Мультимедийные симуляции сценариев лечебно-диагностического процесса пациентов с кардиологической патологией

Автор(ы): Карась С.И., Васильцева О.Я., Гракова Е.В,

Город: Томск

Учреждение: НИИ кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН

Актуальность

Основной мотивацией для разработки различных симуляторов является ликвидация разрыва между теоретическими знаниями студентов и принятием ими клинических решений в безопасной для пациентов ситуации. Второй причиной внедрения этих технологий является необходимость стандартизации оценки клинико-диагностических компетенций врачей и возможность повторения клинической ситуации необходимое количество раз, исследуя различные стратегии и варианты действий. Одним из форматов симуляционного обучения является использование виртуальных пациентов, под которыми мы будем понимать компьютерные модели сценариев лечебно-диагностического процесса. В мире виртуальный пациент стал одной из немногих цифровых технологий, в значительной степени изменивших медицинское образование. Несмотря на большое количество научных публикаций и практических разработок за рубежом, в Российских медицинских вузах виртуальные пациенты этого типа практически не применяются.

Цель

Целью данного исследования является разработка виртуальных пациентов, как мультимедийных моделей диагностики и лечения больных с сердечно-сосудистой патологией.

Материалы и методы

Для создания каждого виртуального пациента использовались текстовое и мультимедийное описания реального случая заболевания. Источниками деперсонализированной информации служили:
• завершенная история болезни,
• описания и записи ЭКГ и Холтеровского мониторирования,
• описания и видеозаписи эхокардиографии,
• описания и видеозаписи УЗИ сонных, бедренных и почечных артерий, плевральной полости и перикарда,
• описания и результаты мультиспиральной компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии, рентгеновских исследований,
• описания и результаты прочих функциональных исследований,
• результаты лабораторной диагностики.
После экспертной оценки полноты и непротиворечивости всей информации о завершенном случае заболевания, она в согласованных шаблонах передается программистам для заполнения базы данных в СУБД PostgreSQL и размещения на сервере. Для обеспечения возможности удаленного доступа к виртуальным пациентам использованы технологии Web-программирования, в частности Java Script (фреймворк Vue.js) и Twitter bootstrap.

Результаты

С февраля 2019 года в НИИ кардиологии Томского НИМЦ идет процесс создания виртуальных пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В настоящее время разработан действующий прототип виртуального пациента с линейной траекторией предъявления информации обучающимся.
По каждому случаю доступна информация об анамнезе жизни и заболевания; жалобах и результатах объективного исследования; тактике ведения, плане обследования и консультаций; фармакологическом анамнезе и актуальных назначениях препаратов; показателях клинико-лабораторной диагностики; деперсонализированные врачебные заключения и результаты инструментальных методов исследования; информация о предварительном, дифференциальном и уточненном диагнозах. Все сведения о виртуальных пациентах структурированы закладками, каждая из которых означает либо изменившееся состояние пациента, либо появление новой диагностической информации, либо новые назначения врача. Изменяющиеся статусы пациента обозначены как «посещения», отражают этапы лечебно-диагностического процесса, демонстрируют обучающимся динамику состояния пациента и этапные врачебные решения. Количество посещений различается, отражая индивидуальные особенности протекания заболевания у больного и его лечения; финальное посещение содержит эпикриз истории болезни и рекомендации врача пациенту. Каждый виртуальный пациент является мультимедийной моделью диагностики и лечения конкретного больного, используемой для демонстрации обучающимся. Обучающиеся могут самостоятельно выбрать последовательность предъявления клинико-диагностической информации, т.е. свободно перемещаться между разными этапами лечебно-диагностического процесса.

Обсуждение

До конца 2019 года будут подготовлены 50 виртуальных пациентов для демонстрации диагностики и лечения сердечно-сосудистой патологии в линейной схеме. Демонстрационный вариант послужит основой для разработки методического обеспечения формирования врачебных компетенций обучающихся в области кардиологии с использованием технологии виртуальных пациентов, в том числе в дистанционном формате. В 2020 году на основе тех же виртуальных пациентов будут созданы разветвленные клинико-диагностические ситуационные задачи с возможностью изменения траектории как обучения, так и проверки сформированных компетенций. Интерактивность образовательной технологии существенно увеличится и будет заключаться в принятии обучающимися этапных решений, которые будут влиять на выбор дальнейшей траектории прохождения задачи и оцениваться по рейтинговой системе.

Выводы

Преимуществом мультимедийных интерактивных симуляций сценариев лечебно-диагностического процесса является возможность совершенствования навыков принятия врачами клинико-диагностических решений без риска навредить реальным пациентам с возможностью повторения клинической ситуации необходимое количество раз и объективной оценкой стандартизованных врачебных компетенций.
Данное исследование поддержано грантом РФФИ № 19-013-00231 А.

Тема: Стандартизированный пациент
Сергей Карась