Подходы к симуляционному обучению в период реформирования системы подготовки специалистов.

Автор(ы): Потемина Т. Е., Цыбусов С. Н., Ловцова Л. В., Туш Е. В .

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ГБОУ ВПО НижГМА

Результаты

В условиях реформирования системы здравоохранения и системы обучения врачей необходимо избегать крайностей. На сегодняшний момент не существует "идеальной" системы здравоохранения и многие страны с казалось бы давно и хорошо отлаженной процедурой оказания медицинской помощи населению оказались перед необходимостью перемен, в том числе в системе подготовки специалистов. При этом решения могут предлагаться весьма экзотические, например предоставление возможности всем молодым специалистам возможности стажировки в ведущих мировых клиниках за государственный счет. С другой стороны, развитие медицинской науки может приводить к тому, что ранее узкоспециализированные знания и навыки становятся ежедневной рутиной для врачей общей практики. Так, в связи с развитием концепции о хронической болезни почек выдвигаются предложения об обязательном регулярном расчете скорости клубочковой фильтрации всей взрослой популяции, а не только пациентом врача-нефролога. Ввиду вышеизложенного, представляется целесообразным при проведении симуляционного обучения студентов медицинского института проводить отработку не только базовых навыков (ухода за больным, сердечно-легочной реанимации, физикального обследования, инъекций, постановки катетеров, выполнения клизм, желудочного зондирования), но и специализированных (на примере педиатров и врачей общей практики -проведение манипуляций на манекенах новорожденных - инфузия в пуповинный остаток, интубация и санация верхних дыхательных путей, люмбальная пункция, сердечно-легочная реанимация на новорожденных). Освоение "лишних" навыков стимулирует познавательную активность студента и способность в дальнейшем не только выполнять четко отработанные рутинные навыки ( безусловно необходимые), но и быть восприимчивым к новым требованиям и возможному перепрофилированию. Кроме того, большое значение имеет отработка командного взаимодействия на базе симуляционного центра. Как показал опыт первой межфакультетской олимпиады в нашей академии, успех команды в целом при выполнении заданий по сердечно-легочной реанимации, оказанию неотложной помощи, выполнении инъекций и перевязок, оценке рентгеновских снимков и решении задач по лабораторной диагностике зависел не только от уровня базовой подготовки, но и от взаимодействия ее членов. Это позволило полноценно соревноваться студентам как лечебного и педиатрического, так и стоматологического и медико-профилактического факультетов. Следует заметить, что сам факт участия в олимпиаде по результатам проведенного опроса повысил уровень практической подготовки не только участников, так и "группы поддержки", что позволяет рекомендовать проведение олимпиады на регулярной основе.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Елена Туш

СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ В РОССИИ. РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.

Автор(ы): Бородина М.А.1, Попов О.Ю.1, Васильев А.Г.1, Чернышова М.Н.2, Кадышев В.А.2

Город: Москва

Учреждение: 1ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России», Москва. 2 Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента Здравоохранения города Москвы

Результаты

К настоящему времени за рубежом сложилась единая система организации реанимационной помощи, которая включает в себя подготовку по унифицированным международным программам населения (Базовые Реанимационные Мероприятия/BLS и Первая Помощь /First Aid) и медицинских работников разного уровня к оказанию реанимационной помощи (Расширенные Реанимационные Мероприятия/ALS). Данная система подготовки защищена сертификатами провайдера Американской Кардиологической Ассоциации (AHA) и Европейского Совета по Реанимации (ERC), и в большинстве стран наличие такого сертификата является абсолютно обязательным для допуска к определенным видам работ.
На территории Российской Федерации уже получили некоторое распространение тренинги по базовому и расширенному поддержанию жизнедеятельности у взрослых, однако до настоящего времени не решена проблема стандартизированной подготовки медицинского персонала по базовой и расширенной реанимации в педиатрии.
Кафедра неотложных состояний ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России (ранее Учебно-методический центр неотложных состояний) в рамках партнерства с Американским Международным Союзом Здравоохранения (АМСЗ) с 1995 года применяет технологии симуляционного обучения в подготовке специалистов неотложной медицины.
С учетом современных потребностей образовательного рынка и требований к программам дополнительного профессионального образования на кафедре с 2014 года реализуется новый учебный модуль «Базовое поддержание жизнедеятельности и расширенный реанимационный комплекс в педиатрии. Остановка кровообращения». Предварительно с целью повышения качества ведения образовательного процесса и разработки контента модуля в соответствии с международными рекомендациями преподаватели кафедры прошли обучение и сертификацию в статусе провайдеров и инструкторов на курсах «Pediatric Basic Life Support & Pediatric Advanced Life Support» (PedBLS, PALS) Американской Кардиологической Ассоциации.
Разработанная кафедрой программа предусматривает самостоятельную предварительную подготовку слушателей на портале дистанционного образования Института и очную часть обучения в формате однодневного командного тренинга с применением технологий симуляционного обучения.
На очной части цикла проводится отработка навыков обеспечения проходимости дыхательных путей, обеспечения периферического сосудистого доступа, проведения сердечно-легочной реанимации на специальных манекенах и тренажерах, безопасной работы с дефибриллятором. Особое внимание уделяется работе на интерактивном манекене-симуляторе человека с решением клинических сценариев по оказанию медицинской помощи пациенту – ребенку разного возраста в критическом состоянии. Для разбора клинических сценариев используется технология дебрифинга.
Исходно выявленное различие в уровне базовых знаний и навыков у врачей педиатров скорой медицинской помощи и врачей общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи по оказанию реанимационной помощи детям, а также сжатые сроки на подготовку персонала, продиктовали необходимость разработки контента модуля дистанционного образования. Для самостоятельной подготовки вынесены теоретические вопросы по неотложным состояниям в педиатрии, выявлению предикторов остановки кровообращения, современным подходам по проведению реанимационного пособия на догоспитальном этапе, выбору средств для проведения медицинских манипуляций.
Включение в программу «Базовое поддержание жизнедеятельности и расширенный реанимационный комплекс в педиатрии. Остановка кровообращения» обязательной предварительной дистанционной самоподготовки слушателей, предварительное он-лайн тестирование по каждому разделу программы значительно повысило эффективность проведения симуляционных тренингов.
Безусловно, внедрение полноценной системы обучения медицинского персонала по международным стандартам базовой и расширенной реанимации у взрослых и детей может принципиально изменить уровень оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе и в медицинских учреждениях России.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Мария Бородина

Проблемы повышения эффективности комплексных тренингов при обучении врачей и пути их решения

Автор(ы): Долгина И.И., Калуцкий П.В., Сумин С.А., Степченко А.А., Комиссинская Л.С.

Город: Курск

Учреждение: Курский государственный медицинский университет

Результаты

Внедрение симуляционного обучения в образовательный процесс в медицинских ВУЗах проводится повсеместно. Студенты с удовольствием осваивают отдельные навыки в простых тренингах и постепенно вливаются в предложенную симулированную среду и терминологию симуляционного обучения. Они уже с первых курсов оценили эффективность дебрифинга, учатся работать в команде и формируют качества лидера. И совершенно другая ситуация возникает при обучении врачей на последипломном пространстве. Зачастую, симуляционное обучение врачами на первоначальном этапе воспринимается как детская игра, в которую их заставляют играть против их воли и по незнакомым правилам. В связи с этим, нами проведен анализ эффективности комплексных тренингов среди обучающихся врачей, впервые оказавшихся в условиях симулированной производственной среды, по результатам социологического опроса 112 врачей и основываясь на опыте предшествующих тренингов.
Первоначально при проведении комплексных тренингов на этапе инструктажа мы столкнулись с проблемой, что обучающиеся с интересом знакомятся с предложенной симулированной обстановкой, но при проведении первых тренингов выяснялось, что обучающиеся растерянно пытаются включить оборудование, не могут найти необходимые инструменты и медикаменты, испытывают затруднения при трактовке физикальных данных робота-пациента. Это требовало проведения повторного инструктажа и потерю времени. При анализе оказалось, что большинство обучающихся воспринимают инструктаж как экскурсию и, несмотря на объяснения самой структуры комплексных тренингов, до конца не понимают, что им предстоит выполнять. В связи с этим при проведении инструктажа перед комплексными тренингами мы стали демонстрировать учебные видеоматериалы комплексных тренингов с целью информирования обучающихся о предстоящем виде обучения. Так более 87% опрошенных обучающихся отметили, что именно видео демонстрация в большей степени помогла сориентировать в процессе комплексных тренингов. Этим мы достигли улучшения эффекта «вживания» в предложенную симуляционную среду и повысили эффективность проводимых тренингов.
Следующая проблема связана с наличием руководителя ЛПУ в группе. Группы обучающихся формируются без учета занимаемой должности, и когда в группе оказываются руководитель и подчиненный это приводит к снижению эффективности тренингов из-за риска административных последствий. Решение данной проблемы лежит в правильном формировании групп для комплексных тренингов.
Третья проблема, возникшая при проведении тренингов, это негатив, связанный с проведением видеосъёмки и наблюдением коллег за проводимыми действиями. Используя опыт зарубежных коллег, мы заключаем так называемый договор конфиденциальности, предусматривающий неразглашение информации о допущенных несоответствиях обучающимися и не демонстрации видеоматериалов проведения тренингов. Заключение подобного договора в устной или письменной форме позволяет раскрепостить обучающихся, непринуждённее действовать в заданной ситуации и самое главное эффективно провести дебрифинг, о чем заявило более 98% респондентов.
Правильно проведенный дебрифинг – основополагающая часть эффективности тренинга. И, желательно, что бы это был «мягкий дебрифинг», в котором обучающиеся самостоятельно смогли охарактеризовать свои действия, а не «занимали оборону» после тренинга. Сформированные в течение многих лет принципы обучения при которых каждый из обучающихся и преподаватель сразу же указывают на допущенные ошибки и несоответствия, прочно прижился в нашем обществе. Именно поэтому, при проведении дебрифинга преподаватель должен контролировать ситуацию и не позволять разразиться «военным действиям», где обучающиеся, прошедшие тренинг думают лишь о том, как оправдаться. Целесообразно на первый тренинг представлять более простую ситуацию, с которой обучающиеся обязательно справятся и затем постепенно увеличивать сложность тренингов. Первоначальный успех и отсутствие прессинга со стороны коллег и преподавателя позволяют оптимизировать тренинги и целенаправленно обсудить системные несоответствия, их причины и пути коррекции. Проведение «мягкого дебрифинга», как положительного момента эффективности комплексных тренингов, оценило более 97% опрошенных.
Таким образом, для повышения эффективности комплексных тренингов врачей на последипломном пространстве целесообразно более тщательно подходить к формированию групп обучающихся, в доступной форме с наглядным иллюстрированием проводить инструктаж, заключать договор о конфиденциальности и контролировать процесс дебрифинга.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ирина Долгина