Автор(ы): Потемина Т.Е., Кочубейник А.В., Кононова С.В., Тиунова Н.В., Пономарева А.А.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Результаты
Одним из направлений изменения существующих моделей медицинского образования явилось создание системы аккредитации специалистов здравоохранения. Приказ Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127Н утвердил сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов. В 2016 г. впервые была проведена процедура первичной аккредитации выпускников по специальностям «Стоматология» и «Фармация».
Первичная аккредитация выпускников по специальности «Стоматология» и «Фармация» в НижГМА проводилась в сроки с 30 июня по 9 июля 2016 г. и включала три этапа: тестирование, оценка практических умений в симулированных условиях и решение клинических ситуационных задач.
Базой для проведения аккредитации был стоматологический симуляционный центр НижГМА, оборудованный современными симуляторами и системой видеорегистрации. Базой проведения аккредитации для провизоров были аккредитационнные станции симуляционного центра с использованием специального аптечного оборудования.
В составе аккредитационной комиссии по стоматологии были представители профессионального сообщества, практического здравоохранения и Кировской государственной медицинской академии, аккредитационной комиссии по фармации - сотрудники Пермской и Пятигорской государственной фармацевтической академии, а также представители аптечных сетей Нижегородской и Самарской областей.
Все аккредитуемые перед началом аккредитации получили индивидуальные логины и пароли. На первом этапе аккредитуемым предстояло решение 60 тестовых заданий за 60 минут путем выбора одного варианта ответа из предложенных четырех. По окончании тестирования программное обеспечение формировало протокол, в котором были зафиксированы индивидуальные номера тестовых заданий и индивидуальные варианты ответов. Протокол подписывался аккредитуемым и членами комиссии. Результаты тестирования были отправлены на сервер Минздрава, и в течение двух дней аккредитационная комиссия получила результаты первого этапа, при этом с результатом 70% и более правильных ответов аккредитуемый допускался до второго этапа. По результатам первого тестирования из 69 выпускников-стоматологов допущено ко второму этапу было 62 человека. Для лиц, не сдавших первый этап,было организовано повторное тестирование, по итогам которого один выпускник признан не прошедшим процедуру первичной аккредитации. Пересдача для него будет возможна не ранее, чем через 11 месяцев.
Второй этап первичной аккредитации специалистов включал оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях. Для прохождения данного этапа на базе стоматологического симуляционного центра было организовано 5 станций: станция базовой сердечно-легочной реанимации, станция «Препарирование», станция «Анестезия в стоматологической практике», станция «Стоматологический осмотр пациента» и станция «Пломбирование полости зуба/удаление зуба». Процедуру одновременно проходили 5 аккредитуемых по схеме «Карусель», согласно предварительно подготовленному маршруту для каждого сдающего. На выполнение задания на станции базовая сердечно-легочная реанимация было отведено 5 минут, на остальных станциях 10 минут. На каждой станции ход и правильность выполнения манипуляций оценивалась одним членом аккредитационной комиссии. Наш опыт показал, что на станциях анестезии, осмотра, пломбирования/удаления аккредитуемые выполняли задание быстрее выделенного времени. Однако, на станции препарирования задание выполнялось полных 10 минут, поэтому перед данной станцией всегда была очередь. Поэтому, на наш взгляд, на следующий год имеет смысл организовать две станции препарирования для оптимизации процесса прохождения станций.Результаты вносились в бумажный чек-лист, а по завершению процедуры данные из бумажных чек-листов помощниками вносились в электронные чек-листы, что также, на наш взгляд, удобно, оптимизирует время работы станций и исключает ошибки ввода из-за спешки.
Для выпускников по специальности «Фармация» организованы станция «Базовый реанимационный комплекс», станция «Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента населению и медицинским организациям, фармацевтическая экспертиза рецепта», где выпускники демонстрировали умения проводить рецептурный отпуск лекарственных препаратов, определять соответствие бланка препарату, обеспечивать законность льготного лекарственного обеспечения, станция «Изготовление лекарственных препаратов и внутриаптечный контроль», где специалисту предлагалось изготовить лекарственный препарат по рецепту, станция «Фармацевтическое консультирование потребителей», где выпускники фармацевтического факультета показали прекрасные владения навыками консультирования пациентов, помогая ему с выбором лекарственного препарата, станция «Приемочный контроль, хранение и первичный учет ЛП и других товаров аптечного ассортимента».
По итогам второго этапа все сдающие были допущены к третьему этапу – решению клинических ситуационных задач. Для проведения данного этапа было организовано 2 кабинета, в каждом из которых работала комиссия из трех членов аккредитационной комиссии и одновременно готовились к сдаче 4 человека. Члены комиссии заслушивали ответы на три ситуационные задачи, в каждой из которых содержалось по 5 вопросов. На подготовку к ответу отводилось не более 60 минут. Результаты оценки на данном этапе удобнее, на наш взгляд, вносить сразу в электронную базу данных, что также оптимизирует время процедуры аккредитации. Результаты третьего этапа отправлялись в центр аккредитации Минздрава.
Таким образом, проведение первичной аккредитации специалистов по специальности «Стоматология» и «Фармация» в НижГМА позволит в следующем году более рационально провести подготовку студентов к первичной аккредитации, оптимизировать процедуру прохождения станций. Кроме того, полученный опыт будет использован при подготовке аккредитации выпускников по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».
Наталья Тиунова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.