Автор(ы): Перепелица С.А.
Город: Калининград
Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва
Актуальность
Объем и глубина медицинских знаний и технических навыков, необходимых для оказания неотложной помощи, продолжают стремительно увеличиваться. Приоритетным направлением высшего медицинского образования является обучение специалистов с целью снижения частоты врачебных ошибок, которые могут привести к негативным последствиям для здоровья и жизни пациента. Особого внимания заслуживает готовность врача к оказанию квалифицированной неотложной и экстренной медицинской помощи. Задача образовательных учреждений – формирование клинических компетенций у будущего врача, способного оказать высококачественную неотложную помощь пациенту, находящемуся в критическом состоянии. Необходимо найти решение дилеммы безопасного и качественного лечения путем обеспечения полноценного обучения с помощью современных образовательных технологий, и их успешное применение в клинических условиях. Необходимы новые подходы к обучению, которые объясняют экспоненциальный рост медицинских знаний, потребность в обучении, чтобы в дальнейшем врач мог приспособиться к динамичным и клинически сложным условиям практики неотложной медицины. Обучение сердечно-легочной реанимации является приоритетным направлением, т.к. врач любой специальности в рамках своих профессиональных обязанностей должен проводить реанимационные мероприятия. При обучении необходим переход от субъективной к объективной оценке выполняемых действий с помощью компьютерного обеспечения манекена.
Цель
Изучить целесообразность объективного промежуточного контроля и эффективность выполнения компрессий грудной клетки ординаторами.
Материалы и методы
Симуляционный курс «Базовая сердечно-легочная реанимация» проведен у 34 обучающихся в ординатуре по различным специальностям: анестезиология- реаниматология (9), кардиология (5), неврология (6), терапия (14). За основу преподавания взят курс провайдеров Европейского совета по реанимации «Базовая Сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция». Обучение проводилось на стандартных манекенах. Для промежуточного контроля использовался манекен с цифровым контролем и автоматическим расчетом показателей: глубина компрессий (ГК): менее 5 см., 5-6 см., более 6 см; частота компрессий (ЧК): менее 100 в мин-1, 100-120 в мин-1, более 20 в мин-1. Эффективность декомпрессии – расправление грудной клетки (ГК): полная, неполная. Оценка положения рук во время компрессий: правильно–центр грудной клетки, неправильно–живот, смещение вправо или влево). Производился расчет средних показателей глубины и частоты компрессий, а также процент эффективных компрессий. Каждый участник выполнял 90 непрерывных компрессий.
Результаты
Во время симуляции обучающиеся демонстрировали знание алгоритма оказания помощи при внезапной остановке сердечной деятельности, компрессии грудной клетки. Преподаватель в онлайн режиме видит все показатели. На каждого обучающегося создается экзаменационная карта, на которой автоматически представлены все параметры обучающегося и выведен общий балл. После выполнения задания, преподаватель в индивидуальном порядке знакомит обучающегося с его результатами. Такая методика ознакомления с результатами повышает мотивацию к обучению, т.к. полностью исключается субъективная оценка результатов.
Практически все обучающиеся, 91,2%, правильно расположили руки в центре грудной клетки, остальные сместили руки в сторону брюшной полости. Средняя ГК составляла 5,1±0,4 см (4,3-6,1см), компрессии на глубину 5–6 см выполнял 61,8% обучающихся, на глубину менее 5 см – 35,3%, более 6 см – 2,9% ординаторов. Средняя ЧК составляла 105,6±9,4 в мин-1 (90-123 в мин-1), компрессии с частотой в диапазоне 100-120 в мин-1 выполняло 58,8% ординаторов, с частотой 90-99 в мин-1 – 32,4%, более 120 в мин-1 – 8,8%. Эффективные декомпрессии, полное расправление ГК выполняли 79,4 % обучающихся, в остальных случаях количество эффективных декомпрессий составляло 75%-89%. Средний балл эффективности выполнения СЛР составил 84,3±9,3.
Обсуждение
Обучение сердечно-легочной реанимации является обязательным разделом подготовки врачей. В прошлые годы обучение имело чисто субъективный характер и результаты не всегда удовлетворяли как студентов, таки преподавателя. Часто возникали споры, дискуссии о точной постановке рук, глубине компрессий и частоте компрессий грудной клетки. Возникали конфликтные ситуации, обусловленные недовольством студентов своей оценкой. Использование манекена, имеющего программное компьютерное обеспечение, с помощью которого точно определяются все выполняемые действия, позволило не только нормализовать коммуникацию студент-преподаватель, но и значительно улучшить качество формирования необходимых навыков. В случае неудачи, студент, видя свои ошибки, разрабатывает индивидуальную траекторию обучения, что повышает мотивацию к освоению необходимых навыков.
Выводы
Применение манекена с цифровым контролем и автоматическим расчетом показателей на этапе промежуточного контроля позволило получить объективную оценку освоения навыка компрессии грудной клетки. Каждый из ординаторов получил объективные подробные результаты выполняемого технического навыка, что позволило их проанализировать и выстраивать дальнейшую индивидуальную тактику обучения. Использование манекенов с объективным контролем выполнения компрессий грудной клетки исключает субъективную оценку навыка обучающихся, позволяет улучшить дальнейшие результаты обучения.
Светлана Перепелица