Автор(ы): Черныш А.А., Маликов А.Я., Топанова А.А., Пармон Е.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБУ "НМИЦ им. В.А.Алмазова" Минздрава России
Актуальность
Перед современными врачами стоит задача не только быть хорошими специалистами в своей области, но и владеть навыками напрямую не связанными с их профессией, однако крайне необходимыми в повседневной жизни. К таким навыкам относятся лидерство, управление коллективом, распределение времени, работа над собственной эффективностью, правильное взаимодействие в социальных ролях, таких как начальник – подчиненный. Молодые ученые и молодые специалисты, делая свои первые шаги в профессиональной среде, испытывают проблемы в этой сфере.
Конечно, в современное время мы не имеем недостатка в источниках информации. Ежегодно на русском языке выходят сотни книг по менеджменту и саморазвитию, тысячи статей в интернете, зачастую самого разного качества и ценности. Не профессионал в большинстве случаев не способен систематизировать и применить в практике работающие технологии управления, как собой, так и другими. Профессиональной подготовке технологиям саморазвития нет ни в школе, ни в медицинских ВУЗах.
Цель
Помочь молодым врачам в систематизации знаний в области базового менеджмента и самоуправления, задать вектор саморазвития в этом направлении и заложить основу, на которую в будущем можно было бы наслаивать информацию, грамотно ее систематизируя.
Материалы и методы
Целевая аудитория – молодые врачи Центра Алмазова. Мы использовали базовые педагогические методы, такие как наблюдение, изучение опыта, педагогический эксперимент и методы изучения коллективных явлений.
Перед проведением программы обучения и после ее завершения было проведено анонимное анкетирование, направленное на выявление потребностей и удовлетворенность полученными знаниями. Использовалась авторская анкета полузакрытого типа.
Программа обучения была выстроена на базе книг по базовому менеджменту и саморазвитию. В основе труды В.К. Тарасова, А.С. Фридмана, Ч. Духигга, К. Макгонигал. Ситуационные задачи авторские.
Результаты
Во вводном анкетировании приняли участие 20 человек. Основное внимание на себя обращали следующие пункты: 60% называли планирование «жизненно важным», 75% отмечали своим приоритетом проработку силы воли, 65% говорили о том, что «жизненно важно» проработать управление привычками, регламентация в 70% случаев была важна исключительно для работы, половина опрошенных отмечала делегирование и координацию также «жизненно важными», контроль больше половины опрошенных считали важным для работы, 50% оценивали мотивацию крайней высоко, а такие пункты как лидерство и борьба набрали более 70% сторонников. В графе «актуальные задачи со свободным ответом» получены следующие данные: задавать вопросы, уметь генерировать и воплощать идеи, убедительно выступать перед большой аудиторией, уметь действовать, коммуникация, лидерство, уметь брать ответственность, расставлять приоритеты и планировать.
В первый день тренинга был дан исключительно лекционный материал по основам менеджмента и саморазвития. Были расшифрованы такие понятия как лидерство, сила воли, привычка, разобраны виды взаимодействия внутри коллектива, задачи руководителя и подчиненного, отличия лидера от руководителя. Во второй день обсуждались вопросы рационального распределения времени, делегирования, умения выстраивать приоритеты в текущих делах. Навыки были отработаны в командах на примерах из ситуационных задач.
На тренинге присутствовало 20 человек. 95% составили клинические ординаторы по разным специальностям, 5% молодые ученые, аспиранты. Все присутствующие были вовлечены в активную работу во время тренинга. Для решения ситуационных задач формировались команды, которые изменялись на каждом новом задании, что позволяло участникам разнообразить технологии коммуникации и адаптации к новым коллективам.
В качестве обратной связи было принято решение предложить слушателям сформировать анонимную анкету с заполнением фиксированных разделов: общее впечатление, польза, информационное наполнение, пожелания.
100% участников сочли тренинг полезным. 30% сочли, что тренинг нужно расширить более чем на 2 дня. 60% нашли тренинг интересным, познавательным. 20% написали, что тренинг превзошел их ожидания. 30% отметили, что используют полученные знания в повседневной жизни, а 40%, что тренинг помог структурировать свое время и научиться выставлять приоритеты. 70% опрошенных хотели бы увеличить количество ситуационных задач и добавить такую форму обучения в первый день. 70% опрошенных сказали, что хотели бы, чтобы тренинг имел продолжение с более подробным разбором отдельных тем.
Обсуждение
Полученные отзывы, а также количество запросов на участие, как повторное, так и первичное, заинтересованность от представителей разных уровней, говорит о том, что поднятая нами тематика актуальна и нужна. Мы планируем проведение данного тренинга на постоянной основе.
К непрогнозируемым результатам курса стоит отнести отклик и просьбу проведения подобного тренинга от профессорско-преподавательского состава Центра Алмазова, которые узнали о тренинге от своих младших коллег и учеников.
Безусловно, в плане дальнейшего развития, стоит отдаленное анкетирование с целью оценки реализации полученной информации в повседневной практике.
Арина Черныш