Автор(ы): Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горина К.А., Жемлиханова И. К.
Город: Москва
Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова ЦНПО УВК «Mentor Medicus»
Результаты
Введение. Последипломная подготовка врачей акушеров-гинекологов имеет большую значимость и актуальность в связи с сохраняющимся высоким уровнем материнской и перинатальной смертности, увеличением контингента женщин всех возрастных групп с различной генитальной и экстрагенитальной патологией. Все это диктует необходимость отработки практических навыков плановой и экстренной специализированной врачебной помощи в акушерстве и перинатологии с помощью виртуальных тренажеров-симуляторов, имитаторов пациента, компьютеризированных манекенов, интерактивных электронных платформ [1].
Симуляционно-тренинговый курс. В августе в Центре непрерывного профессионального образования УВК «Mentor Medicus» совместно с кафедрой ФПО Акушерства и гинекологии (заведующий - профессор Леваков С.А) прошел интенсивный курс для врачей акушеров-гинекологов из г. Уфы. Отличительной особенностью этого курса являлось совмещение традиционных теоретических лекций и модулей практического симуляционного обучения, которые активно посещала группа из 5 участников.
Специально для этих тренингов была разработана программа. Существенно облегчало работу в ходе разработки – наличие конкретных протоколов Министерства здравоохранения по различным нозологиям и акушерским ситуациям (Профилактика лечение и алгоритм ведения при акушерских кровотечениях, Гипертензивные расстройства во время беременности, в родах и послеродовом периоде, Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям и т.д.).
В ходе симуляции были использованы различные симуляторы: Имитатор родов SIMone™ 3B Scientific, различные модели для мониторинга родов, наложения акушерских щипцов и вакуум-экстрактора Kiwi, роботизированный комплекс Фиделис CAE, симулятор новорожденного с монитором пациента и другие. Для увеличения реалистичности тренинги проходили с использованием полного набора всех необходимых медицинских инструментов, приборов и расходных материалов.
Основной задачей данного цикла являлось – предоставление возможности врачу акушеру-гинекологу приобрести и закрепить практические навыки работы в ситуациях физиологического и патологического акушерства, сопровождающихся необходимостью принятия решения в условиях, максимально приближенных к реальным [1]. А также, отработка алгоритмов в соответствии с протоколами Министерства здравоохранения, где каждый обучающийся и бригада в целом, действуют в различных неотложных ситуациях в соответствии с существующими стандартами.
Хотелось бы отметить, что большинство игр было построено по типу командной работы, где каждый участник симуляции знал и понимал, что ему предстоит сделать и в какой последовательности. И, что немало важно, не мешал другим участникам. Предложенные акушерские ситуации, часто представляли мультидисциплинарную проблему.
Перед играми проводился брифинг, с объяснением акушерской ситуации, а так же, в качестве дополнительного материала, участникам была предоставлена история родов. После симуляции проводился дебрифинг, с использованием видеозаписи игры, где каждый участник мог увидеть свои ошибки, и команды в целом. Методы симуляционного обучения, такие как дебрифинги, гибридные симуляции, актерская игра симулированных пациентов и конфедератов, исполняющих роль медицинского персонала, позволили сделать обучение эмоционально насыщенным и полноценным. В отзывах участников прозвучали слова благодарности за полезность проведенного времени, которое пролетело незаметно.
Выводы. Подобные симуляционно-тренинговые курсы особенно необходимы врачам акушерам-гинекологам, где крайне необходимо командное взаимодействие и готовность к экстренным ситуациям, где каждый точно знает, что он будет делать. Подобные тренинги повышают уровень доверия внутри команды, а в реальных условиях – дежурной бригады.
Участникам была предоставлена типовая анонимная анкета до симуляционного курса, и после него. Анализ данных показал, что 87,7% респондентов считают необходимым проведение таких курсов регулярно. Однако все они должны быть основаны на утвержденных Министерством здравоохранения протоколах, основанных на научно-доказательных методиках.
Использованный источник информации:
[1] Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмо от 12 декабря 2011 г. N 15-4/10/2-12447. Унифицированная учебная программа цикла тематического усовершенствования «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных тренажеров)».
Денис Грибков