Автор(ы): А.Б. Терехов
Город: Тамбов
Учреждение: Медицинский институт ФГБОУ «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
Актуальность
В современном мире неуклонно возрастают требования к повышению уровня оказания стоматологической помощи населению. Это делает особенно актуальным освоение и использование новых эффективных средств и методов обучения врачей-стоматологов. К сожалению, классическая система клинического стоматологического образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки врача. Действовавшая ранее в Российской Федерации система медицинского образования не всегда обеспечивала выявление врачей с недостаточным уровнем подготовки, низкими показателями профессиональной деятельности. Поэтому в подготовку врача-специалиста, наряду с классической системой клинического стоматологического образования, должны быть включены новые принципы обучения, направленные на получение непрерывного медицинского образования с применением современных технологий в стоматологии. Одной из таких технологий является симуляционное обучение, без которого невозможно представить образование в настоящее время.
Цель
В подготовку врача-специалиста, наряду с классической системой клинического стоматологического образования, должны быть включены новые принципы обучения, направленные на получение непрерывного медицинского образования с применением современных технологий в стоматологии. Одной из таких технологий является симуляционное обучение, без которого невозможно представить образование в настоящее время. Широкое применение симуляторов позволяет поставить отработку практических навыков стоматологов на качественно новый уровень без угрозы жизни и здоровью пациентов, что с успехом применяется в большинстве развитых стран.
Материалы и методы
В стоматологии для отработки манипуляций могут применяться следующие уровни симуляционного обучения:
Визуальный – Обучающиеся теоретически изучают понимание последовательности действий выполнения манипуляции, при помощи электронных пособий и видеофильмов.
Тактильный –воспроизведение и отработка практических навыков и, как результат их приобретение на фантоме, муляже.
Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия обучаемого. Например, при правильном выполнении инъекционной анестезии – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.
Однако, нужно понимать, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным и для больного, и для обучаемого, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для врача стоматолога необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.
Результаты
Результаты наблюдений подтверждают целесообразность использования учебных тренажёров (фантомов, муляжей и манекенов) в процессе профессиональной переподготовки врачей стоматологов.
Для повышения эффективности лечения, практические врачи должны быть включены в программу непрерывного симуляционного обучения, на котором происходит многократное повторение и отработка новых технологий с использованием учебных тренажёров.
С нашей точки зрения, необходимо в период симуляционного обучения создавать небольшие обучающие курсы, посвященные конкретным задачам. Например, использование кофердама, чтобы по окончании курса практический врач мог их использовать на приеме.
Обсуждение
В рамках программ повышения квалификации врачей-стоматологов целесообразно организовывать краткосрочные курсы тематического усовершенствования с обязательной отработкой практических навыков на симуляторах.
На сегодняшний день, существуют достаточно много известных и отработанных технологий,которые в практической деятельности стоматологи редко используют. Одной из таких технологий является наложение коффердама.
В результате применения коффердама при лечении стоматологических заболеваний врач и пациент получают ряд преимуществ, которые позволяют комфортно чувствовать себя пациенту и не допустить целого ряда ошибок во время процедуры врачу стоматологу. Все это даёт возможность снизить количество осложнений и улучшить качество проводимого лечения. Однако, широкого распространения в повседневной стоматологической практике он до сих пор не получил. Вероятно, основными причинами отказа от применения системы коффердам, является недостаток информации о правильном его наложении и отсутствие достаточной практики, что позволяет быстро и четко наложить коффердам. Всю эту технологию можно с успехом отработать на симуляторах. Только многократный тренинг доведения навыков до автоматизма может привести к успеху. Безусловно, долгое и неумелое наложение коффердама приводит к раздражению пациента и, как следствие, к отказу применения его врачом.
Другим примером улучшения качества стоматологического лечения, редко применяемым на приеме врача стоматолога, является использование увеличительных систем СОУ, к которым относятся стоматологические бинокуляры, лупы, микроскопы. Четкий обзор операционного поля при стоматологическом воздействии достигается использованием оптических приборов, что обеспечивает более высокое качество клинического лечения. С помощью СОУ в стоматологии можно уверенно решать такие задачи, как: подготовка корневых каналов зубов к пломбированию; реставраций; культевые вкладки, коронки, виниры; проведение хирургических манипуляций в полости рта; фиксация брекет-систем. Лечение с применением оптических устройств обеспечивает использование более щадящих методов в отношении твердых тканей зуба. В странах Европы и США в программе учебных заведений предусмотрен курс по оптическим системам и применения бинокулярной оптики в стоматологии давно является нормой. Развитие и широкое внедрение в практику оптических систем снижает утомляемость врача стоматолога, а значит на прямую приводит к увеличению производительности труда и повышает качество лечения.
Алексей Терехов