Особенности симуляционного обучения в условиях высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции

Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Смагин А.Ю., Ноздрякова Л.С.

Город: Омск

Учреждение: БУ ДПО Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения"

Актуальность

В России показатель младенческой смертности начал приближаться к среднеевропейскому и составляет менее 5‰. Однако показатель остаётся ещё достаточно высоким в некоторых регионах страны. По результатам тестирования профессиональных знаний и навыков у специалистов со средним медицинским образованием, работающих в системе родовспоможения, выявлены определенные погрешности в реанимационной помощи новорожденному, связанные с недостаточно скоординированными действиями членов медицинской бригады, отсутствием преемственности, слабой коммуникацией. Потребность в проведении тренингов командообразования остается высокой. Обучение специалистов в период высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции имеет особенности.

Цель

Изучение влияния тренинга командообразования при оказании реанимационной помощи новорожденному в родовом зале, адаптированного к условиям обучения в период высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 224 слушателя, обучавшихся по дополнительным профессиональным программам акушерского и педиатрического профиля. Из них 42 (опыт) обучались в период высокого риска распространения инфекции с применением адаптированной к особым условиям модели тренинга, в т.ч. акушерки родильного дома – 12 (28.6%), палатные медсестры отделения новорожденных, ПИТ и ОРИТН – 16 (38.1%), акушерки ФАП - 14 (33.3%). Для обучения специалистов в период повышенного риска распространения инфекции:
1. Разработаны локальные акты, регламентирующие проведение учебного процесса, инфекционную безопасность, правила внутреннего распорядка с учетом установленных требований безопасности.
2. Проведено перераспределение учебного времени тренинга в пользу электронного обучения. Через личный кабинет в системе дистанционного обучения каждый слушатель имел доступ ко всем учебным материалам, клиническим рекомендациям и методическим указаниям, электронным текстовым и видеоматериалам, в т.ч. теории командного обучения.
3. Группа слушателей предварительно делилась на потенциальные команды с количественным составом не более 3 обучающихся.
4. Для общения членов команд и преподавателя активно задействован ZOOM.
5. Проверочное тестирование исходного уровня знаний проводилось дистанционно в 2 этапа: выполнение индивидуального и командного проверочного задания. Командный проверочный тест требовал от членов команды обмена информацией, обсуждения вариантов, налаживания коммуникаций, т.е. дистанционного «зарождения» командных качеств.
6. Обсуждение теоретических клинических аспектов предстоящего тренинга предусматривало применение электронных технологий.
7. Практическая часть тренинга проводилась традиционно, очно. Члены команды выполняли практико-ориентированное задание (кейс), требующий оказания реанимационной помощи новорожденному, но с определенными ограничениями по времени, по количеству обучающихся. Очная контактная часть тренинга занимала не более 1/3 отведенного учебного времени с применением всех мер безопасности обучающихся. Практическое командное задание, как правило, предусматривало решение трудных, порой критических ситуаций в родовом зале, требующих усилий сразу нескольких специалистов, которым приходится выполнять несколько функций. На тренинге отрабатывалась готовность непрерывно и последовательно всеми членами команды проводить сердечно-легочную реанимацию младенцу под ритм метронома, с применением так называемого кругового каскадного метода. Симуляционный тренинг продолжался непрерывно, до тех пор, пока эффективность проводимых манипуляций не достигала требуемых характеристик командного стиля работы и результатов контроллера, подключенного к высокореалистичному манекену новорождённого.
В процессе выполнения практического задания, команды проходили стадии становления: от стадии «формирования команды», когда происходит создание нового временного коллектива, стадии «психологической напряженности», «нормализации» до стадии «общей деятельности» и эффективного выполнения поставленных задач. Стадия «формирования» занимала, как правило, меньше времени, проходила более «мягко», чем при традиционных формах тренинга, что связано с предварительным общением членов команды в режиме он- лайн.
Дебрифинг проводился немедленно или удаленно с применением дистанционных коммуникативных каналов с использованием видеозаписей тренинга.
Для оценки результатов командообразования применялись традиционные оценочные листы, предусматривающие оценку командного стиля работы: наличие лидерства, взаимного наблюдения и поддержки, эффективной коммуникации.

Результаты

1. Исходный уровень знаний у слушателей, обучающихся традиционно, показал средний балл 3.8, при 4.2 в опытной группе, что связано, с более ответственной подготовкой слушателей, отсутствием ожидания готовой (привычной) лекции преподавателя. Анализ исходного уровня по должностям имел сходную тенденцию в обоих группах: медсестры ПИТ и ОРИТН изначально имеют более высокие профессиональные знания в области реанимации новорожденного, как в контрольной, так и опытной группах.
2. Итоговый уровень командных знаний и умений показал не критично более высокие результаты в контрольной группе, обучающейся по традиционной модели тренинга командообразования (18 баллов против 16 в опытной по данным оценочных листов). Показатели лидерских качеств, способность к взаимозаменяемости при проведении реанимации, ситуационное наблюдение, поддержка выражены чуть более стабильно, чем в опытной группе, что связано с более длительным очным (контактным) учебным временем.

Выводы

Т.о. проведение адаптированных к условиям высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции тренингов командообразования с применением электронного обучения и дистанционных технологий, является допустимым. При качественной разработке электронных материалов, методика проведения тренинга может быть рассмотрена как альтернативный метод обучения в особых условиях.

Тема: Педиатрия и неонатология
Людмила Ноздрякова