Автор(ы): Рудин В. В., Перевощиков А.Н., Рябкова В. К., Амарантов Д. Г.
Город: Пермь
Учреждение: ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет им.академика Е.А. Вагнера, Минздрава России
Актуальность
Одним из эффективных и развивающихся направлений в подготовке врачей различных специальностей является применение симуляционных технологий. Применение имеющегося арсенала тренажеров и симуляторов упрощает достижение поставленных целей обучения, но ограничено либо высокой стоимостью, либо определенным спектром симуляторов на рынке, не отражающих в полной мере весь необходимый перечень навыков.
Цель
Целью нашей работы была разработка симулятора каротидной эндертерэктомии с низкой стоимостью использования материалов на каждого обучающегося и использование их в качестве тренажеров для отработки манипуляций и навыков в работе. А также была поставлена цель оценить и описать преимущества симулятора по выполнению сосудистой операции «Эверсионная каротидная эндартерэктомия».
Материалы и методы
Нами проведен анализ предложений на рынке симуляционного оборудования и наших возможностей по реализации альтернативных вариантов. В результате был разработан из имеющихся в свободной продаже компонентов симулятор. Корпус тренажера представлен в виде шеи и груди. В проекции общей сонной артерии находится съемный блок, внутри которого сменный муляж правой общей сонной артерии с бифуркацией, муляж правой яременой вены, муляж правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы. К блоку сверху и снизу подсоединены трубки для проверки проходимости сонной артерии. К одной из трубок подсоединена емкость с жидкостью, имитирующей кровь, к другой – шприц Жане. Проведена апробация его использования в условиях занятий со студентами Корпуса тьюторов МСО Вагнера и ординаторами специальности "Сердечно-сосудистая хирургия".
Результаты
Предапробационная подготовка и анализ имеющихся навыков показал ряд проблем у обучающегося контингента с правильной последовательностью и точностью выполнения этапов оперативного вмешательства. По результатам работы с тренажером «Эверсионная каротидная эндартерэктомия» на протяжении 3-4 сессий тренингов были опрошены преподаватели и студенты, занимающиеся на данном симуляторе, проанализированы чек-листы выполнения навыка в динамике. Большинство преподавателей и студентов отметили, что данный тренажер хорошо имитирует реальные условия данной операции. Также ими было отмечено, что тренажер позволяет выявлять ошибки обучающегося.
Обсуждение
На сегодняшний день на рынке симуляционного обучения представлено большое количество тренажеров по сосудистой хирургии. Все они представляют собой полую трубку, имитирующую сосуд, что позволяет обучающемуся отрабатывать только сосудистые швы. Этого, по нашему мнению, недостаточно для полноценного обучения в области сосудистой хирургии, поскольку в образовательных учреждениях требования к осваиваемым видам сосудистых операций намного шире только данного навыка. Поэтому мы считаем, что наш тренажер является отличным дополнением к образовательной программе.
Данная методика обучения позволяет учащемуся самостоятельно провести операцию, не боясь за жизнь пациента. Тренажер сосудистой операции «Эверсионная каротидная эндартерэктомия» демонстрирует схожую с реальными условиями обстановку, что незаменимо для обучающихся, которые хотят овладеть навыками данной операции, а также осмотреть выполненную работу, что позволит выяснить, совершил ли обучающийся какие-нибудь ошибки.
Выводы
Анализ литературных источников и опыт применения разных тренажеров и симуляторов в обучении мануальным навыкам показал невозможность полной замены биологического материала для достоверно точной отработки навыков, но показал эффективность отработки полного алгоритма оперативного вмешательства в приближенных к реальным условиям клинической ситуации. Применение разработанного тренажера «Эверсионная каротидная эндартерэктомия» м считаем эффективной малобюджетной методикой обучения при отработке навыков выполнения данной операции. К главным преимуществам тренажера можно отнести следующие: реалистичность, простота изготовления, возможность выявлять ошибки обучающегося в выполненной операции, проводить их коррекцию при дальнейших тренингах.
Виктор Рудин