Автор(ы): О.М. Драпкина, С.Ю. Астанина, И.И. Алмазова, Р.Н. Шепель, Е.А. Деринова, Н.А. Михайлова, Л.Ю. Волкова
Город: Москва
Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России
Актуальность
Меры, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи в различных сферах профессиональной деятельности врачей терапевтического профиля, определяют необходимость стандартизации медицинского образования. Эти требования регламентируются, прежде всего, профессиональными стандартами. Основным критерием оценки качества медицинского образования выступает профессиональная компетентность врача-терапевта в решении профессиональных задач с использованием знаний, умений, навыков, опыта. Учитывая, что умения — это способность применять знания в практической деятельности, то необходимые умения, относящиеся к конкретной трудовой функции, выступают индикаторами (показателями) достижения планируемых результатов. Симуляционные технологии, обладающие большим потенциалом иммитационного обучения, способствуют моделированию реальных практических задач врачей-терапевтов, что позволяет формировать компетенции врачей в выполнении трудовых функций. Однако недостаточная методическая обоснованность использования симуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов не позволяет в полной мере реализовывать образовательный потенциал технологий и повышать эффективность учебного процесса.
Цель
Целью данного исследования является создание методики использования ситуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов в условиях требований профессионального стандарта "Врач-терапевт"
Материалы и методы
Материалы и методы. В соответствии с профессиональным стандартом «Врач-терапевт» определены: а) перечень необходимых умений врача в выполнении трудовых функций; б) профессиональные задачи врачей-терапевтов при оказании медицинской помощи пациентам с заболеваниями разных систем органов; в) условия формирования необходимых умений врачей с использованием симуляционного оборудования Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России; г) разработан дидактический материал, обеспечивающий системное формирование необходимых умений врачей-терапевтов в выполнении трудовых функций.
Результаты
Результаты и обсуждение. Анализ содержания умений врача-терапевта позволил классифицировать их на две группы: а) практические умения (осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у пациента; проводить физикальное обследование пациента; проводить диагностические манипуляции и др.); б) интеллектуальные умения (интерпретировать и анализировать информацию; обосновывать необходимость и объем лабораторного, инструментального обследований; оценивать тяжесть заболевания и (или) состояния пациента; устанавливать диагноз с учетом МКБ и др.). Формирование практических умений осуществлялось с использованием ситуаций, описанных в паспортах станций других терапевтических специальностей (пульмонологии, кардиологии, эндокринологии и т.д.). Формирование интеллектуальных умений потребовало разработку системы ситуационных задач, позволяющих визуализировать многофакторность решения профессиональной задачи. Для этого были определены учебно-профессиональные задачи, позволяющие поэтапно и последовательно формировать сложные умения в симуляционных условиях. С целью реализации системного подхода в формировании необходимых умений врача-терапевта, была разработана технологическая карта проведения учебных занятий с использованием симуляционных технологий, включающая все темы образовательных программ ординатуры, где для каждой темы определены: а) формируемые умения и навыки; б) ситуационные задачи, имитирующие реальные профессиональные задачи врача, решаемые с использованием формируемых умений и навыков; в) ситуации, моделируемые на симуляторах в соответствии с профессиональными задачами; г) используемое оборудование (базовые (непосредственно относящиеся к заболеваниям определенной системы органов) и дополнительные симуляторы (симуляторы, позволяющие моделировать ситуации сочетанности заболеваний).
Обсуждение
Формирование умений и навыков осуществлялось поэтапно и последовательно, что определяло безошибочные действия ординатора в выполнении трудовых функций, регламентированных професиональным стандартом «Врач-терапевт»: 1-й этап: брифинг; 2-й этап: актуализация знаний, сформированных у ординатора в ходе лекционных занятий; 3-й этап: формирование умений в решении учебно-профессиональных задач; 4-й этап: формирование умений в решении профессиональной задачи, а также оценка уровня сформированности умения; 5-й этап: дебрифинг – анализ освоения необходимых умений в выполнении трудовой функции врача-терапевта; 6-этап: контрольно-оценочный – рефлексивно-аналитический отчет каждого ординатора по установленной форме, позволяющий каждому ординатору проанализировать свои достижения и недочеты в выполнении определенной трудовой функции врача-терапевта. Для каждого этапа было определено оптимальное время формирования навыка.
Выводы
Выводы. Разработанная методика использования ситуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов в условиях требований профессионального стандарта показала высокую эффективность: а) снижается количество допускаемых ошибок в сформированных умениях; б) обеспечивается формирование системы умений и навыков, обеспечивающих выполнение трудовой функции врача-терапевта; в) обеспечивается преемственность между формируемыми умениями и навыками, а следовательно, между выполняемыми трудовыми функциями; г) снижаются временные затраты на формирование необходимых умений и навыков врачей, что является важным в условиях интенсивности подготовки врачей-терапевтов в ординатуре. Таким образом, можно утверждать, что образовательный процесс подготовки врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий на основе требований профессионального стандарта приобретает системный характер, обеспечивающий повышение качества формируемых умений и навыков в выполнении трудовых функций.
Светлана Астанина