Автор(ы): Терещук О. С., Кулигин А. В., Казакова Л. Н.
Город: Саратов
Учреждение: ФГБОУ ВО СГМУ им.В.И.Разумовского Минздрава России
Актуальность
В начале третьего тысячелетия в процесс обучения активно внедряются симуляционные технологии, которые не обошли стороной и самую консервативную сферу – медицину.
Симуляционное обучение — это образовательный процесс, моделирующий профессиональную деятельность врача в учебном кабинете в соответствие с профессиональными стандартами и правилами оказания медицинской помощи.
Для реализации данной формы обучения активно используется компетентностный подход, в основе которого лежит формирование профессиональных компетентностей будущего специалиста и подготовка конкурентоспособного врача-стоматолога, в медицинскую деятельность которого должны быть интегрированы профессиональные знания, умения и другие компетенции, что обеспечит готовность к их эффективной реализации. К особо требуемым компетенциям в стоматологии относятся способность и готовность к проведению осмотров, лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях.
Современный уровень развития стоматологии диктует новые требования в подготовки не только студентов, ординаторов, но и практикующих врачей.
Цель
Оценка эффективности применения симуляционных технологий и повышение уровня освоения профессиональных компетенций врача-стоматолога путем оптимизации образовательной среды на основе симуляционного обучения.
Материалы и методы
Для оценки психологической готовности студентов V курса стоматологического факультета к самостоятельной работе была разработана анкета и проведен опрос среди 168 обучающихся. Респонденты были разбиты на 2 группы: до (76 студента) и после обучения (92 человека) в симуляционном центре.
Обучающихся просили оценить свои мануальные навыки и теоретическую подготовку по разработанной нами 10-и бальной шкале, где 0 – отсутствие навыков и 10 – полное освоение практического навыка.
Анкета включала в себя вопросы, основанные на профессиональных компетенциях, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 984 от 12 августа 2020 г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31:05.03 Стоматология.
Результаты
Анализ 168 анкет показал, что до симуляционного обучения 133 (79,2%) студентов оценили свою готовность к амбулаторному ведению пациентов ниже 5 баллов, из них 46,6% опрошенных оценили свои практические навыки на 4 балла, 32,6% обучающихся – на 3 балла. Незначительный процент опрошенных студентов оценивали свою готовность на 6 баллов – 3,4% и на 7 баллов - 5,2% респондентов. Даже прохождение производственных практик в течение 5 лет обучения зачастую не позволяет отработать все мануальные навыки для оказания высококачественной стоматологической помощи и неотложной помощи пациентам в будущем.
Симуляционный центр предназначен для отработки и освоения практических навыков, повышения теоретических знаний по диагностики, лечению и профилактики основных стоматологических заболеваний.
Благодаря многократному количеству повторений по алгоритму, указанному в чек-листе, в условиях имитирующих лечебный кабинет с рабочим местом врача-стоматолога, возможно отработать технику, этапность, последовательность выполнения мануальных навыков до автоматизма.
В результате, после прохождения обучения в симуляционном центре 146 (86,9%) студентов-стоматологов оценили свой уровень освоения практических навыков более 7 баллов и изъявили желание продолжать занятия в симуляционном центре с повышенным уровнем сложности. 68,6% респондентов оценили свою готовность к амбулаторному ведению пациентов на 8 баллов, 18% - на 7 баллов и 13,3% - на 6 баллов, ниже 5 баллов студенты себя не оценивали.
Выводы
Таким образом, повышение уровня самооценки обучающихся стоматологического факультета до 8 балов после обучения в условиях симуляционного центра показывает высокую эффективность симуляционного обучения в формировании профессиональных компетенций врача-стоматолога и говорит об изменениях образовательной среды в практикориентированную сторону подготовки специалиста.
Оксана Терещук