Автор(ы): Чечина И.Н.
Город: Барнаул
Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России
Актуальность
Задача повышения качества медицинского образования имеет в настоящее время особую актуальность. Переход на систему аккредитации специалиста, выход выпускника медицинского вуза сразу в «первичное звено» требуют от образовательной организации более тщательной подготовки медицинских кадров и обязательное формирование у будущих врачей необходимых для их дальнейшей работы навыков и компетенций.
Материалы и методы
Для эффективного развития симуляционной составляющей образовательного процесса в вузе должна быть разработана концепция симуляционного образования и определена потребность перехода от распределенного симуляционного обучения на клинических кафедрах к созданию централизованного симуляционного центра. Такое подразделение должно выполнять две задачи равной степени важности – обучения и контроля. Освоение практических навыков обучающимися в централизованном подразделении является более последовательным, обеспечивает преемственность освоения практических навыков при переходе от одного учебного модуля к другому в рамках одной образовательной программы, в специализированном центре больше внимания удается уделить правильной организации имитационного пространства. Имитационное пространство – это симулированная среда, погружаясь в которую, обучающийся оказывается в обстановке и ситуации, максимально приближенной к его будущей практической деятельности (виртуальная операционная, перевязочная, процедурный кабинет, палата и пр.). Организация реалистичных имитационных пространств на базе клинических кафедр довольно затруднительна, поэтому наличие централизованного симуляционного центра является важным условием для организации эффективного симуляционного тренинга.
Следующим этапом развития симуляционного обучения в вузе может стать открытие специализированных филиалов симуляционного центра на клинических базах, что способствует более плавному переходу от освоения практических навыков обучающимися в симулированных условиях к обучению в клинике «у постели больного». Отработав многократно тот или иной навык в симулированных условиях в рамках симуляционного занятия, обучающийся может перейти на следующий этап обучения – симуляционно-клиническое практическое занятия в специализированном филиале симуляционного центра на клинической базе. Следующим этапом обучения, несомненно, будет практическое занятие в клинике «у постели больного».
Результаты
Симуляционное обучение можно условно разделить на несколько уровней (ступеней):
1. Начальный уровень (элементы симуляционного обучения) - использование в учебном процессе видеофильмов, наглядных пособий, фантомов, муляжей и простых тренажеров для ознакомления с отдельными навыками и их освоения без применения технологии диагностической или лечебной процедуры (отдельный навык аускультации, пальпации, инъекции и пр.). Такое обучение начинается с кафедр, и затем переносится в симуляционный центр.
2. Базовый уровень (технологичный). Дает обучающемуся понимание технологии диагностического /лечебного процесса (обследование пациента с каким-либо заболеванием, проведение реанимационных мероприятий и т.д.), требует более сложного симуляционного оборудования, а также организации симулированной среды (палата, процедурный кабинет, родильный зал и пр.). Данный уровень должен составлять основную часть процесса симуляционного обучения на специалитете и частично применяться в программах обучения ординаторов. Реализуется данный уровень симуляционного обучения в централизованном симуляционном центре вуза, где сосредоточена основная часть симуляционного оборудования для отработки, а также контроля освоения основных практических навыков и технологии их применения в лечебных и диагностических целях.
3. Продвинутый уровень (интерактивный). Предполагает работу с симуляторами пациентов, имеющих «обратную связь», позволяет отрабатывать сложные клинические сценарии, работу в команде, требует применения участниками тренинга клинического мышления, принятия решений по ходу сценария в соответствии с изменением состояния и параметров жизнедеятельности виртуального пациента. Данный уровень требует наличия сложного симуляционного оборудования и высоко реалистичной симулированной среды, должен быть реализован в многопрофильном симуляционном центре или его специализированных филиалах на клинических базах. Данный уровень должен составлять основную часть процесса симуляционного обучения ординаторов, а также широко применяться в программах дополнительного профессионального образования врачей. В некоторых случаях, такие клинические сценарии в качестве эксперимента могут предлагаться и студентам. Несмотря на то, что студенты к качественной реализации полноценного клинического сценария могут быть еще не готовы, участие в подобном тренинге значительно повышает выживаемость полученных знаний и усиливает мотивацию к дальнейшему обучению.
Выводы
1.Развитие симуляционного обучения в медицинских вузах страны является одним из приоритетных направлений деятельности, которое, несомненно, ведет к повышения качества подготовки медицинских кадров.
2. Для повышения реалистичности процесса симуляционного обучения все виртуальные пространства должны быть оснащены медицинской мебелью и оборудованием (процедурные столики, мониторы пациента, аппараты ИВЛ, открытые реанимационные системы для младенцев и пр.). Только в этом случае тренинги, проходящие здесь, будут эффективным инструментом для освоения необходимых специалисту компетенций.
3. Филиалы симуляционного центра на клинических базах могут быть промежуточным звеном между занятием в симуляционном центре и обучением в клинике "у постели больного".
4. Симуляционное обучение актуально на всех уровнях образовательного процесса: от элементов симуляционного обучения и формирования простых навыков у студентов младших курсов, до сложных командных тренингов для практикующих врачей в рамках программ дополнительного профессионального образования.
Ирина Чечина