Автор(ы): Логвинов Ю.И., Кислый А.И.
Город: Москва
Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы
Актуальность
В условиях современных темпов развития симуляционного обучения и практически ежедневного появления инновационных решений и технологий, привносящих в эту область всё новые и новые возможности, становится очевидной необходимость разработки, создания и внедрения комплексного программно-аппаратного инструмента оценки КПД всех процессов, составляющих сложный и многогранный механизм получения знаний и навыков.
Материалы и методы
Как известно, в процессе разработки любой образовательной программы- на пути от ответа на вопрос «А чему мы будем обучать?» и до выпуска первого слушателя, идёт непрерывная работа по усовершенствованию модели и повышению эффективности самой методики обучения.
И абсолютно естественным является то, что в этом процессе принимают участие все действующие лица- как субъекты: специалисты, непосредственно участвующие в написании образовательной программы и подготовке учебно-методических материалов, преподаватели, инженерно-технический состав, так и объекты обучения- слушатели.
Учитывая этот факт, нам остаётся лишь составить представление о том, как наиболее эффективно использовать обратную связь, получаемую от участников процесса, в работе по улучшению качества профессионального обучения.
Результаты
Основываясь на внушительной статистической базе(по состоянию на 15 сентября 2017 года, обучение в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы прошли более 15000 слушателей), и учитывая специфику образовательного учреждения, применяющего в процессе обучения симуляционные технологии, мы считаем, что необходимо по-новому взглянуть на усовершенствование механизмов объективной оценки КПД обучающегося, или группы обучающихся.
Специалистами Учебного центра для медицинских работников - Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы ведётся исследовательская работа по различным направлениям, в конечном итоге, одной из основных целей которой, является создание универсального комплекса повышения эффективности образовательного процесса.
По ряду образовательных программ в обязательном порядке проводится электронное тестирование и анкетирование слушателей (к примеру, в период с апреля по июль 2017 года было проведено целевое анкетирование более чем семисот слушателей по разным образовательным программам с последующей последующей обработкой и анализом полученных данных) , ведётся детальная проработка каждого этапа обучения, вводятся специально разработанные чек-листы, регулярно вносятся изменения в перечень технического оснащения, используется широкий спектр возможностей системы управления образовательным учреждением- Learning Space Intuity (CAE Healthcare, США), являющей собой программно-аппаратный комплекс, оснащённый современной медиа-системой, проводится тестирование различного программного обеспечения и симуляционного оборудования.
Выводы
Разработка, создание и внедрение такого комплекса с интегрированной системой персонализации и возможностью удалённого доступа в личный кабинет позволит:
- слушателю не только систематизировать данные о уже пройденных им этапах обучения, но и сможет помочь в выборе вектора дальнейшего развития и профессионального роста.
- преподавателю объективно оценить исходный уровень знаний слушателя, более чётко выстраивать модель обучения, быстрее формировать индивидуальный подход и создавать благоприятную и наиболее комфортную атмосферу обучения.
- руководящему и организационно-методическому составу образовательного учреждения отслеживать и влиять на динамику изменения эффективности процесса обучения, а так же анализировать востребованность и необходимость внедрения новых образовательных программ и учебных курсов.
- инженерно-техническому составу, разработчикам и производителям симуляционного оборудования систематизировать статистические данные о поломках и сбоях в работе симуляторов и программного обеспечения, учитывать пожелания пользователей при разработке новых моделей.
Многоуровневый и модульный принцип построения такой системы призван в полной мере реализовать возможность проведения «самодиагностики» каждым участником процесса обучения, что в свою очередь неизбежно ведёт к выходу самой концепции передачи и получения знаний/умений и навыков на принципиально новый уровень.
Алексей Кислый