Автор(ы): Лопатин З.В., Евстратова А.В., Абдусаламова А.И., Верещагина И.М.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им.И.И.Мечникова Минздрава России
Актуальность
Навык выполнения базовых реанимационных мероприятий - один из ключевых навыков первой помощи и, безусловно, является важным и для практикующих врачей, и студентов медицинских вузов. Впервые обучающиеся встречаются с изучением базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) на первом курсе и поддерживают навык в течение всего обучения в вузе. Имеются исследования, доказывающие, что «выживаемость» навыка снижается, начиная практически со следующего дня после обучения, и утрачивается через шесть месяцев (Bhatnagar V. et al. Cardiopulmonary Resuscitation: Evaluation of Knowledge, Efficacy, and Retention in Young Doctors Joining Postgraduation Program, Anesth Essays Res. 2017 Oct-Dec; 11(4): 842–846). Также имеются данные, говорящие о том, что восстановление навыков оказания неотложной помощи зависит от интервалов времени между повторениями занятий.
Цель
Целью исследования является изучение длительности сохранения навыка выполнения базовой СЛР на должном уровне при различных схемах проведения занятий для студентов с одинаковым исходным уровнем владения навыком. Для достижения поставленной цели, сформулирован ряд задач:
• Разработать схемы проведения занятий.
• Оценить уровень владения навыком выполнения СЛР после прохождения курса занятий.
• Сравнить уровень владения навыком СЛР в двух группах студентов в зависимости от количества занятий за одинаковый промежуток времени (6 месяцев).
Материалы и методы
Для проведения исследования студенты были разделены на две группы. Для первой группы студентов (n=216) проводилось одно занятие за 6 недель (1,5 месяца) до контрольной оценки. Вторая группа студентов (n=432) была разделена на 8 подгрупп, в каждой по 54 человека. Для каждой подгруппы проведены подряд 2 занятия за 22 недели и за 20 недель до контрольной оценки, затем ещё 2 занятия с интервалом в 2 недели - за 6 и за 8 недель до контрольной оценки.
Обе группы отрабатывали навык с преподавателем по стандартной методике 4-х часового практического занятия малыми группами по 12 человек, на котором студенты закрепляли навык СЛР, выполняя поочередно 30 компрессий и 2 вдоха. При обучении и контроле использовали одно и тоже оборудование: роботизированный симулятор Rodam для отработки навыков СЛР с компьютерным контроллером.
Анализ выполнили на основании данных, полученных с помощью компьютерного контроллера. Оценивали такие показатели, как: адекватная глубина компрессий, адекватное положение рук при компрессиях, полное высвобождение рук между компрессиями, адекватная частота компрессий, адекватный объем ИВЛ, адекватная скорость ИВЛ.
Результаты
С целью наглядности представления полученных результатов по каждой подгруппе второй группы, данные представлены в средних значениях в целом, поскольку при детальном анализе подгрупп исследуемых, результаты студентов не имели достоверного отличия (р > 0,05), в связи с чем были усреднены:
- адекватная глубина компрессий: первая группа 71%, вторая группа 73%; адекватное положение рук при компрессиях: первая группа 84%, вторая группа 86%;
- полное высвобождение рук между компрессиями: первая группа и вторая группа по 88%;
- адекватная частота компрессий: первая группа 88%, вторая группа 90%;
- адекватный объем ИВЛ: первая группа 80%, вторая группа 81%;
- адекватная скорость ИВЛ: первая группа 81%, вторая группа 83%.
Выводы
На основании полученных результатов следует, что «выживаемость» навыка в течение 6 месяцев поддерживается на стабильно высоком уровне, статистически достоверного различия между первой и второй группами выявлено не было. Результаты исследования доказывают, что проведение одного практического 4-х часового занятия поддерживает владение навыком базовой СЛР в течение 6 месяцев на должном уровне.
Захар Лопатин