Использование программы «Виртуальный пациент Академикс3D» в программе обучения студентов

Автор(ы): Ю.А. Юдаева, А.И. Бикбаева

Город: Оренбург

Учреждение: ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

Актуальность

Современные тенденции во всех сферах и уровнях образования предполагают использование электронных технологий. В высшем медицинском образовании это особенно востребованное направление. Одной из таких методик является программа «Виртуальный пациент».

Цель

Оценка эффективности обучения с использованием методики «Виртуальный пациент». Демонстрация опыта работы с программой «Виртуальный пациент».

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели в рамках симуляционного курса в ходе контроля самостоятельной работы студентов 6 курса лечебного факультета использовалась программа «Виртуальный пациент Академикс3D».

Результаты

«Виртуальный пациент Академикс3D» это интерактивная компьютерная программа моделирования клинических сценариев терапевтического профиля, имитирующая обследование пациента в условиях кабинета участкового терапевта. Сценарии представляют собой многоуровневую структуру, в блоках которой размещена информация о состоянии пациента и студенту дается возможность выбора возможных действий врача. Цель студента принимать правильное решение на каждом следующем этапе.
Для ознакомления студентов с методикой «Виртуальный пациент» в ходе аудиторных занятий проводилась демонстрация нескольких клинических случаев в соответствие с ФГОС по специальности Лечебное дело. В последующем студенты продолжали работу с этой программой в ходе самостоятельных тренингов. В условиях компьютерного класса 15 рабочих мест, что позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые занятия. Методика позволяет отрабатывать важный практический навык - клиническое мышление на этапах обследования пациента, установлении диагноза и процесса лечения. Подробный экранный отчёт дает возможность студенту и преподавателю сделать анализ всех шагов, правильных и ошибочных.
Все студенты положительно оценили опыт использования методики «Виртуальный пациент» в процессе обучения. По результатам анкетирования 92% студентов считают, что данная технология обязательно должна использоваться в процессе обучения, 79% отмечают в качестве достоинства этой программы возможность закрепления навыка постановки диагноза в соответствие с современными классификациями. 85% студентов считают получение обратной связи сразу после выполнения задания преимуществом этой методики.

Выводы

Обучающая программа «Виртуальный пациент Академикс3D» является эффективной педагогической технологией и может быть использована при подготовке по курсу «Внутренние болезни» на разных курсах. Особая эмоциональная атмосфера создается высокой реалистичностью профессиональной ситуации, что способствует усвоению учебного материала и повышает качество обучения.

Тема: Терапия
Юлия Юдаева

Станция симуляционного обучения подготовки врачей по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (Covid-19)

Автор(ы): Драпкина О.М., Шепель Р.Н., Астанина С.Ю., Алмазова И.И.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ терапии и профилактической медицины" Минздрава России

Актуальность

Отличительными признаками нынешней пандемии выступают — длительный инкубационный период заболевания, многообразие форм проявлений заболевания, большое число бессимптомных пациентов. В этой ситуации освоение врачом отдельных умений в оказании медицинской помощи пациентам становится менее эффективным по сравнению с освоением целостного алгоритма деятельности врача. Разработанная программа направленна на практическую подготовку врачей к выполнению всех трудовых функций, регламентированных профессиональным стандартом, включая диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19. В программу включен паспорт станции «Алгоритм действий врача при оказании первичной медико-санитарной помощи пациенту с новой коронавирусной инфекцией (COVID - 19)».

Цель

Определить особенности содержания и организации учебного процесса по формированию у врачей профессиональных компетенций в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID – 19).

Материалы и методы

Методическим аккредитационно-симуляционным центром ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России разработан паспорт станции «Алгоритм действий врача при оказании первичной медико-санитарной помощи пациенту с новой коронавирусной инфекцией (COVID - 19)» в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей «Первичная медико-санитарная помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID – 19)». В контингент обучающихся включены врачи следующих специальностей: терапия, общая врачебная практика (семейная медицина), кардиология, нефрология, гастроэнтерология, неврология, гериатрия.

Результаты

Отличительные особенности программы и паспорта станции ⸻ направленность на овладение врачами полным спектром компетенций по выполнению трудовых функций: профилактике, диагностике, лечению пациентов COVID – 19. Разработанные разного уровня профессиональные ситуации имитируют: 1) контакт с лицом, болеющим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); 2) разную степень течения заболевания: а) легкое течение заболевания; б) среднетяжелую форму заболевания; в) течение тяжелой формы заболевания, внебольничной пневмонии, осложненной острой дыхательной недостаточностью (ОДН); 3) диспансерное наблюдение за пациентами, перенесшими COVID – 19. Симуляционное обучение включает моделирование наиболее трудных, часто встречаемых ситуаций, что позволяет за минимальный срок обучения сформировать у врачей способность к решению реальных профессиональных задач. Так, например, имитируются показатели: дыхательных шумов; визуализации экскурсии грудной клетки; пульсации центральных и периферических артерий; отображения заданной электрокардиограммы на медицинское оборудование; речевого сопровождения; имитация цианоза; аускультативной картины работы сердца; потоотделения; изменения капиллярного наполнения и температуры кожных покровов; сатурации, ЧСС через настоящий пульсоксиметр; АД и температуры тела через симуляционный монитор пациента.
Моделирование диспансерного наблюдения за пациентами, перенёсшими COVID – 19 позволяет многократно задавать, повторять, варьировать необходимые этапы работы, что зачастую в реальных условиях выполнить невозможно. Контрольные чек-листы к каждой ситуации позволяют объективно оценить уровень сформированности умений и навыков.

Обсуждение

Функциональный анализ симуляционного оборудования, предназначенного для формирования компетенций врачей, показал необходимость усиления интеграции содержания теоретической подготовки врачей с этапом практической подготовки, что способствует повышению осознанности врачей в выполнении трудовых функций в решении наиболее трудных для обучения и часто встречаемых в практике врача практических задач. Алгоритм решения практических задач:
– ознакомление с заданием, сформулированным преподавателем в виде профессиональной ситуации и режима тренировки;
– анализ обучающимися содержания задания; определение состояния моделируемой ситуации, выявление отклонений от нормы, их величины и характера;
– принятие обучающимися решения и определения алгоритма действий, верных в заданной клинической ситуации;
– работа обучающихся с тренажером в моделируемой ситуации, отработка способов деятельности, текущий контроль сформированности умений на основе данных информационной части тренажера и заполнения контрольного чек-листа;
– анализ преподавателем и обучающимися успешности выполнения упражнений по показателям контрольного чек-листа;
– обоснование обучающимися действий, выполненных на тренажере, и полученных результатов.
Все виды деятельности обучающихся основываются на самоконтроле и самооценке своей работы.

Выводы

1. Структурной единицей содержания алгоритма действий врача по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациенту с новой коронавирусной инфекцией (COVID - 19) выступают практические задачи, наиболее часто встречаемые в практике врача.
2. Организация учебного процесса основывается на решении профессиональных задач.
3. Разработанные станция и ее паспорт направлены на освоение врачами полного спектра компетенций, необходимых для оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (Covid-19).

Тема: Терапия
СВЕТЛАНА АСТАНИНА