Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Внедрение системы НМО в ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина при подготовке среднего медицинского персонала для повышения качества лечения и обеспечения безопасности пациента

Внедрение системы НМО в ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина при подготовке среднего медицинского персонала для повышения качества лечения и обеспечения безопасности пациента

Автор(ы): Яковкина Е.Н., Кузнецова Т.А., Архипов А.Н., Бойцова И.В.

Город: Новосибирск

Учреждение: ФГБУ «ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России

Результаты

ННИИПК является одним из лидеров по оказанию помощи пациентам, страдающих кардиохирургической патологией, а также занимается лечением пациентов с онкологическими и нейрохирургическими заболеваниями и трансплантацией. Ежегодно госпитализируется более 19 тыс. пациентов, проводится более 14 тыс. операций.
Цель: продемонстрировать работу по повышению квалификации среднего медицинского персонала на базе учебного центра ННИИПК.
Материалы и методы: в рамках действующей лицензии на право ведения образовательной деятельности Институт реализует повышение квалификации по 17 направлениям для специалистов со средним образованием. Помимо этого, с 2015 г. внедрено НМО для сотрудников со средним медицинским образованием (медицинских сестер, лаборантов, рентген лаборантов). Основные задачи: отработка практических навыков работы с оборудованием, инструментарием, расходным материалом, используемым в ННИИПК, работа в информационной системе, развитие коммуникативных навыков, обеспечение ротации специалистов между клиническими подразделениями в рамках специальности.
Разработаны и утверждены 35 основных алгоритмов сестринских манипуляций, их отработка осуществляется в симуляционном центре. В каждом алгоритме прописаны: цель, показания, противопоказания, оснащение, возможные проблемы, последовательность действий медицинской сестры, критерии достижения результата. По каждому алгоритму проводится вводное тестирование, теоретический модуль, отработка навыка на симуляторе, итоговое тестирование. Проводится видеофиксация занятия, дебрифинг. В 2016 г. обучение прошли 240 медицинских сестер («сестринское дело», «сестринское дело в хирургии», «сестринское дело в педиатрии», «анестезиология и реаниматология») на вводном тестировании медицинские сестры отвечали правильно на 80-90% вопросов, после проведения занятий этот показатель равен 100%.
В рамках повышения квалификации сестринского и младшего медицинского персонала особое внимание уделяется технологиям в уходе за тяжелобольными пациентами – вторичные заболевания, вызванные длительным постельным режимом, профилактика контрактур, профилактика застойной пневмонии, профилактика пролежней, практические занятия – лечение пролежней (4 акад. часа). Для младших медицинских сестер по уходу, службы транспортировки пациентов проводятся занятия (4 акад. часа) по кинестетики (оптимальному перемещению пациента).
Для того, чтобы деятельность среднего медицинского персонала была органично вписана в деятельность учреждения необходимо обучение навыкам работы в информационной системе Института. C 2003 г. в ННИИПК внедрена электронная история болезни. На сегодняшний день персонал работает в МИС «Медиалог», проводятся занятия. Медицинские сестры обучаются работать с формами: «коечный фонд» (размещение пациента, выписка), «карта наблюдения медицинской сестры» (состояние пациента, диета, режим), «создание направлений на инструментальные и лабораторные исследования, консультации», «забор крови», «операционный план». С 2013 г. данные ангиографических и томографических исследований размещены в системе передачи и архивации DICOM изображений PACS (Picture Archiving and Communication System), соответствующие образовательные курсы прошли рентген лаборанты.
Разработан уникальный курс для рентген лаборантов, которые в ННИИПК работают на четырех участках: отделение томографии и радиоизотопной диагностики, отделение онкологии и радиотерапии, рентген кабинеты, рентгеэндоваскулярные операционные. Существует проблема, что при трудоустройстве рентгелаборанты зачастую не готовы к работе на высокотехнологичном оборудовании, также они не были готовы к ротации внутри учреждения. Однако предпринимаемые меры по повышению качества медицинской помощи в ночное время и выходные дни требовало ротации, поэтому совместно с врачами, инженерной службой был разработан курс повышения квалификации (144 акад. часа) и методические рекомендации, которые позволили сотрудникам полноценно работать на всех участках.
Медицинский персонал в обязательном порядке проходит курсы по коммуникативной компетентности по методики «стандартизированный пациент» с привлечением актеров, отрабатываются сценарии работы с конфликтными пациентами. К сожалению, при отработке сценариев «на входе» и опытные сестры, показывают низкие результаты (по пятибалльной шкале 35% получили оценку «2», 10 % - «3», 20 % - «4», 35 % - «5»). Типичными ошибками стали: нежелание решать конфликт, попытка переложить ответственность на другое должностное лицо, поведение, которое не способствовало решению конфликту, а обостряло его. В процессе занятий удалось выработать оптимальные стратегии взаимодействия с конфликтными, безнадежными, апатичными пациентами. В 2016 г. данный курс прошли 32 медицинские сестры.
Результаты: Внедрение НМО в ННИИПК способствует повышению уровня подготовки работников со средним медицинским образованием, наделяет их новыми знаниями, повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Привлечение к преподаванию врачей, сотрудников инженерной службы, специалистов отдела информационных технологий и др. способствует продуктивному диалогу с обучаемыми. Медицинские работники начали самостоятельно формулировать свои образовательные потребности. Проведение анкетирования обучаемых показывает, что 99,6% респондентов полностью удовлетворены предлагаемыми образовательными программами (особо отмечается актуальность полученной информации, возможность применять полученные знания на практике). Высокая квалификация среднего и младшего медицинского персонала способствует повышению уровня удовлетворенности пациентов (в ННИИПК удовлетворенность пациентов составляет более 97% по данным анкетирования).

Тема: Сестринское дело, уход
Анна Панаева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: