Использование симуляционных технологий в ускоренном обучении курсантов мануальным навыкам в ринологии

Автор(ы): Крюков А.И., Логвинов Ю.И., Кунельская Н.Л., Туровский А.Б., Колбанова И.Г.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И.Свержевского1 ДЗМ ГБУЗ Городская клиническая больница им. С.П. Боткина ДЗМ (медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)2

Актуальность

С широким внедрением в хирургическую практику ринологов малоинвазивных эндоскопических методов лечения, создаются условия, которые диктуют формирование учебных программ для подготовки специалистов.

Цель

Разработка и создание базовой программы обучения эндоскопической эндоназальной хирургии в симуляционном центре, адаптированную под условия Российской системы образования.

Материалы и методы

В научно-исследовательском клиническом институте оториноларингологии им. Л.И.Свержевского была разработана программа предусматривающая выработку у курсантов четких навыков координированных движений обеими руками в разных плоскостях в узком анатомическом пространстве. В ходе освоения данной программы с использованием симуляционных технологий происходит отработка автоматических навыков технического упражнения путем многократного повторения, а именно: последовательного попадания с помощью длинной иглы под контролем эндоскопа в определенные точки, расположенные на значимых структурах полости носа. Всего 14 тренировочных точек на симуляторе SIMONT. Основным и обязательным выполнением технического упражнения является предлагающаяся последовательность попадания в данные точки.

Результаты

Данная программа была реализована в медицинском симуляционном центре Боткинской больницы. В период с апреля 2016 по апрель 2017г. в симуляционном центре прошли обучение 14 практикующих врачей стационарного звена по курсу «Основные принципы эндоскопической эндоназальный хирургии. Базовый курс» без предварительного опыта в эндоскопической эндоназальной хирургии.
В ходе отработки оригинальной методики, разработанной специально для этого курса, проведен анализ кривых обучения, утомляемости, формирования координации движений и адаптации визуального анализатора.

Выводы

На основании полученных результатов были сделаны выводы, что утомляемость и ухудшение результатов обучения наступает в среднем через 25-40 минут после начала работы, таким образом, оптимальная продолжительность подхода должна составлять 30 минут. В среднем курсантам потребовалось 7 (5-10) подходов для достижения необходимых результатов, что составило около 6 (3-7) часов проведенных за работой на тренажере. Было так же выявлено, что наличие предшествующего опыта в лор-хирургии не влияло на кривую обучения.
Таким образом, полученные результаты, в ходе проведенной работы, могут быть использованы при дальнейшей разработке программы обучения базовым эндоназальным эндоскопическим навыкам, что можно представить к клиническим рекомендациям к обучению.

Тема: ЛОР-болезни
Юрий Логвинов