Особенности формирования групп обучающихся

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Кед А.Б.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Результаты

Обучение имеет свою специфику, обусловленную производственными, психологическими и возрастными особенностями.
При формировании групп всегда стоит задача - способность достичь требуемой цели обучения в рамках временных и экономических ограничений. Группа как психологическая общность характеризуется композицией и структурой. При этом под композицией понимается совокупность индивидуальных особенностей членов группы (пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение), иногда и некоторые личностные качества (агрессивность, подозрительность, фрустрированность, консерватизм, нормативность и др.).
Формируя учебные группы, нужно стремиться и к тому, чтобы между ними были равномерно распределены слушатели со специальной подготовкой, например медицинские работники.
По своему составу учебные группы должны быть, максимально равносильны между собой (в отношении возраста, пола, образовательного уровня, опыта работы). Это поможет рациональнее организовать внутри групп взаимопомощь и обмен опытом, которые игра¬ют очень большую роль в повышении уровня подготовки и значительно ускоряют усвоение программного материала.
Создания групп по уровню образованию, наличию стажа работы в должности. Эффективность обучения повышает применение принципа дифференциации групп по стажу в должности. Рекомендуется формировать группы из новичков (без стажа в должности), и лиц, имеющих стаж в должности до 3 лет, 3-5 лет, более 5 лет. Если имеются учебные группы с различным стажем работы, то эффективно совместное проведение отдельных занятий по обмену опытом, решению ситуационных задач, практических занятий по формам и методам работы.
По среднему балу документа о ранее полученном образовании (аттестата, диплома) или средний балл по итогам вступительных испытаний (тестирование):
а) одинаковые средние баллы (при этом в группы входят и сильные, и более слабые слушатели, в целом группы равны по способностям, и методика проведения занятий в таких группах одна и та же);
б) «высокий средний балл» (при этом формируются группы с заведомо разным уровнем подготовки, что требует разных методик проведения занятий в группах).
Возрастно-половой состав группы. Равное количество слушателей - мужчин и женщин в группах. Особенности мужской и женской психологии накладывают свой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны. Поэтому, сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным факторам для развития группы и хорошего психологическою климата.
Распределение по группам слушателей, изучавших ранее определенные дисциплины. Учитывать пожелания слушателей при формировании групп (дисциплина, дата, время). Регулярное информирование и консультирование слушателей.
Индивидуальная форма обучения - группа обучающихся, проходящих определенную дисциплину под руководством одного преподавателя на индивидуальных занятиях.
Эффективность влияния преподавателей на психологический климат в учебной группе:
а) личностные качества (открытость, расположенность к слушателям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
б) профессиональные качества (теоретическая и методическая вооружённость).
в) ориентация преподавателя на эмоциональный комфорт обучаемых, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
После прохождения обучения для заинтересованных слушателей проводить периодическую рассылку информации в рамках пройденного курса.
Задачи и функции:
Планирование, организация, качественное обеспечение технического оснащения, контроль и анализ всех звеньев учебного процесса по реализуемым в Центре образовательным программам профессионального обучения (переподготовки) слушателей (медработников).
Создание оптимальных условий для успешной педагогической деятельности преподавательского состава и образовательной деятельности слушателей Центра.
Организация работы по комплектованию учебных подгрупп по программам профессионального обучения (переподготовки) медработников по программе повышения квалификации.
Подготовка представлений и проектов приказов по движению слушателей.
Составление рабочих планов, графиков проведения экзаменов (зачетов, тестирование), расписаний учебных занятий, отчетов о проведении итоговой аттестации слушателей;
Оформление удостоверений, свидетельств;
Ведение всей документации по учебному процессу;
Контроль посещаемости слушателями занятий и выполнения учебного плана;
Методическое руководство и контроль за работой преподавательского состава Центра;
Обеспечение внедрения в учебный процесс новаторских методов, форм и средств обучения, практического опыта деятельности слушателей.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Карпова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: