Исследовательские гранты РОСОМЕД

22-23 сентября 2023 года на XII Съезде Российского общества симуляционного обучения в медицине было принято решение, опубликованное в Резолюции, о выделении Исследовательских грантов. в целях активизации и поддержки научно-исследовательских и прикладных образовательных проектов с применением медицинской симуляции.

Заявки на Исследовательские гранты РОСОМЕД принимались на почту post@rosomed.ru до 15 декабря 2023 года. Требования к оформлению заявок и необходимые документы указаны в "Положении об Исследовательских грантах".

К рассмотрению был принят 21 проект. На данный момент приём заявок окончен.

Экспертный совет Общества рассмотрел все поданные заявки и принял решение об одобрении или отклонении заявок на предоставление исследовательских грантов. Решения по заявкам опубликованы в таблице ниже.

Предполагается, что все проекты, которые получат исследовательские гранты РОСОМЕД, будут реализованы в течение 2024 года и их результаты представлены на XIII съезде Российского общества симуляционного обучения в медицине, который состоится 25-27 сентября 2024 года в Москве. 

  

Решения по заявкам на исследовательские гранты РОСОМЕД

Название проекта Цель  проекта Ожидаемые результаты проекта Комментарии Принятое решение
1.

 

Анализ устройств для проведения видеоларингоскопии и обучение медицинского персонала интубации трахеи

 

 

 Целью проекта является обучение на безвозмездной основе клинических ординаторов кафедр Анестезиологии и реаниматологии быстрому и безопасному протезированию верхних дыхательных путей с помощью видеоларингоскопа. 

 

 • Выбор наиболее удобного и безопасного устройства для проведения видеоларингоскопии.

• Приобретение устойчивого навыка протезирования верхних дыхательных путей клиническими ординаторами кафедры анестезиологии и реаниматологии.

• Снижение частоты осложнений, связанных с интубацией трахеи в клинической практике докторов ургентных специальностей. 

Работа нацелена на сравнение различных медицинских приборов. Симуляционный компонент заявки нацелен не на исследование методик, а на решение конкретной практической задачи медицинской помощи. Заявка на грант отклонена
2. 

 

Обучение сотрудников скорой медицинской помощи Челябинской области методике внутрикостного доступа

 

 Целью проекта является обучение на безвозмездной основе врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи Челябинской области обеспечению внутрикостного доступа. 

 

 • Приобретение устойчивого навыка внутрикостного канюлирования сотрудниками скорой медицинской помощи.

• Снижение частоты развития жизнеугрожающих осложнений и смертности среди пациентов, которым оказывают скорую медицинскую помощь обученные доктора. 

Проект нацелен не на проведение исследований, разработку методик в области симуляции, а на конкретную учебную программу по подготовке медицинских кадров Заявка на грант отклонена
3.

 

Алгоритмы выполнения общемедицинских навыков в интерактивной среде

 

 • Внедрение в образовательный процесс интерактивной методики с возможностью неоднократного повторения мануального навыка без присутствия наставника, в условиях максимально приближенных к реальным. 

• Дополнительное инновационное обучающее учебное пособие наряду с имеющимися традиционными методами, способствующее более эффективному усвоению алгоритма выполнения мануальных навыков в максимально реалистичной имитации патологического состояния пациента и клинической обстановке. 

• Дистанционное обучение с возможностью использования планшетов и смартфонов со специальным AR-приложением. 

• Использования технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в образовательном процессе. 

• Создание интерактивных кейсов по сложным экстренным и неотложным клиническим ситуациям. 

• Использование программы не только в целях обучения, но и для проведения научно-исследовательской деятельности. 

 

 Электронное учебное пособие, как программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для изучения студентами учебного материала по определенным дисциплинам. 

Инновационный проект, имеющий высокое научно-практическое значение, способствующий развитию симуляционного обучения в национальном масштабе Заявка на грант одобрена
4.

 

Тренажер по освоению мануальных навыков при выполнении аппендэктомий классическим способом

 

 Разработать и создать технически простой, удобный в применении механический тренажер брюшной полости для отработки мануальных навыков для выполнения аппендэктомии классическим способом с учетом эластичности анатомических структур. 

 

 Разработка механического медицинского тренажера с моделью аппендикса, который позволит: 

• отрабатывать технику выполнения аппендэктомий врачей-ординаторов по специальности «Хирургия»; 

• снизить длительность отработки 

 

Проект нацелен на решение прикладной технологической задачи (создание фантома), но не имеет инновационного или исследовательского компонента. Данное изделие уже создано и было представлено на конкурсе инноваций РОСОМЕД в 2023 году. К настоящему времени уже разработано и предлагается хирургам не менее десятка моделей фантомов для отработки аппендэктомии.  Заявка на грант отклонена
5.

Виртуальный прием пациента — Первичный прием пациента в поликлинике» с использованием VR технологий 

• Разработка методики взаимодействия врача с пациентом при первичном приеме. • Разработка программного обеспечения, позволяющего смоделировать последовательность взаимодействия врача с пациентом.

• Практическая проверка работоспособности программного комплекса. 

Разработка программного комплекса «Виртуальный прием пациента — Первичный прием пациента в поликлинике» с использованием VR технологий. 

Запрошенная в заявке сумма в разы превышает установленный размер гранта Заявка на грант отклонена
6.

Разработка аппаратно-программного комплекса устройства для контроля спинальной пункции и эпидуральной анестезии 

Создание аппаратно-программного комплекса устройства для контроля спинальной пункции и эпидуральной анестезии, осуществляющей постоянный контроль за усилием, прилагаемым к игле, и глубиной проникновения ее в ткани. 

Созданное устройство позволит:

• Объективно контролировать усилия, прилагаемые к пункционной игле во время выполнения процедуры.

• Объективно контролировать расстояние, на которое игла введена в ткани.

• Получать информацию о проведении процедуры эпидуральной анестезии или спинномозговой пункции в реальном времени.

• Выдавать предупреждающие сигналы при превышении усилий или расстояния. 

Проект нацелен на разработку медицинского оборудования и не имеет исследовательского компонента в области симуляции Заявка на грант отклонена
7.

Обучение детей с синдромом Дауна чистке зубов по персонифицированной методике, разработанной на базе стандартного метода по Пахомову

Разработка персонифицированной методики чистки зубов на базе стандартного метода по Пахомову и проведение обучающего курса по гигиене у детей с синдромом Дауна. 

• Разработка алгоритма взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

• Разработка методики обучения стандартному методу чистки зубов детей с диагнозом СД (синдром Дауна).

• Проведение обучения врачей специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями и их родителями. 

Проект имеет практическую медицинскую направленность и не имеет исследовательского компонента в области симуляции Заявка на грант отклонена
8.

Систематизация требований к симуляционному оборудованию, применяемому для отработки навыков базовой сердечно-легочной реанимации

Проведение исследований в области соответствия симуляционного оборудования реальному человеческому телу, с последующей разработкой требований к уровню реалистичности и техническим характеристикам симуляционного оборудования, применяемого для отработки навыков сердечно-легочной реанимации. 

• Подтверждение несоответствия физических свойств между симуляционным оборудованием и телом человека.

• Подтверждение отличий физических свойств манекенов различных производителей.

• Разработка рекомендаций к физическим свойствам манекенов, используемых для отработки навыков сердечно-легочной реанимации 

Запрошенная сумма превышает установленный размер гранта. Физические свойства манекенов и их конструктная валидность основательно  изучаются ведущими производителями манекенов СЛР начиная уже с 60-х годов прошлого века. Заявка на грант отклонена
9.

Подготовка сценария и изготовление видеоролика с рекламно-информационными материалами по организации, созданию и развитию общественного объединения по симуляционному обучению в медицине на примере БОСОМ

Показать эффективное взаимодействие общественных объединений разных постсоветских стран, на примере РОСОМЕД и БОСОМ. 

Изготовление видеоролика с целью популяризации и развития симуляционного обучения в медицине в странах СНГ. 

Создание заявленного в проекте видеоролика отвечает общественным интересам, однако другие заявки были признаны более значимыми в научном и прикладном плане Заявка на грант отклонена
10. 

Трудный пациент: поведенческие и языковые особенности

• Психолингвистическая модель трудного пациента;

• База данных дискурсивных маркеров трудного пациента; база дискурсивных маркеров конфликтной и бесконфликтной медицинской консультации;

• База данных речевых тактик хеджирования и нивелирования конфликта;

• База данных языковых средств медиации специального знания;

• Разработка активных обучающих технологий взаимодействия врач - «трудный пациент»: учебно-методический комплекс рекомендаций, направленный на оптимизацию обучения эффективной медицинской коммуникации с «трудным пациентом» и структурированных программы повышения квалификации врачей;

• Публикация статей в российских и зарубежных рецензируемых научных изданиях. 

• Создание методических материалов на основе оптимизации речевых скриптов для повышения эффективности коммуникации медицинских работников и пациентов в медучреждениях, в частности, диверсификации лексико-грамматической базы скриптов с учетом «трудного» типа пациентов. И других активных форм обучения с использованием стандартизированных пациентов как со- тренеров так и роботизированных систем и чат-ботов.

• Создание серии программ тренингов по потенциально конфликтной медицинской коммуникации для врачей, медсестер, студентов и преподавателей.

• Возможность использования данных программ на роботе для отработки навыков общения ВиртуБот. 

Инновационный проект, имеющий высокое научно-практическое значение,  способствующий развитию симуляционного обучения Заявка на грант одобрена
11.

MedSim. Будущий врач 

Профессиональная ориентация школьников 9-11 классов с использованием медицинского симуляционного оборудования, направленная на развитие интереса к медицинским наукам, освоение базовых медицинских навыков и привлечение в отрасль здравоохранения. 

• Разработка программы профессиональной ориентации. Индивидуализированная программа позволит учесть разнообразные интересы и потребности участников проекта, обеспечивая им более точное представление о различных медицинских симулированных сценариях.

• Разработка и издание раздаточных материалов.

• Реклама и продвижение проекта.

• Привлечение спикеров для профориентационных мероприятий.

• Разработка и продакшн тематических видеороликов. Видеоролики позволят визуализировать медицинские процессы и процедуры, делая их более доступными и понятными для участников проекта. 

Проект направлен на профессиональную ориентацию школьников, имеет узкую практическую направленность на решение задачи популяризации профессии врача, не содержит исследовательского компонента.  Заявка на грант отклонена
12.

Разработка технологии первичной профилактики аддиктивного поведения пациентов методом формирования личностной саморегуляции, реализуемая на основе методики формирования компетенций врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) по профилактике аддиктивного поведения пациентов с применением медицинской симуляции

Цель исследования заключается в повышении эффективности профилактической деятельности врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) путем разработки технологии первичной профилактики аддиктивного поведения пациентов методом формирования личностной саморегуляции и методики формирования компетенций врачей по профилактике аддиктивного поведения пациентов с применением медицинской симуляции. 

• Создание технологии первичной профилактики аддиктивного поведения населения методом формирования личностной саморегуляции.

• Создание методики формирования компетенций врачей по профилактике аддиктивного поведения пациентов с применением медицинской симуляции. 

Инновационный проект, имеющий высокое научно-практическое значение,  способствующий развитию симуляционного обучения Заявка на грант  одобрена
13.

Аудит качества оказания экстренной и неотложной помощи детям в многопрофильном стационаре с использованием симуляционных технологий

Разработать алгоритм эффективного аудита качества оказания экстренной и неотложной помощи детям в многопрофильном стационаре с использованием симуляционных технологий в условиях «in situ». 

Количественные результаты:

• Оценка знаний, умений и навыков – 100 человек (первичная), 24 человека (вторичная).

• Обучение по программам ДПО – 24 человека. Качественные результаты:

• Результаты анализа оценки знаний, умений и навыков оказания экстренной и неотложной помощи детям в многопрофильном стационаре, которые позволят сформировать эффективную траекторию обучения медицинского персонала, совершенствовать подходы к осуществлению медицинской деятельности.

• Разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов.

• Реализация мер (тренинги), принятых по итогам аудита.

• Данные аудита о выживаемости навыков в отдаленном периоде.

• Разработка алгоритма аудита. 

Проект нацелен на подготовку медицинского персонала конкретного ЛПУ. Вопросы оценки качества оказания медицинской помощи хорошо исследованы. Заявка на грант отклонена
14.

Арт–подход концепции STEAM в гибридном обучении оказанию неотложной помощи при угрозе жизни

Создание тематических короткометражных фильмов, которые будут использоваться в гибридном формате обучения студентов медицинских высших и средних учреждений для улучшения теоретической подготовки, как подготовительный этап симуляционного обучения и повышение уровня знаний детей и подростков в области оказания первой помощи. 

Создание трёх тематических короткометражных фильма с целевой аудиторией, где по сюжету, герои будут оказывать помощь при угрожающих жизни состояниях. Фильмы посмотрят не менее 2000 чел. 

Научно-популярные фильмы хоть и могут расцениваться как учебное пособие, однако данный формат не относится к симуляционному обучению.  Заявка на грант отклонена
15.

Применение симулятора «К-плюс педиатрический» в создании ОСКЭ станции «Физикальное обследование дыхательной системы у детей» 

Создание ОСКЭ станции «Физикальное обследование дыхательной системы у детей с применением симулятора «К-плюс педиатрический»» в целях отработки навыков аускультации для промежуточной аттестации студентов 3 курса. 

• Внедрение ОСКЭ станции в рабочие программы соответствующих дисциплин согласно тематическому плану;

• Внедрение в государственную аттестацию студентов;

• Внедрение в государственную аттестацию врачей-ординаторов. 

Проект представляет собой узкую прикладную методическую задачу отдельного ВУЗа и направлен на конкретное коммерческое изделие. Заявка на грант отклонена
16.

Повышение качества оказания медицинской помощи пациентам с опухолевыми заболеваниями системы крови путем совершенствования и получения новых практических навыков врачами-гематологами и врачами-онкологами с применением симуляционного оборудования

• Определить степень выполнения практических навыков врачами-гематологами и врачами-онкологами в соответствии с профессиональными стандартами.

• Определить степень готовности специалистов для осуществления наставничества и выполнения ими практических навыков.

• Создание универсальной программы дополнительного образования с целью обучения врачей-гематологов и врачей-онкологов мануальным навыкам в симулированных условиях.

• Проведение обучения как этапа внедрения Проекта с целью совершенствования и доведение до автоматизма навыков люмбальной пункции, трепанобиопсии, оказания экстренной помощи, проработки возможных осложнений процедур, подготовки к работе специалиста в трудных условиях (на симуляторах повышенной сложности: пожилой пациент, пациент с ожирением), выработки четких действий у врача-гематолога и врача-онколога в случае возникновения экстренных ситуаций. 

• Совершенствование навыков врачей-гематологов, врачей-онкологов, следовательно, повышение качества медицинской помощи пациентам с опухолевыми заболеваниями системы крови.

• Подготовка программы для повышения квалификации врачей онкологов и гематологов. 

Проект направлен на решение конкретной клинико-ориентированной практической задачи, не содержит существенного инновационного или исследовательского компонента Заявка на грант отклонена
17.

Интерактивная обучающая программа «СимОмед» 

Повышение качества среднего медицинского образования посредством создания и использования в ходе обучения клинических интерактивных сценариев ИОП «СимОмед». 

Разработка интерактивной обучающей программы «СимОмед». Предусматривается возможность дальнейшего развития проекта совместно с компанией «DIMEDUS» или наполнения клинических сценариев интерактивной системы «БодиИнтеракт». 

Проект имеет высокий  практический потенциал, однако его реализация на основе программы Power Point и последующий ориентир на адаптацию к коммерческим изделиям снижают  привлекательность данной заявки. Заявка на грант отклонена
18.

VR-тренажер течения и ведения физиологических родов

Создание VR- тренажера течения и ведения физиологических родов. 

В результате реализации проекта будет разработана компьютерная программа, которая позволяет имитировать все стадии родового процесса в виртуальной реальности, начиная от подготовки родовых путей, включая первый, второй и третий период родов, заканчивая ранним послеродовым периодом и сделает возможным моделировать действия обучающихся на всех этапах родовспоможения. 

Проект имеет высокий практический потенциал, однако запрошенная сумма в десятки раз превышает установленный размер гранта. Кроме того, нам представляется невозможным создание качественного симулятора родового пособия в виртуальной реальности на данном этапе развития технологий (отсутствие имитации тактильного взаимодействия, гаптики)   Заявка на грант отклонена
19.

Настольная игра, направленная на развитие эмоционального интеллекта работников здравоохранения

Разработка настольной игры, направленной на развитие эмоционального интеллекта работников здравоохранения. 

Разработанная настольная игра позволит участникам в игровой форме провести самооценку уровня эмоционального интеллекта и определить траекторию собственного профессионального развития; научиться контролировать себя в моменты многозадачности; понимать людей, проявлять эмпатию и выражать сочувствие; уверенно говорить «нет» и сохранять свои личные границы; разрешать конфликты конструктивно, без перехода на личности; проживать и выражать эмоции, а не подавлять их; понимать, какие потребности на самом деле стоят за эмоциями; сохранять эмоциональное равновесие в сложных, стрессовых ситуациях и в условиях неопределенности. 

Инновационный проект, имеющий высокое научно-практическое значение,  способствующий созданию и развитию интерактивных игровых методик в медицинском обучении Заявка на грант одобрена
20. 

«Хирургический Ассистент» тренажер для развития лапароскопических навыков 

Основная цель проекта заключается в создании эргономичного тренажера, которому найдется место на любой хирургической кафедре. 

Создание тренажеров для отработки лапароскопических навыков, которые будут удобны в использовании на любой хирургической кафедре. С помощью тренажера студенты смогут больше практиковаться, тренажер может использоваться в качестве наглядного пособия при изучении темы, а также на студенческих научных кружках, олимпиадах. 

За последние три-четыре десятилетия разработаны сотни различных конструкций изделий для  лапароскопического тренинга. Сегодня у хирургов есть широкий выбор эндохирургических тренажеров отчественного и зарубежного производства под любые учебно-методические задачи и уровень финансирования, начиная от нескольких тысяч рублей и вплоть до десятков миллионов. Заявка на грант отклонена
21. Голосовой напарник (аудиоинструкция) при проведении СЛР: региональная модель симуляционного обучения СЛР Обучение навыкам СЛР с поддержкой «голосового напарника» для оказания профессиональной информационной поддержки при проведении СЛР медицинским работником, имеющих данную трудовую функцию, согласно своей специальности и обученным немедикам Сопровождение «голосовым напарником» СЛР медицинских специалистов и подготовленных немедиков с целью повышения эффективности и организованности действий при критическом состоянии, в дальнейшем после прохождения обучения интеграция данных QR кодов на рабочих местах в поликлиниках, дневных стационарах, приемных отделениях больниц, местах скопления людей (отели, вокзалы, аэропорты, стадионы). Проект нацелен на решение конкретной клинической проблемы. Проект не имеет исследовательского или инновационного компонента. В настоящее время существует целый ряд систем голосовых ассистентов СЛР (пример: juliahilt.de/en/cpr).  Заявка на грант отклонена