, и может корректировать свои действия в зависимости от характера обратной связи.
Все манипуляции, осуществляемые слушателем, регистрируются в дереве событий, и непосредственно влияют на состояние пациента, вызывая изменение его состояния: улучшение, незначительное улучшение, незначительное ухудшение или ухудшение. По результатам работы слушателя проводится дебрифинг с разбором предпринятых действий и оценкой его работы в целом.
Основными составляющими сценария являются:
1. Входные данные пациента;
2. Место действия;
3. Исходные данные о состоянии пациента.
Рассмотрим составление сценария на основании клинических рекомендаций на примере ситуации «Эклампсия».
В сценарии «Эклампсия» создается пациентка Э. Её возраст – 19 лет, первобеременная, беременность 37 – 38 недель. Место начала сценария – дом пациентки.
Также остаются необходимыми для постоянного отображения гестационный срок, возраст пациентки, краткий анамнез. Эти данные всегда доступны для обучающегося.
Дерево сценария состоит из нескольких стадий, переход на которые может осуществляться как линейно, т.е. последовательно, так и после того, как обучающийся произвел некоторую последовательность действий.
В сценарии «Эклампсия» предусмотрено 4 основные стадии.
Стадия 1 – Прибытие бригады СМП. Слушателю необходимо провести осмотр пациентки, приняв во внимание информацию, поступившую от человека, вызвавшего бригаду. По информации беременная Э. упала в ванной в связи с начавшимися судорогами. Обучающийся должен отметить, что пациентка реагирует только на боль, при обследовании – заметить небольшое вагинальное кровотечение. Давление пациентки – 180/120. Пациентку необходимо подготовить к транспортировке.
Стадия 2 – Машина скорой помощи. Обучающийся должен предпринять действия для предотвращения повторения сулорожной активности – сменить угол наклона носилок и положить под шею пациентки валик для предотвращения сжатия полой вены. Необходимо постоянное наблюдение за жизненными показателями.
Стадия 3 – Приемное отделение. Обучающийся должен оценить ситуацию, и позвать на помощь коллегу для ассистирования. Давление пациентки 180/110, после подачи кислорода в машине скорой помощи и введения сульфата магния.
Стадия 4 – Роды. Во время родов у пациентки возникли тонико-клонические судороги, сопровождающиеся тетаническими сокращениями. Сердцебиение плода – 60 уд/мин. Обучающийся должен отслеживать состояние и пациентки, и плода, и предпринять все необходимые действия (введение лекарственных препаратов, необходимость внешнего вмешательства и т.п.). Новорожденный синюшний, вялый, не дышит самопроизвольно. Обучающийся должен принять решение о передаче его в отделение интенсивной терапии. После этого сценарий можно считать завершенным.
Если обучающийся предпринял не все действия, предписанные клиническими рекомендациями, на основании которых был составлен данный сценарий – осуществляется ручной переход на стадию «Ухудшение», в котором у пациентки начинается тяжелое кровотечение, а ребенок после 20 минут реанимационных действий объявляется мертвым.
Для оценки действий обучающегося и обсуждения их в течение дебрифинга все манипуляции сохраняются в контекстном меню, с указанием стадии, на которой они были произведены, и времени, которое они заняли.

Результаты

При использовании сценарных симуляционных тренингов в условиях дистанционного обучения будут достигнуты следующие результаты:
1. Повышение уровня подготовки молодых специалистов;
2. Улучшение качества производимых манипуляций;
3. Снижение риска совершения профессиональных ошибок;
4. Быстрое вхождение специалистов в профессию;
5. Снижение уровня стресса у начинающих специалистов при самостоятельных манипуляциях;
6. Безопасность и качество оказания медицинской помощи пациентам;
7. Реализация учебных программ в полном объёме.

Выводы

Таким образом, внедрение сценарного типа симуляционного обучения с применением элементов дистанционного образования позволит продолжить реализацию образовательных программ в полном объеме в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

Тема: Акушерство и гинекология
Людмила Каушанская

Осложнения во втором периоде родов при тазовом предлежании, отработка алгоритма действий в рамках симуляционного обучения.

Автор(ы): Каганова М.А., Спиридонова Н.В., Бордовский И.А., Соловьев В.Ю.

Город: Самара

Учреждение: ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России

Актуальность

Тазовое предлежание в современном акушерстве относится к патологическим родам и сопровождается перинатальной заболеваемостью и смертностью 3-5 раз превышающей таковую при родах в головном предлежании. Частота тазового предлежания при доношенной беременности составляет 3-5% (1), риск перинатальной смертности превышает 2/1000 родов, тогда как при головном - 1/1000 родов (3), что диктует необходимость регулярной отработки навыков ведения родов в тазовом предлежании на симуляторах.
В 2020 году утвержден клинический протокол: «Тазовое предлежание плода», в котором приводятся группы пациенток, с возможностью ведения родов через естественные родовые пути в тазовом предлежании. Протокол включает в себя освоение следующих пособий и приемов оказания помощи при тазовом предлежании и ведении родов через естественные родовые пути: наружный поворот плода на головку, пособие по Цовьянову 1, пособие по Цовьянову II, прием Пинарда, при запрокидывании ручек рекомендуется выполнить одно из пособий: прием Ловсета или классическое ручное пособие по выведению ручек плода, при отсутствии самостоятельного рождения головки рекомендовано: метод Брахта либо прием Морисо-Смелли-Вайта, при неэффективности - наложение щипцов Пайпера.

Цель

повышение практических навыков врачей акушер-гинекологов по оказанию высококвалифицированной профессиональной помощи пациентам при ведении родов через естественные пути при тазовом предлежании.

Материалы и методы

С учетом всех пунктов, которые регламентирует данный протокол, нами была смоделирована клиническая ситуация и чек-лист для оценки действий врачей акушер-гинекологов. Для симуляции родов нами был использован полноразмерный женский робот SimMom (производитель Laerdall), все симуляции были записаны в цифровом виде. Группа врачей состояла из 20 человек. После самостоятельного изучения клинических рекомендаций (протокола): «Тазовое предлежание» (2020г.), учащиеся участвовали в реализации стандартизованного сценария родов в тазовом предлежании через естественные родовые пути. Средний стаж работы слушателей составил 10,5±5,7 лет. Опыт ведения родов в тазовом предлежании из них имели только 5 человек (25%). Затем курсанты получали блок теоретических знаний и возможность отработки навыков и алгоритма в процессе обучения на симуляторах. По окончании цикла слушатели были повторно протестированы с использованием аналогичного сценария. Оценку результатов проводила группа экспертов по записям с применением стандартизованного оценочного листа, при чем, какие симуляционные ситуации были в начале обучения, а какие потом эксперты не знали. В чек-листе присутствовали следующие пункты:
1. Позвать на помощь второго врача, неонатолога, анестезиолога
2. Разворачивание операционной
3. Предусмотреть по показаниям выполнение эпизиотомии и введение атропина.
4. Пособие по Цовяьнову:
- положение рук
- отсутствие тракций
5. придерживание туловища ребенка и заворачивание его в сухую пеленку
6. классическое ручное пособие при запрокидывании ручек
7. прием по рождению головки (прием Морисо-Смелли-Вайта, метод Брахта)
8. наложение щипцов Пайпера при неэффективности приемов по выведению головки.
Выполнение каждого пункта соответствовало 1 балу, невыполнение соответственно – 0, максимальное количество балов – 6, так как 3 пункт не был включен в оценку (впоследствии мы оговаривали, что он не является обязательным и присутствует в зависимости от клинической ситуации). Статистический анализ включал в себя критерии Wilcoxon, McNemar, корреляционный анализ, значение р менее 0,05 считали статистически значимым.

Результаты

При исходном решении симуляционного сценария средний бал составил 3,35±1,87 балов. Нами отмечена положительная корреляция со стажем работы – 0,64 (р=0,02) и наличием опыта ведения родов в ягодичном предлежании 0,65 (р=0,01). При анализе по пунктам чек-листа было выявлено следующее: на помощь позвали только 50 % испытуемых, при чем, в основном это были слушатели с наименьшим опытом работы. Только 30% приняли решение вести роды в условиях развернутой операционной, правильная постановка рук при оказании пособия по Цовьянову наблюдалась у 80%, но в 65% случаев курсанты выполняли тракции и пытались ускорить рождение плода, что являлось ошибкой. Пеленку для заворачивания ребенка применило только 10%. Классическое ручное пособие и пособие по освобождению головки было правильно выполнено у 65%. Метод наложения щипцов не выполнялся ни в одном случае, т.к. представление о выполнении методики имел только 1 обучающийся, но практического опыта никто не имел. По окончании обучения итоговое решение симуляционного сценария в среднем было оценено в 6,3±1,2 бала, что значимо отличалось от первого испытания (р=0,000), 100% обучаемых пригласило на помощь (р=0,000), 90% приняли решение вести роды в условиях развернутой операционной (р=0,57), эпизиотомия и введение атропина наблюдалось в 50% случаев, тогда как в исходном тестировании 75% слушателей применили эти вмешательства. В 90% случаев правильно выполнено пособие по Цовьянову (положение рук р=0,004, тракции р=0,36) и в 95% - классическое ручное пособие по выведению ручек (р=0,63) и освобождению головки (р=0,06), в 80% - применена пеленка для заворачивания новорожденного(р=0,27).

Обсуждение

Таком образом, происходит повышение эффективности и точности выполнения навыков в процессе обучения, повышение уверенности в правильности и благоприятном исходе родов.

Выводы

Симуляционное обучение при ведении родов в тазовом предлежании позволяет отработать многократно пособия и приемы ведения родов, в том числе внедрить крайне редко применяемые методы, а именно наложение акушерских щипцов на головку плода при тазовом предлежании. Правильное выполнение пособий и приемов при тазовом предлежании способствует снижению частоты перинатальной заболеваемости и смертности.

Тема: Акушерство и гинекология
Мария Каганова