Кафедра симуляционного обучения как структурная единица мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра

Автор(ы): Вислова О.П., Чурсин А.А., Подопригора А.В., Боев С.Н., Ловчикова И.А., Боев Д.Е., Сергеева О.С., Жуков А.А.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

«Симуляция» - усилия по воссозданию проблемы, в которой обучающийся должен отреагировать так, как он это сделает в реальной обстановке.
В нынешнем выражении традиционная система обучения прежде всего основана на получении знаний, тогда как в профессиональной среде оценка специалиста ведётся по критериям умений и навыков.
Отсюда следует неотъемлемая важность работы мультипрофильного аккредитационно - симуляционного центра, использования новых технологий в образовательном процессе и возможность регистрации объективной оценки деятельности врача и студента в аспекте сформированных умений и навыков.
Опираясь на опыт зарубежных коллег, были сформированы новые подходы к процессу преподавания практических умений и контроля за качеством их усвоения сочетая подготовку студентов и ординаторов на симуляторах и тренажерах тренажерах с клинической работой.
Так, хотелось бы отметить, что большие надежды возлагаются на внедрение программы «стандартизированный пациент», которая позволяет студенту почувствовать себя в роли врача-исследователя, один на один с пациентом в обстановке максимально приближённый к реальной. За три года использования данной методики, как в пилотном варианте, так и в статусе обязательного испытания в рамках первичной и специализированной аккредитации, опыт показал высокую эффективность у студентов старших курсов.

Цель

Повысить уровень и качество практической подготовки студентов, ординаторов, врачей - курсантов по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации благодаря применению новейших симуляционных технологий, совершенствование и освоение практических навыков посредством виртуальных симуляторов, фантомов, тренажеров, обеспечивающих высокую реалистичность медицинских вмешательств и процедур.

Материалы и методы

Мультипрофильный аккредитационно-симуляционного центра и его подразделение-кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко оснащена самыми современными средствами и технологиями обучения: манекенами - имитаторами, электронными фантомами, роботами - симуляторами, моделями - муляжами и другим интерактивным компьютерным, а так же реальным медицинским оборудованием.
На базе кафедры симуляционного обучения проводится подготовка кадров по программам цикла повышения квалификации и профессиональной переподготовки с применением симуляционных технологий.
Организованы и систематизированы практические занятия для студентов 2-6 курсов всех факультетов ВУЗа, а по итогам занятий, для контроля качества освоения программы, установлен дифференциальный зачёт с использованием тренажеров и симуляторов.
Организована и всесторонняя методическая поддержка студентов: на официальном сайте университета разработаны и размещены алгоритмы выполнения, видеоуроки и листы экспертных оценок всех практических навыков.
Для повышения объективности оценивания правильности выполнения навыков зачёт/экзамен на кафедре проводятся с применением видеоконтроля.
Весь процесс обучения и отработки практических навыков так же записывается на видео и транслируется в зал дебрифинга для анализа и разбора ошибок обучающихся.
Доя повышения уровня знаний и практических умений, развития у студентов творческих способностей и интереса к практической деятельности врача, на кафедре симуляционного обучения организуются тренинги, мастер классы и конкурсы.

Результаты

Ориентиром кафедры определяется отработка практических навыков, но неотъемлемой частью любого учебного процесса является теоретический курс. Благодаря технологии дебрифинга, которая используется с момента образования мультипрофильного симуляционно-аккредитационного центра, учебный процесс кафедры направлен на детальное осмысление алгоритмов, выполняемых студентами. Для каждого моделируется индивидуальная ситуация, после ряда тренингов и работы над ошибками у обучающихся формируется детальный подход к действиям в той или иной клинической ситуации, исключается факт «зазубренного» выполнения алгоритма.

Выводы

Таким образом, формирование кафедры симуляционного обучения, как структурного звена мультипрофильного симуляцонно-аккредитационного центра, является неотъемлемой частью на пути к усовершенствованию симуляционного обучения, более того, это механизм, запускающий и формирующий клиническое мышление будущих врачей на высоком и мотивированном уровне. Следовательно, эта форма обучения нуждается в непрерывной детерминированной методологической поддержке и контроле со стороны ведущих учебно-методических объединений, научной оценке и дальнейшем исследовании и развитии.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Александр Чурсин