Автор(ы): Ивашиненко Д.М., Бурделова Е.В.
Город: Тула
Учреждение: ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет"
Актуальность
В настоящее время в РФ поэтапно внедряется аккредитация специалистов. Когда будет введена первичная специализированная аккредитация для выпускников ординатуры и врачей, которые получают новые специальности в рамках дополнительного профессионального образования, актуальным станет вопрос: "Каким образом будет проходить аккредитация специалистов, в профессиональной деятельности которых преобладают коммуникативные навыки, навыки которые невозможно продемонстрировать на манекенах и муляжах?". И поскольку с 2021 года периодическая аккредитация будет введена для всех специалистов, мы считаем, что вопрос использования стандартизированного пациента в обучении и оценке профессиональных навыков становится всё более актуальным.
Стандартизированный пациент (СП) - это лицо, обученное играть роль пациента, члена семьи или другого лица, что позволяет учащимся отрабатывать практические навыки: диагностики, ведения истории болезни, общения и другие. Сам стандартизированный пациент должен быть тщательно обучен, чтобы он смог сымитировать характеристики реального пациента, тем самым предоставляя обучающемуся возможность учиться в моделированной клинической среде и в дальнейшем в ней же пройти аккредитацию. Таким образом, в будущем предстоит решить следующие проблемы: отбор и обучение лиц, желающих стать стандартизированным пациентам; отбор клинические ситуации, в которых аккредитируемое лицо должно будет продемонстрировать свои профессиональные навыки; разработка методическое обеспечение работы СП; система оплаты его труда; разработка объективных критериев оценки уровня проверяемых компетенций.
Материалы и методы
Исследование было проведено в августе 2017 года. Специально для него сотрудниками кафедры психиатрии и наркологии был разработан опросник, состоящий из 12 открытых вопросов. В опросе участвовали 50 врачей: 33 психиатра, 13 наркологов, 4 психотерапевта. Им было предложено 2 блока вопросов. В блоке А было необходимо указать, врачом какой специальности является респондент. Если специальностей несколько, то нужно было указать по какой из них осуществляется профессиональная деятельность. В блоке В вопросы были сформулированы таким образом, чтобы была возможность оценить отношение и идеи врачей по данной проблеме. В нём содержались вопросы:
- какие навыки могут быть отработаны на стандартизированном пациенте в психиатрии/ психиатрии-наркологии/ психотерапии;
- как они оценивают возможность актёра симулировать психическое/ наркологическое заболевание;
- каким образом должно проходить обучение стандартизированного пациента в психиатрии, наркологии, психотерапии;
- какие положительные и отрицательные стороны они видят в использовании стандартизированного пациента для обучения и оценки навыков врача;
- возможно ли с использование стандартизированного пациента для обучения диагностическому поиску в психиатрии/ психиатрии-наркологии/ психотерапии;
- возможно ли с использование стандартизированного пациента для развития и оценки коммуникативных навыков в психиатрии/ психиатрии-наркологии/ психотерапии;
- возможно ли отработать на стандартизированном пациенте психотерапевтические методы и приёмы;
- ситуация, воспроизведённая в рамках аккредитации на стандартизированном пациенте, будет ли отражать реальную в кабинете врача.
Результаты
По результатам, проведённого опроса, 85% респондентов считают, что на стандартизированном пациенте могут быть отработаны коммуникативные навыки. Возможность обучения, а тем более оценки навыков диагностического поиска, вызвала сомнение у 45% - в связи с сомнениями в актёрском мастерстве и точности воспроизведения психопатологических симптомов. Обучение стандартизированного пациента, по мнению 90% врачей, должно проводиться в психиатрической клинике преподавателями медицинских ВУЗов, 30% из них указали, что такое обучение должно проводиться совместно с практикующими врачами. Из них 60% опрошенных считают, что стандартизированный пациент должен предварительно иметь возможность длительного общения с пациентами, страдающими психическим заболеванием. При этом они не представляют каким образом должна быть обеспечена данная возможность. Положительной стороной использования стандартизированного пациента, по мнению 75% врачей, является отсутствие вредных воздействий на пациентов. 65% - отметили, что использование стандартизированного пациента представляется им единственной альтернативой в обучении или в процессе аккредитации без задействования реальных больных. При этом, то же количество опрошенных высказали сомнения по поводу достоверности результатов такого обучения или процесса аккредитации с использование СП.
Обсуждение
В целом можно сказать, что идея использования стандартизированного пациента в процессе обучения или аккредитации поддерживается профессиональным сообществом психиатров, наркологов и психотерапевтов. Но было высказано множество сомнений по поводу возможности достоверно сымитировать клиническую ситуацию в психиатрической клинике. Это поднимает важные вопросы, а именно, кто, в какие сроки и как должен будет обучать будущих стандартизированных пациентов.
Дмитрий Ивашиненко