1. Программа по данной тематике не должна быть объёмной, так как нет задачи подготовить «академика» по данному вопросу. Задача представить современное положение вещей, обозначить перечень навыков, дать возможность потренировать осознанное применение наиболее значимых в учебной группе, обсудить применимость в реальной практике, предпринять попытки мотивации на применение за пределами учебного класса. Поэтому для начала это должно быть — не менее 16 часов, но и не более 36 часов. Данная программа может быть представлена как отдельный модуль в более продолжительных программах повышения квалификации или программах профессиональной переподготовки. |
2. У организации, предоставляющей программу обучения по навыкам общения должны быть варианты базовой программы и программы для продвинутых участников. Это обусловлено предоставлением возможности продолжения обучения для проявляющих чуть больше интереса и/или имеющих больше обязательств, требующих навыков общения в своей работе. Предполагается, что участники могут многократно посещать как базовую программу, так и продвинутую, потому что во время этих программа отрабатываются одни и те же навыки, но на ситуациях, выбранных участниками конкретной группы. При этом осознание пользы от применения навыков приходит со временем и зависит от усилий, приложенных для их повторов, в т.ч. и в реальной практике. |
3. Программа должна состоять из теоретической части и практической (тренинговой). В идеале теоретическая часть должны быть представлена на носителе, который может быть изучен и/или повторен после обучения на самостоятельной основе (книга, дистанционный курс, сайт). Информация теоретической части должна содержать данные о результатах исследований применения/не применения навыков, предлагаемых в данной программе обучения. |
4. Соотношение теоретической и практической части в программе не должно быть в пользу теории. Оптимально 50:50, т.е. в минимальной программе на 16 часов должно быть не менее 8 часов практической части. |
5. Практическая часть должна быть обязательно с использованием симуляционного обучения, которая проходит с участием двух специалистов (преподавателей), один из которых тренер (фасилитатор), второй— симулированный пациент. Наверное, надо привести результаты исследований, где доказано, что это обучение имеет больше шансов стать результативным. |
6. Учебная группа для практических занятий на одну пару преподавателей должна быть не более 10, но и не менее 6 участников. Большее количество не позволяет всем участникам отработать навыки, меньшее создает избыточную нагрузку на каждого в части многократной отработки навыков без возможности осмыслять, наблюдая за действиями коллег. |
7. Приветствуется, когда на базовой программе обучения есть возможность встречаться специалистам разных категорий медицинского персонала и специальностей. Это позволяет дополнительно шире смотреть на пациентов, которые получают медицинскую помощь у разных специалистов, а также иллюстрировать универсальность навыков общения. |
8. Стоимость такой программы не может быть менее 2 тысяч за 1 час практической части для 1 участника. Стоимость обусловлена: ограничением максимального количества участников, необходимостью привлечения не менее двух преподавателей, а также сложностью подготовки специалистов для данной работы и необходимостью иметь ресурсы для их воспроизводства (организация стажировок, супервизии и посещения научных конференций по данной теме). |
9. Рекомендовано для повышения доступности такой программы максимальному количеству медицинских работников, чтобы работодатель участвовал в оплате подобной программы, а для самого сотрудника это было не более 5-10 тысяч за программу 16-36 часов (софинансирование сотрудником своего обучения повышает ответственность за выбор программы обучения)... |
10. Навыки, отрабатываемые во время обучения, должны быть направлены на партнерские отношения и отрабатываться в ситуациях, воспроизводящих рутинные виды работ персонала, обучающегося на программе. |
Важно: данные 👆 рекомендации никоим образом не умаляют возможностей других учебных программ по смежной тематике, которые могут быть направлены на повышение дружелюбности, ознакомление с правилами этикета, обсуждение этических аспектов работы или развитие эмоционального интеллекта и/или повышение личностного роста и т.п. Выбор в любом случае остаётся за заказчиком обучения, преследующим свои собственные цели. |