Симуляционные технологии в подготовке врачей-терапевтов с учетом требований профессионального стандарта

Автор(ы): О.М. Драпкина, С.Ю. Астанина, И.И. Алмазова, Р.Н. Шепель, Е.А. Деринова, Н.А. Михайлова, Л.Ю. Волкова

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Актуальность

Меры, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи в различных сферах профессиональной деятельности врачей терапевтического профиля, определяют необходимость стандартизации медицинского образования. Эти требования регламентируются, прежде всего, профессиональными стандартами. Основным критерием оценки качества медицинского образования выступает профессиональная компетентность врача-терапевта в решении профессиональных задач с использованием знаний, умений, навыков, опыта. Учитывая, что умения — это способность применять знания в практической деятельности, то необходимые умения, относящиеся к конкретной трудовой функции, выступают индикаторами (показателями) достижения планируемых результатов. Симуляционные технологии, обладающие большим потенциалом иммитационного обучения, способствуют моделированию реальных практических задач врачей-терапевтов, что позволяет формировать компетенции врачей в выполнении трудовых функций. Однако недостаточная методическая обоснованность использования симуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов не позволяет в полной мере реализовывать образовательный потенциал технологий и повышать эффективность учебного процесса.

Цель

Целью данного исследования является создание методики использования ситуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов в условиях требований профессионального стандарта "Врач-терапевт"

Материалы и методы

Материалы и методы. В соответствии с профессиональным стандартом «Врач-терапевт» определены: а) перечень необходимых умений врача в выполнении трудовых функций; б) профессиональные задачи врачей-терапевтов при оказании медицинской помощи пациентам с заболеваниями разных систем органов; в) условия формирования необходимых умений врачей с использованием симуляционного оборудования Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России; г) разработан дидактический материал, обеспечивающий системное формирование необходимых умений врачей-терапевтов в выполнении трудовых функций.

Результаты

Результаты и обсуждение. Анализ содержания умений врача-терапевта позволил классифицировать их на две группы: а) практические умения (осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у пациента; проводить физикальное обследование пациента; проводить диагностические манипуляции и др.); б) интеллектуальные умения (интерпретировать и анализировать информацию; обосновывать необходимость и объем лабораторного, инструментального обследований; оценивать тяжесть заболевания и (или) состояния пациента; устанавливать диагноз с учетом МКБ и др.). Формирование практических умений осуществлялось с использованием ситуаций, описанных в паспортах станций других терапевтических специальностей (пульмонологии, кардиологии, эндокринологии и т.д.). Формирование интеллектуальных умений потребовало разработку системы ситуационных задач, позволяющих визуализировать многофакторность решения профессиональной задачи. Для этого были определены учебно-профессиональные задачи, позволяющие поэтапно и последовательно формировать сложные умения в симуляционных условиях. С целью реализации системного подхода в формировании необходимых умений врача-терапевта, была разработана технологическая карта проведения учебных занятий с использованием симуляционных технологий, включающая все темы образовательных программ ординатуры, где для каждой темы определены: а) формируемые умения и навыки; б) ситуационные задачи, имитирующие реальные профессиональные задачи врача, решаемые с использованием формируемых умений и навыков; в) ситуации, моделируемые на симуляторах в соответствии с профессиональными задачами; г) используемое оборудование (базовые (непосредственно относящиеся к заболеваниям определенной системы органов) и дополнительные симуляторы (симуляторы, позволяющие моделировать ситуации сочетанности заболеваний).

Обсуждение

Формирование умений и навыков осуществлялось поэтапно и последовательно, что определяло безошибочные действия ординатора в выполнении трудовых функций, регламентированных професиональным стандартом «Врач-терапевт»: 1-й этап: брифинг; 2-й этап: актуализация знаний, сформированных у ординатора в ходе лекционных занятий; 3-й этап: формирование умений в решении учебно-профессиональных задач; 4-й этап: формирование умений в решении профессиональной задачи, а также оценка уровня сформированности умения; 5-й этап: дебрифинг – анализ освоения необходимых умений в выполнении трудовой функции врача-терапевта; 6-этап: контрольно-оценочный – рефлексивно-аналитический отчет каждого ординатора по установленной форме, позволяющий каждому ординатору проанализировать свои достижения и недочеты в выполнении определенной трудовой функции врача-терапевта. Для каждого этапа было определено оптимальное время формирования навыка.

Выводы

Выводы. Разработанная методика использования ситуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов в условиях требований профессионального стандарта показала высокую эффективность: а) снижается количество допускаемых ошибок в сформированных умениях; б) обеспечивается формирование системы умений и навыков, обеспечивающих выполнение трудовой функции врача-терапевта; в) обеспечивается преемственность между формируемыми умениями и навыками, а следовательно, между выполняемыми трудовыми функциями; г) снижаются временные затраты на формирование необходимых умений и навыков врачей, что является важным в условиях интенсивности подготовки врачей-терапевтов в ординатуре. Таким образом, можно утверждать, что образовательный процесс подготовки врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий на основе требований профессионального стандарта приобретает системный характер, обеспечивающий повышение качества формируемых умений и навыков в выполнении трудовых функций.

Тема: Терапия
Светлана Астанина

Значимость электронного обучения на платформе LECTURIO в освоении методики обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями студентами медицинского института РУДН.

Автор(ы): Тания Р.В., Никитин И.С., Косцова Н.Г., Тигай Ж.Г.

Город: Москва

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр медицинского института Российского Университета Дружбы Народов.

Актуальность

Владение навыком обследования пациентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями (ССЗ) имеет важное значение в медицине. В последние годы остро стоит проблема нехватки пациентов для демонстрации и отработки навыка определения аускультативного синдрома с целью диагностики порока сердца вследствие минимальных сроков пребывания в стационаре, наличия коморбидной патологии. Кроме этого, в последнее время с введением режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевода студентов в дистанционный формат обучения, программа медицинского образования претерпела изменения, ВУЗы вынуждены были использовать и широко применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Все более значимая роль отводится симуляционному обучению, однако переход в онлайн формат обучения увеличивает время на освоение материала в несколько раз, в связи с тем, что в данных условиях невозможно наглядно продемонстрировать ту или иную манипуляцию, отмечает эксперт симуляционного центра Johns Hopkins Medicine Adam Dodson. Проблема ДОТ является актуальной, возможно, с решением некоторых вопросов может помочь использование различных образовательных онлайн платформ, учитывая возможность использования в свободное от работы время и возможность неоднократного повторения в зависимости от своих индивидуальных способностей.

Цель

Целью нашего исследования было оценить значение электронного обучения на платформе Lecturio Medical Education в освоении методики обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями студентами медицинского института РУДН.

Материалы и методы

В исследование было включено всего 248 студентов шестого курса Медицинского института РУДН 2019-2021 гг., которые были разделены на три группы: группа I (n=80), группа II (n=84) – студенты 2019-2020 гг обучения, в осеннем семестре прошли курс практической подготовки в офлайн формате с использованием симулятора Harvey The Cardiopulmonary simulator, созданного и разработанного в Университете Майами (США), для отработки навыков аускультации и диагностики пациента с сердечно-сосудистой патологией. Кроме этого, студенты группы I (n=80) в весеннем семестре (в связи с пандемией, был введен онлайн формат) в дополнение к ранее полученным знаниям и навыкам, использовали для подготовки образовательную онлайн платформу Lecturio Medical Education (т.е. студенты могли вспомнить анатомию, физиологию, патофизиологию, гемодинамику, аускультативную симптоматику при различных пороках, в зависимости от наличия остаточных знаний и необходимости повторения какого-либо раздела). Студенты группы II (n=84) не использовали данную платформу. Студенты группы III (n=80) 2020-2021 года оба семестра обучались данному навыку только с использованием ДОТ. Зачетное занятие проводилось путем оценивания навыка обследования пациента с сердечно-сосудистой патологией с использованием пунктов чек-листа паспорта экзаменационной станции «Физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система)». Для сдачи навыка отводилось 8,5 минут. Правильно выполненный навык оценивался в 1 балл, невыполненный/неправильно выполненный – 0 баллов. Всего студент мог набрать 32 балла (100%).

Результаты

Во всех группах наблюдения не было выявлено ни одного студента, который бы выполнил все пункты чек-листа, всеми студентами было выполнено около 70% оцениваемых пунктов. Студенты I группы выполнили 26 пунктов (81,3%) чек -листа, студенты II группы – 25 пунктов (78,1 %), III группы – 22 пункта (68,8%), что достоверно меньше по сравнению со студентами группы I (p < 0,05). При анализе количества студентов, продемонстрировавших правильность и последовательность проведения навыка аускультации сердца, нами не выявлено достоверно значимой разницы между группами. Такие пункты чек-листа, как приветствие, идентификация пациента, взятие согласия, были продемонстрированы практически всеми студентами. Время, затраченное на проведение навыка обследования пациента с патологией сердечно-сосудистой системы в I группе составило 7 минут 36 сек, что достоверно меньше чем у студентов II группы - 10 минут 34 сек (p < 0,05) и у студентов III группы – 9 минут 57 секунд (p < 0,05). Количество студентов правильно диагностировавших аускультативный синдром также достоверно снижено в группе III по сравнению со студентами I группы: группа I – 62,5% (n = 50), группа II– 51,1% (n = 48), группа III – 28,7% (n = 25) (p < 0,05).

Выводы

Данное исследование демонстрирует эффективность сочетания образовательной онлайн платформы Lecturio Medical Education с симуляционным обучением, особенно на этапе активного внедрения дистанционного обучения. По результатам анкетирования, проведенного после зачетного занятия, 96,2% (n=77) обучающихся I группы отметили эффективность ДОТ, считают необходимым включение и увеличение объема видео-ресурсов с целью более успешного освоения навыков осмотра пациента с сердечно-сосудистой патологией. Таким образом, ДОТ повышают интерес к процессу обучения, дают возможность вспомнить многие анатомо-физиологические и гемодинамические особенности при изучении пороков сердца, однако полностью не заменяют очного обучения и могут быть рекомендованы в дополнение, особенно в сложных эпидемических условиях.

Тема: Терапия
Жанна Тигай