Автор(ы): Мария Валерьевна Филиппова
Город: Москва
Учреждение: Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы»
Актуальность
В соответствии современным потребностям технологического развития в сфере образования и подготовки кадров, виртуальные симуляционные технологии, начиная с 2002 года, получили широкое распространение в медицине, авиации, космической отрасли, атомной энергетике, военном деле, гражданской обороне и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки уровня подготовки специалистов опасных профессий, предполагающих высокие риски, к которым относятся пожарные и спасатели.
В соответствии с Планом комплектования, в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы (далее - ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС») ежегодно обучаются порядка 20000 человек. Значительная часть из которых подготавливается к оказанию первой помощи.
Отвечая современным тенденциям технологического оснащения учебного процесса, спланировано создание «Симуляционного центра первой помощи и психологической поддержки ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» (далее-симуляционный центр). По замыслу разработчиков, он будет включать два класса с симуляционным оборудованием: виртуальный видеокласс, класс с инсталляцией аварии в метрополитене, образовывая таким образом, учебное пространство, максимально реалистично имитирующее разнообразные сценарии, требующие оказания первой помощи, многообразие реальных условий чрезвычайных ситуаций, с помощью современных программных технологий, виртуальной среды, инсталляции характерной чрезвычайной ситуации, манекенов - симуляторов.
Современные симуляционные технологии позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных сценариев реальных условий чрезвычайных ситуаций и отработки в них технических навыков. В условиях симуляционного центра содержание обучения будет направлено не только на освоение навыков оказания первой помощи, но и на междисциплинарное обучение работе в команде в условиях интенсивного воздействия психологического стресса, снятию страха перед сильными негативными эмоциональными реакциями пострадавших, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пострадавшими. Комплекс симуляторов с современным программным обеспечением, позволит создать психологическую атмосферу и атрибуты ситуации, максимально приближенные к реальной практике. Таким образом решаются практические задачи психологической подготовки слушателей.
Цель
В число основных задач симуляционного центра определены следующие:
• Разработка и применение модернизированных программ подготовки пожарных и спасателей, с использованием симуляционных технологий.
• Проведение обучения и аттестация пожарных и спасателей, на муляжах, манекенах и виртуальных тренажерах с использованием моделируемых ситуаций.
• Использование современных симуляционных технологий по отработке и оценке степени сформированности профессиональных навыков.
• Информационное обеспечение в области новейших достижений виртуального симуляционного образования, организация и проведение открытых практических занятий, семинаров, мастер-классов.
Материалы и методы
С целью интенсификации и повышения качества образовательного процесса в схему обучения включаются ситуационные задачи по каждой теме учебной программы по Первой помощи, составляются сценарии симуляционных игр, моделирующих поведение пострадавшего согласно изучаемым ситуациям. Разрабатываются алгоритмы действий оператора имитационного манекена, включающие в себя легенду и реакции в зависимости от действий оказывающего помощь специалиста. На манекенах отрабатывается алгоритм базовой СЛР и отдельно ключевые навыки: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, другие мероприятия по оказанию первой помощи.
Результаты
Использование образовательных программ на основе симуляционных технологий позволит вывести на более высокий, современный уровень обучение и подготовку пожарных и спасателей, что в свою повысит профессионализм и конкурентноспособность выпускников ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» и положительно отразится на качестве оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, увеличит количество выживших в чрезвычайных ситуациях, уменьшит показатели смертности, будет способствовать укреплению психологического здоровья специалистов.
Ольга Смирнитская