Автор(ы): Разумова С.Н., Карабущенко Н.Б., Ветрова А.О., Фомина А.Д.
Город: Москва
Учреждение: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Актуальность
Проведение аккредитации выпускников показало необходимость улучшения их практической подготовки на этапе освоения мануальных навыков. Студентам необходимо одновременно поддерживать внимание на оптимальном уровне и контролировать уровень стресса в рамках работоспособности. Внимание характеризуют сосредоточенность, устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Стресс снижает качество работы. Важно предупредить стресс или держать его в рамках контроля. Актуальность изучения внимания и стресса у студентов - стоматологов возрастает в связи с высоким темпом развития технологий.
Материалы и методы
Исследование проводилось кафедрами пропедевтики стоматологических заболеваний медицинского факультета и кафедрой психологии РУДН на базе симмуляционного центра. В исследовании принимали участие студенты стоматологи. Использовали методики: Тест Г. Мюнстерберга, шкалу психологического стресса PSM– 25 (в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Проведен корреляционный анализ Ч. Спирмена (математико-статистическая обработка данных).
Результаты
При применении ранговых корреляций установлена обратная значимая корреляция на уровне статистической достоверности: между «уровнем внимания» и «стресса» (r=-0,016 p=0,05). Это означает, что при возрастании уровня стресса концентрация внимания падает и, наоборот, если концентрация внимания возрастает – показатель уровня стресса идет на спад. Эта закономерность правомерна: в ходе обучения у студентов – стоматологов следует развивать и формировать навыки применения эффективных копинг-стратегий, содействующих ликвидации влияния стрессогенных эффектов на личность.
Выявлена обратная значимая корреляция на уровне статистической достоверности: между «уровнем внимания» и «стресса» (r= - 0,016, p=0,05). При увеличении уровня стресса концентрация внимания снижается и наоборот, если концентрация внимания возрастает – стресс понижается.
На уровне достоверности выявлены прямые значимые корреляции:
1. «Стресс» и шкала «управление чужими эмоциями»( r=0,291 p=0,01). 2. Связи между «уровнем стресса» и шкалой «анализ» (r=0,352 p=0,01).
3. «Стресс» и шкала «целеполагания» (r=0,230 p=0,01).
4. Шкалы «управление чужими эмоциями» и «анализ» (r=0,342 p=0,01)
5. Шкалы «анализ» и «целеполагание» (r=0,403 p=0,01).
Выводы
Данные исследования показывают, что развитие внимания и стрессоустойчивости для студентов-стоматологов имеют огромную значимость, т.к. студенты еще не располагают ресурсами для поддержания внимания и навыками стрессоустойчивости.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты убедительно показывают, что отсутствие контакта с живым человеком также порождает стресс и сильное эмоциональное напряжение при моделировании врачебной ситуации и постановке цели в ходе занятия. Для того, чтобы снизить стресс, повысить внимание и стрессоустойчивость необходимо регулярно проводить занятия на симуляторах.
Антонина Фомина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.