Автор(ы): Ю.П. Солдатов
Город: Курган
Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова»
Актуальность
Овладение манипуляционными навыками будущего врача травматолога-ортопеда является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего медицинского образования. Из особенностей специальности вытекает особая роль навыков, обеспечивающих безопасность пациента и самого врача. Исходя из этого, мануальные навыки должны выполняться строго по алгоритму протоколов и доведены до автоматизма. Большая роль в этом плане принадлежит организации применения и внедрению симуляционных технологий в подготовке специалистов по программам высшего профессионального образования.
Цель
Представить опыт применения обучающего симуляционного курса в программе практической подготовки ординаторов травматологов-ортопедов.
Материалы и методы
В ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А.Илизарова» в программу практической подготовки ординаторов травматологов-ортопедов в 2010 году был впервые введен обучающий симуляционный курс, который реализовывался перед прохождением практики в клинических подразделениях. Целью его явилось обеспечение готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к врачу травматологу-ортопеду, а также отработка и совершенствование навыков оказания первой и квалифицированной врачебной помощи взрослому населению в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний. Задачи данного симуляционного курса: 1) овладение специальными навыками и манипуляциями в травматологии и ортопедии, необходимыми для обеспечения лечебного процесса; 2) выполнение на муляжах лечебных и диагностических манипуляций, отработка которых на больных является неэтичной (скелетное вытяжение, проведение спиц, пункция суставов, монтаж аппаратов чрескостной фиксации, демонтаж аппаратов и др.); 3) отработка на муляжах и симуляторах мероприятий по оказанию неотложных мероприятий.
Общая трудоемкость симуляционного курса составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Программа содержит 4 раздела: сердечно-легочная реанимация, пункция суставов, остеосинтез в травматологии и ортопедии, эндопротезирование, лечение ортопедических заболеваний.
Формой проведения симуляционного курса является самостоятельная работа ординатора под контролем преподавателя по отработке навыков на манекенах и симуляторах. К курсу допускаются ординаторы, освоившие теоретическую часть после сдачи тестового контроля по теме.
Результаты
Контроль практических умений ординаторов после прохождения симуляционного курса показал, что внедрение симуляционных технологий в образовательный процесс позволяет улучшить качество обучения травматологов-ортопедов и повысить уровень хирургических навыков. При этом необходимо продолжить дальнейшую разработку симуляционных технологий для обучения травматологов-ортопедов.
Обсуждение
Рациональной формой проведения симуляционного курса, на наш взгляд. является самостоятельная работа ординатора под контролем преподавателя по отработке навыков на манекенах и симуляторах. Допуск ординатора к курсу должен проходить дифференцированно на основе показателей освоения теоретической части, после сдачи тестового контроля по теме. После зачета по теоретическим знаниям ординатор отрабатывает на муляжах основные навыки, которыми должен владеть врач при оказании помощи при неотложных и/или угрожающих жизни состояниях, а также при базовых инвазивных манипуляциях в травматологии-ортопедии.
Юрий Солдатов